Свое 45-летие Павлодарский художественный музей празднует дважды. В сентябре 1964 года приказом областного отдела культуры он был официально создан. Торжественное же открытие экспозиции состоялось в 1965 году.Он стал вторым музеем живописи в Казахстане. До этого была только Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г. Шевченко. Огромную роль в создании музея сыграла инициатива павлодарских художников и на тот момент директора областного историко-краеведческого музея Ивана Лагутина. За 45 лет в музее собралась великолепная коллекция живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В фонде музея более 5500 экспонатов. О сегодняшнем дне музея рассказала его директор Галина Шестопалова. – Павлодар стал первым областным центром Казахстана, где был открыт художественный музей. Это связано и с общим подъемом города в 60-е годы, и с десятилетием целины. Активно работали местные художники, проходили выставки, и, конечно, большую роль сыграла личность Ивана Лагутина. Основа музея – это его коллекция. Какое-то время фонд комплектовался типично для музеев того времени. Существовала мощная система: Союз художников, Министерство культуры закупали у художников картины и передавали в музеи. – По какому принципу покупаются и передаются картины? – Музейное собрание в идеале складывается не хаотично, есть концепция комплектования фондов. Первоначально, действительно, к нам поступали экспонаты по решению комиссий худфонда и Министерства культуры. Но где-то к 80-м годам, когда коллекция в основном сформировалась, мы проанализировали фонды и определились, в чем же особенность нашего собрания и что нужно для его развития. У нас прекрасная коллекция искусства Казахстана. В то же время музей комплектовал коллекцию советского искусства, мы жили в этом едином пространстве и у нас сформировались достаточно интересные коллекции всех союзных республик. В основном это были художники, работающие в русле советской концепции. Но также выяснилось, что представлено и «неофициальное» искусство, работы художников андеграунда, таких как Лев Кропивницкий, Игорь Купряшин, Владимир Вейсберг. У нас есть одна из редких его работ, вошедшая в каталог Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. – Он редок даже для России? – Да. И он не единственный. Среди тех, чьи картины мало представлены в музеях, а сейчас получили мировое признание, Анатолий Зверев, Александр Харитонов, Анатолий Слепышев и др. В Павлодарском музее их работы есть. Четыре года назад мы получили неожиданную посылку из Израиля от известного художника Михаила Гробмана, который, узнав, что в нашем музее есть его ранняя работа, прислал нам несколько произведений последних лет. Такие вот бывают сюрпризы… – Коллекции музея, как известно, формируются и за счет подаренных работ самими художниками или меценатами… – Да, это так. Среди значимых поступлений – коллекция живописи и графики Михаила Колмогорова, им подаренная. Василий Мартынцев при жизни подарил нам картины, и его семья многое передала музею. Павел Лысенко передал более 30 своих работ, Иван Лагутин подарил свои картины и рисунки. Меценаты таких подарков нам не делают, а потому получается так, что меценатами для музея выступают сами художники. – А есть в музее картины, наличие которых – гордость? – Несомненно, ведь ценность произведения искусства с годами растет. В коллекции музея есть картины знаменитых авторов: известного художника Виктора Батурина (1863–1938), он жил в Москве, попал в Павлодар в 1919 году и прожил здесь 10 лет. У него брал первые уроки живописи Иван Лагутин. Есть уникальные работы казахстанских художников Абылхана Кастеева, Сергея Калмыкова, Жанатая Шарденова, Евгения Сидоркина и др., хранятся работы Ильи Глазунова, Зураба Церетели, Александра Тышлера, Ольги Булгаковой, Татьяны Яблонской и др. – Как вы думаете, а интерес публики к музею не пропадает? – Нет. У нас постоянно новые выставки. Хорошо, что молодежь в музей ходит. Возможно, и потому, что уже 11 лет мы проводим молодежные выставки «М*АРТ». Был момент на рубеже веков, когда мы осознали, что самым молодым членам Союза художников далеко за сорок. Задались вопросом: а что происходит в молодежной художественной среде? Сделали первую выставку, она называлась «День первого встречного». Она была немного сумбурная, если можно так выразиться, разношерстная, но среди участников были интересные художники: Евгений Фридлин, Владимир Ефремов,Татьяна Чевтаева, Андрей Оразбаев, Надежда Волкова, Александр Ерашов, Алексей Балин, Сауле Пернебаева, Василий Шишкин и многие другие. Выставки стали ежегодными, с большим количеством участников, однако, на мой взгляд, не всегда интересные. – Почему? – Мне кажется, что основная беда многих молодых художников – поверхностность. Молодому художнику можно простить отсутствие мастерства, была бы смелость идей, свое видение. А вот своего взгляда, своего почерка зачастую, увы, нет. – Назовите, пожалуйста, молодых и, на ваш взгляд, перспективных художников. Кроме Фридлина, конечно. – На Международный фестиваль творческой молодежи «Шабыт» в этом году мы рекомендовали работы Зуры Асылгазиной, Гульназ Алданазаровой, Жанар Амантаевой, они активно работают, участвуют в выставках. – А что надо, чтобы местный художник имел возможность выставить свои работы в музее? – Иметь не менее 50–60 работ, достойных, чтобы претендовать на персональную выставку в музее. Мы принимаем заявки от желающих, рассматриваем их. Что-то принимаем, что-то отклоняем. Денег за аренду наш музей по понятным причинам с автора не требует. Как правило, после выставки художник оставляет в дар музею свою работу. – По каким мотивам отказываете? – Если слабые работы. А если работы интересные, но их пока немного, можно выставиться и в другом месте, например, во Дворце культуры им. Естая, в областной библиотеке, где есть небольшая галерея и проходит много хороших выставок. – Вы упомянули слово «галерея». В крупных городах это модное и скорее всего прибыльное дело, а в провинции это возможно? – Частная галерея – это коммерческая организация. Чтобы галереи могли выжить, должна быть публика, готовая покупать работы. И это люди не просто богатые, но и образованные, со сформированным вкусом. Пока в небольшом городе это проблематично. Мало людей, готовых дорого платить за искусство.
Марина ПОПОВА, Павлодар | |