| Гастрономические изыски | Гастрономическую комедию «Шеф» с Жаном Рено в главной роли алматинцам посчастливилось увидеть за две недели до премьеры в странах СНГ.Ее показали в рамках III фестиваля французского кино. На премьеру своего детища в Казахстан приехал режиссер и сценарист картины Даниэль Коэн, который в интервью «Литеру» рассказал о том, каково ему было работать с французской звездой мирового масштаба, а также о том, на какое кино предпочитает сейчас ходить зритель.
ЛИТЕР-Неделя: Почему вы решили снять фильм на кулинарную тему? И какую кухню вы сами предпочитаете? Д. К.: Если признаться честно, я сам люблю кухню и обожаю готовить. Мне нравятся разные кухни мира. Я, конечно, не готовлю какие-то гастрономические изыски, потому что для этого нужно владеть определенной техникой приготовления, и это требует очень много времени. Почему сюжет связан с гастрономией и с кухней? Мне давно хотелось снять фильм на эту тему. Потому что уже долгие годы, на протяжении, наверное, лет тридцати, а может быть, даже и больше, во Франции не выходило картины на эту тему. ЛИТЕР-Неделя: Роль «шефа» в вашей картине специально предназначалась для Жана Рено или на нее пробовались разные актеры? Д.К.: Нет, я сразу подумал о нем. И когда я ему эту роль предложил, он сказал да. Так и состоялся этот фильм. ЛИТЕР-Неделя: А как вам было с ним работать? Капризен ли он на площадке, помогал ли он вам, предлагал что-то или действовал только по вашим рекомендациям? Д.К.: Тут ни то и ни другое. Не могу сказать, что кто-то из нас доминировал на площадке или кто-то диктовал. Конечно, мы старались придерживаться сценария фильма. Во-первых, я хочу сказать, что мы работали в сотрудничестве и были на площадке как настоящие соратники. Многие сцены, которые предстояло снять на неделе, предварительно обсуждались, чтобы найти общую точку соприкосновения. Иногда у нас случались жаркие споры и дискуссии, берущие за живое. Но все это делалось для фильма и ради фильма. При всем при этом конфликтных ситуаций у нас не возникало. И мы старались все заранее обговорить, с тем чтобы прийти к общему знаменателю. ЛИТЕР-Неделя: А вообще за вашу режиссерскую карьеру вам приходилось работать с капризными актерами? Д.К.: Не могу сказать, что мне приходилось, как режиссеру, сталкиваться с суперзвездами, которые были бы слишком капризны. Я вообще считаю, что сейчас все меньше и меньше таких актеров. Может быть, есть какие-то суперстар голливудские, которые ведут себя так. Но я с такими не сталкивался. Если и возникали какие-то недопонимания или недомолвки, то это не потому, что им хотелось каких-то сверхъестественных условий или что они не хотят сниматься потому, что головка болит, а потому, что они, может быть, были как-то стеснены рамками сценария или что-то у них не получалась по сценарию. И это были обычные рабочие моменты, а не капризы даже. ЛИТЕР-Неделя: За время работы над фильмом «Шеф» вы сами узнали какие-то кулинарные секреты? Д.К.: Ну, естественно, поскольку сюжет у меня был гастрономический, я обращался к специальной литературе, прочитал много книг. И я познакомился с одной книгой, очень интересной с моей точки зрения. Это «Химия в вашей кастрюле» французского ученого, научного работника в области питания Тиса Эрве. И там как раз есть очень много всевозможных рецептов и секретов, которые можно было открыть для себя. Я сейчас конкретное что-то, конечно, уже не помню. Но хочу сказать, что книга очень интересная, полезная, и если мне что-то нужно будет этакое найти и приготовить, например шоколадный мусс, я всегда могу к ней обратиться. ЛИТЕР-Неделя: Даниэль, вы сами и актер и режиссер. Если бы вам предложили сниматься в фильме «Шеф» и предложили роль на выбор, кого вы бы сыграли? Д.К.: Я бы выбрал, наверное, кого-то одного из той троицы, которая сопровождает по сюжету наших двух главных героев. Мне они показались очень такими забавными и естественными. И они вызывают даже какое-то чувство нежности к себе. Я бы, наверное, с удовольствием сыграл бы одного из них. ЛИТЕР-Неделя: Как вы считаете, существует ли определенная формула хорошего, интересного для зрителя кино? Д.К.: (Смеется) О, если бы я знал этот секрет, я бы, знаете, каким богатым бы был! Мне кажется, что главное в создании фильма – это история, которая лежит в его основе. И первая отправная точка для режиссера – найти хорошую, интересную историю, которая могла бы заворожить зрителя, чтобы он, посмотрев картину и выйдя из зала кинотеатра, сказал для себя: «Надо мне все-таки прислушаться к себе, посмотреть, может быть, уже хватит проявлять столько эгоизма по отношению к окружающим. Может, мне надо пересмотреть свое отношение к тому-то и тому-то». То есть история должна быть такая, что она должна подвигнуть зрителя отреагировать и преломить ее на себя. ЛИТЕР-Неделя: Вы по своей творческой натуре кто больше – актер или режиссер? Д.К.: Мне нравятся обе ипостаси. Но, конечно, скажу, что мое предпочтение идет скорее к сценаристу и режиссеру. Потому что это требует больших усилий, большей отдачи и концентрации. Это труднее работа, безусловно, но она меня привлекает все равно больше. ЛИТЕР-Неделя: Как вы считаете, почему сейчас европейское кино по популярности настолько уступает голливудским фильмам? В чем, по вашему мнению, состоит кризис европейского кино и как его преодолеть? Д.К.: Существует, я, правда, не помню, кто сказал, такое выражение: «Как только кино родилось, оно находится в постоянном непроходящем кризисе». Но что касается Франции, то у нас все несколько иначе. Дело в том, что французская кинематографическая индустрия пользуется значительной поддержкой государства. У нас снимается около 270 фильмов в год. В других европейских странах, может быть, да, идет только американское кино в кинотеатрах. Но для Франции это не тот случай. Все-таки у нас кино развивается, и я считаю, что через свою кинематографию Франция дает посыл всему миру. И именно таким образом представляет себя и как страну, и как культуру. Поэтому сказать, что французское кино находится в кризисе, я не могу. А что касается вопроса популяризации европейского и в том числе французского кино в мире, я могу сказать только то, что касается моих фильмов. Например, когда я создавал сценарий «Шефа», я уже думал о том, чтобы этот сюжет был интересен не только французам, но и во всех других странах. Чтобы была история универсальная. Скажем, предыдущий мой фильм («Два мира». – Прим. ред.) очень хорошо демонстрировался в Китае, в России. Он получил очень хорошие отзывы. Я думаю, это самый главный аргумент, когда ты начинаешь снимать фильм или писать сценарий, подумать о том, что он должен нести универсальный посыл. ЛИТЕР-Неделя: По вашему мнению, звездный актерский состав кардинально ли влияет на популярность кино? Д.К.: Я думаю, что участие каких-то суперзвезд особенно важно на первом этапе, когда идет утверждение бюджета, когда идет поиск денег. Когда, если в картине участвует звезда, можно получить и добиться большего. А уже когда фильм готов и демонстрируется в зале, мне кажется, и сейчас это все больше и больше проявляется, для зрителя важна история, которая стоит за этими персонажами. И, я считаю, зритель сейчас идет в кинотеатр не на актера, а на сюжет.
Юлия ЯМПОЛЬСКАЯ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |
|