| Из Франции with love | В середине апреля в Алматы по традиции прошел Фестиваль французского кино. В этом году он открылся показом уже порядком нашумевшей в Европе картины «1+1» (в европейском прокате – «Неприкасаемые»).Этот фильм, вышедший в прокат в ноябре 2011 года, за неполные полгода побил массу рекордов. Во Франции его посмотрел каждый третий житель страны, он побил рекорды всех французских фильмов в Германии и сейчас № 1 в Италии. Он побил рекорд «Аватара» в Швейцарии. Доброе и смешное кино о парализованном аристократе и его сиделке – мужчине, только вышедшем из тюрьмы, как это ни парадоксально звучит, продолжает покорять мир. Одну из ролей в этом фильме сыграла французская актриса Анн Ле Ни. По приглашению организаторов фестиваля она приехала в Алматы на премьеру картины «1+1» и дала эксклюзивное интервью для «Литера», в котором рассказала о своем творчестве, мировой киноиндустрии, а также о том, как выглядел бы фильм «1+1», если бы его режиссером была она сама. ЛИТЕР-Неделя: Как вы считаете, почему фильм «1+1» имеет такой ошеломительный успех в Европе? А.Л.Н.: Вы знаете, иногда достаточно трудно объяснить успех, потому что бывает так, что очень хорошие фильмы не имеют массового успеха или, наоборот, плохие картины пользуются популярностью у зрителя. Я могу попытаться объяснить успех этого фильма во Франции. По моему мнению, «1+1» попал в самую сердцевину социальной ситуации в нашей стране. Что касается других стран, то тут мне даже трудно что-то объяснить. Может быть, потому что это такая глубоко затрагивающая человечная история. ЛИТЕР-Неделя: Вы не только актриса, но и режиссер. Если бы у вас была такая возможность, что бы вы с этой позиции изменили в фильме? А.Л.Н.: Я думаю, что фильм, который уже сделан и который уже есть, – это в своем жанре замечательная картина, и он должен оставаться таким, какой есть. Если бы я в качестве режиссера на эту же самую тему делала фильм, то есть взяла бы ту же идею, я, наверное, сделала бы его иначе. И это, по моему представлению, в меньшей степени была бы комедия. По крайней мере, фильм был бы менее оптимистичным. И тут нельзя сказать, что он был бы более драматичным, совсем нет. Просто он был бы более реалистичным в вопросах социальных отношений.
ЛИТЕР-Неделя: А вы кто больше по натуре: актриса или режиссер? А.Л.Н.: (Смеется.) Я даже не могу ответить. Это примерно так же, как сказать, кого ты больше любишь: маму или папу. ЛИТЕР-Неделя: Какие фильмы вам, как режиссеру, бывают интересны? А.Л.Н.: Я сама больше внутренне имею склонность к психологическим фильмам, в которых находят отражение и развитие какие-то человеческие взаимоотношения, людские истории. Но на этот вопрос очень трудно ответить. Я, например, сняла три фильма. И для меня эти три картины абсолютно разные, не похожие друг на друга ни в чем. Но критики и журналисты, посмотрев их, говорят: «Мы тебя по этим фильмам узнаем. Узнаем твой творческий почерк». Но я сама этого не могу понять. Мне изнутри этого не видно, потому что все мои фильмы на совершенно разные темы. И какую-то идею или сюжет мы выбираем не столько умом или каким-то рациональным ощущением, а больше сердцем. Вдруг вот этот сюжет нравится и хочется! ЛИТЕР-Неделя: Женщина-режиссер – явление довольно редкое. Легко ли вам в этом качестве отстаивать свою позицию, свое видение в мире, где правят мужчины, и что вас заставило сесть в режиссерское кресло? А.Л.Н.: Для меня, как для режиссера, при работе со съемочной группой трудностей нет никаких. И я в этом качестве не чувствую себя специально женщиной или режиссером. Да, в моем поколении и поколении старше меня режиссеров-женщин не так много, а вот в молодом поколении во Франции уже половина на половину. А что касается того, что меня заставило заняться этим… Я думаю, что какая-то часть меня, часть моего сознания и ума оказывалась невостребованной, пока я была только актрисой. И я хотела реализовать весь свой потенциал. Но при этом я совсем не хочу сказать о том, что, когда работаешь актрисой, мало пользуешься своим умом! (Смеется.) Это совсем не так! Просто какая-то часть моей творческой натуры оставалась за рамками актерской профессии. И мне захотелось это реализовать на режиссерском поприще. ЛИТЕР-Неделя: Анн, как вы считаете, почему европейское кино сейчас по популярности среди зрителей проигрывает голливудским фильмам? В чем, по вашему мнению, состоит кризис европейского кино и можно ли его преодолеть? А.Л.Н.: Я бы тут не стала объединять в одно понятие все европейское кино. Я думаю, если говорить о европейской киноиндустрии, то нужно указывать конкретную страну, потому что обстоятельства у государств разные. И ситуация именно с кино во Франции всегда была особенной. Франция всегда производила во много раз больше фильмов, чем другие европейские страны. Сейчас мы в год производим где-то 270 картин. И наш зритель смотрит примерно 45 процентов фильмов собственного производства. Это, думаю, в 5–10 раз больше, чем в других странах, включая даже такие крупные, как Германия, Испания, Италия. Конечно же, и во Франции американское кино пользуется значительной популярностью. Но мы понимаем, что у Америки другой жанр, другой стиль в постановке, значительно больше финансовых средств на это.
Так как я сама не являюсь продюсером, то мне трудно сказать, какой-то определенный рецепт, как популяризировать французские картины в мире. Но в отношении американских фильмов можно определенно сказать, что, как правило, они сняты больше для тинейджеров и с гораздо большим использованием спецэффектов, каких-то технических возможностей, формата 3D и так далее. То есть это чисто технические трюки, рассчитанные именно на очень молодое поколение. Во Франции подходы совсем другие. У нас тоже есть фильмы для тинейджеров, но создается и много глубоких и интересных картин для взрослой, уже зрелой аудитории. То есть в наших, французских, кинотеатрах публика присутствует разновозрастная, а не молодежная в большинстве своем, как часто бывает в других странах. Тут надо понимать еще, что французов всего чуть более 60 миллионов, и мы не можем соревноваться с американскими фильмами по финансовым вложениям. Соединенные Штаты Америки в свое кино вкладывают несравнимо больше, но у них совершенно иные подходы и другой масштаб распространения.
Юлия ЯМПОЛЬСКАЯ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |
|