В прошлой «толстушке» (см. №184 от 6 октября 2010 г.) мы уже писали о съемках фильма «Два пистолета» режиссеров Дениса Куклина и Льва Мариупольского. Одну из главных ролей там играет народный артист России Юрий Стоянов. В перерыве между съемками актер встретился с журналистами и поделился своими, к слову сказать, весьма критическими взглядами на современное кино и телевидение. ЛИТЕР-Неделя: Как вы попали на проект «Два пистолета»? Ю.С.: Ну как обычно актеры попадают в проект? Мне позвонили и пригласили на эту роль. Конечно, у режиссера присутствует еще и внутренний кастинг – то есть своим чутьем он понял, что я подхожу на эту роль. Есть то, что хочется, а есть то, что нужно. Ну конечно, если бы режиссеру Денису Куклину позволили средства, то у него бы получились не «Два пистолета», а «Карты, деньги, два ствола». Но нужно же исходить из возможностей вновь зарождающегося кино. У нас ведь кино каждые десять лет умирает, а потом оно начинает возрождаться – и все из пепла, все с нуля. Как будто и не было потрясающих традиций казахского кинематографа, узбекского и т.д. И то же самое в России. Мне очень интересно, что я присутствую при возрождении такого формата или даже всего кинематографа. Он, конечно, учитывает какие-то традиции, но все упирается в деньги. И хорошо, что есть возможность воспользоваться поддержкой канала – это очень сильная медийная поддержка. ЛИТЕР-Неделя: И вы сразу согласились? Ю.С.: Конечно, нет. Я сначала прочитал сценарий. Вообще, если я вижу на сценарии определение жанра «комедия», я уже к этому предвзято отношусь. Поскольку в этом жанре я давно работаю на телевидении, то в кино у меня другие приоритеты. От фильмов, которые себя определяют как комедия, я заранее отказываюсь. Поскольку сценарии востребуют от меня то, что я много раз делал на телевидении в программе «Городок». Мне это не интересно. Кинематограф – абсолютно другая история для меня. И сюда я прилетел не денег срубить, а достойно сняться и получить неплохое вознаграждение за свою работу. Хотя бывает, что я и сценариев не читаю – я очень интуитивный человек Мне важно пообщаться с режиссером, посмотреть ему в глаза, понять, что за люди будут меня окружать. Вот такой человеческий, если хотите, женский подход. ЛИТЕР-Неделя: Довольно странно слышать отрицательный отзыв о комедиях от создателя «Городка». Ю.С.: Во-первых, это связано с уровнем комедий, которые сейчас снимаются. Порой они меня просто ужасают. С другой стороны, я же не отказался 11 лет назад сниматься в «Ландыше серебристом». Потому что там есть человеческая история – некий человек, который проживает не свою жизнь. Если бы вы прочитали сценарий «Бриллиантовой руки», то удивились бы – это очень несмешной сценарий, но в результате получился очень смешной фильм. Просто великий режиссер и великие артисты знали, что делали. Мне же не интересно повторять одно и то же, что я вот уже 18 лет делаю в программе «Городок». Вот в декабре выходит в прокат несколько картин, которые не имеют отношения к жанру комедии и в которых вы меня просто не узнаете. ЛИТЕР-Неделя: Тем не менее в свое время вы снялись в очень неоднозначных комедиях: «Гитлер капут!» и «Очень русский детектив». Ю.С.: Что касается фильма «Гитлер капут!», то это действительно моя творческая ошибка. Когда я прочитал сценарий «Гитлер капут!», то мне очень понравилась идея этого фильма. И я задумался: как же подать Бормана, да еще и голубого? И ляпнул, не подумавши, художникам: «Вы сшейте мне белую рубашку. Но когда я буду снимать фашистский мундир, пусть выяснится, что белым является только шейный треугольничек, а вся рубашка у меня в цветочках». Они так и сделали, и я потом уже не смог отказаться. Пришлось сняться. Но уже от следующего фильма из этой серии – «Наполеон капут», или, как он сейчас называется, «Ржевский против Наполеона», отказался. А вот «Очень русским детективом» я горжусь – это потрясающая пародия на все американские триллеры. Недооцененный фильм! Продюсеры крайне неудачно сработали, и картина пошла насмарку. ЛИТЕР-Неделя: Расскажите все же о «Городке». Слухи о закрытии передачи появляются постоянно. Потом у многих зрителей возникло ощущение, что вы устали от нее. Ю.С.: Нет, это не мы устали. Но где-то с 2003-го по 2007 год программа действительно находилась в стагнации. Но вы посмотрите последние выпуски – они настолько тонки и смешны, что мы сами себе удивляемся. А вообще, назовите мне программу, которая держится в эфире 18 лет. А слухи – естественная вещь. Интернет – это большая помойка, в которую надо постоянно подбрасывать какие-то отбросы. Вот вам пример, как работают некоторые журналисты. Звонят мне и спрашивают: «Юрий Николаевич, что вы сейчас снимаете?». Я отвечаю: «Сейчас у нас сентябрь, снимаю октябрьскую программу» – «А дальше что?». – «В октябре будем снимать ноябрьскую, в ноябре – декабрьскую, и так, надеюсь, еще много-много лет подряд!». Потом выходит статья с заголовком: «Городок» закрывают!». Я открываю, читаю. «Юрий Николаевич, что вы сейчас делаете?». – «Я буду снимать октябрьскую и ноябрьскую передачи». – «А дальше?». – «А дальше – ничего…». Я это говорил? ЛИТЕР-Неделя: Можно ли сказать, что вы ушли из театра, чтобы состояться в «Городке». Ю.С.: Все-таки в театре я очень долго ощущал себя нереализованным человеком, хотя работал в одном из лучших театров страны – Ленинградском БДТ у Георгия Александровича Товстоногова. Но только после «Городка» я стал абсолютно счастливым человеком. Ведь я – человек второй половины жизни. В молодости я был абсолютно невостребованным артистом что в театре, что в кино. Когда-то в 1978 году знаменитый режиссер Авербах подписал мне смертный приговор в профессии. «Артист с неопределенной внешностью» – написал он в моей анкете. И все. До свидания, «Ленфильм»! Я ни разу в жизни там не снялся. Моя тетя – киновед – говорила: «Ну у тебя и рожа. С такой рожей в любом фильме за любой стол посадить можно». А мама: «Ну у тебя и лицо. Похож на всех царей сразу». Только потом я понял, что моя внешность позволяет мне играть все. Зачешусь вот так (показывает) – буду одним человеком, в другую сторону – другим. И в «Городке» я что хочу, то и делаю. Я для этого и ушел из театра, чтобы не зависеть ни от кого. Я прихожу на работу без всякого чувства ответственности. А еще очень люблю все юмористические передачи, которые выходят на территории России. Потому что каждый раз, когда я их смотрю, вижу, что львиная их доля стоит ногами на фундаменте под названием «Городок». И как бы ни хулиганили в «Комеди клаб», ноги тоже растут оттуда. Вот пообещайте мне, что, когда у вас в гостях будут его участники, вы спросите у них, что они думают о программе «Городок». Вы услышите очень хорошие слова, которые обычно говорят о любимых учителях. Подумайте, до нас скрытой камерой в этой стране никто не снимал. ЛИТЕР-Неделя: Нет ли желания возродить эту «фишку»? Ю.С.: Нет, эта идея умерла окончательно. «Скрытая камера» окончательно девальвировалась из-за того, что появилось множество подделок, где постановочные скетчи выдаются за якобы съемки скрытой камерой ЛИТЕР-Неделя: И даже знаменитая программа «Розыгрыш»? Ю.С.: Конечно, это постановка чистой воды! Что это такое – человек удаляется, а я слышу, что он говорит! Что это за «подсъемка с плеча»?! Это любой профессионал с телевидения с первого раза «раскусит». И вообще, формат «Розыгрыша» мне не интересен. Я хочу знать, что чувствует простой, не очень трезвый и не очень хорошо одетый человек, идущий мне навстречу. А не то, какое бриллиантовое кольцо носит Ксения Собчак. И тем не менее, если люди это смотрят, значит, это имеет право на жизнь. Опять-таки спросите у создателей программы «Розыгрыш»: кого они считают своими учителями? И они вам ответят: «Программу «Городок». ЛИТЕР-Неделя: Очень давно меня интересовал вопрос: как появился в «Городке» Модест – один из самых живучих и самых смешных ваших персонажей? Ю.С.: Мы снимали сюжет про археологов – я играл человека, который приходил к начальнику экспедиции и приносил кости. И он мне говорил: «Вот если б ты принес мне осколок черепа, я бы тебе тысячу дал». Но получалось крайне не смешно! Тогда я начал придумывать какие-то ухищрения, горб. И про себя думал: «Ну это уже антипрофессионально! Какая-то дешевая клоунада». Тогда я попросил, чтобы мне придумали вычурное имя – получилось Модест. Чтобы был очень уродливый человек с очень вычурным именем. Образ получился просто замечательным, и он будет жить столько, сколько существует бездарная реклама. Так как Модест у нас родился от рекламы и ею питается. А вообще что играть его? Взял один кусок ваты (сует кусок бумаги в нос), второй кусок ваты… Третий – в рот. Волосы зачесал (показывает). И пожалуйста! (декламирует что-то несвязное фирменным голосом Модеста). ЛИТЕР-Неделя: Хочется спросить и про ваши женские образы, хотя известно, что вы не очень жалуете такие вопросы? Ю.С.: Я знаю, что женские образы у меня получаются во многом благодаря моему партнеру Илье Олейникову – ведь, кроме него, на площадке нет других актеров, которые относятся ко мне как к женщине (красивой, уродливой, счастливой, несчастной, глупой, умной). А вообще я отвечу вам так – чтобы играть женщину, надо очень сильно ее любить.
Константин КОЗЛОВ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |