| Актерский портрет | Ежегодно в Алматы в рамках разных антрепризных театров приезжают самые разные российские звезды, правда, все чаще в нашу сторону смотрят те, чья слава осталась где-то позади, а желание купаться в овациях все еще живо.То же самое можно сказать и про материал, который звезды охотно презентуют неискушенным алматинцам: скромные декорации, несложные костюмы и не самая яркая игра. А потому зачастую после очередной такой встречи со звездой в душу невольно закрадывается сомнение: а не обманули ли тебя кумиры? Однако в минувшие выходные алматинцы увидели, что скромные декорации, несложные костюмы – все это можно простить и понять, когда игра артистов по-настоящему блестяща. Два дня подряд на сцене Лермонтовки Максим Аверин, Владимир Большов и Агриппина Стеклова играли спектакль «Портрет» по одноименной повести Николая Гоголя.
Ежегодно в рамках разных антрепризных спектаклей в Алматы приезжает большое количество российских актеров. Правда, зачастую к нам приезжают те, чья слава уже немного поутихла на родине, да и спектакли с их участием уже всем там набили оскомину. Однако в минувшие выходные театр Лермонтова взорвала звезда, чья слава сейчас в зените, его имя на афише – уже залог успеха, будь то спектакль, телесериал или даже новогодний концерт. Максим Аверин два дня подряд знакомил алматинцев и гостей южной столицы с повестью Николая Гоголя «Портрет». Максим Аверин – яркий театральный актер, однако славу и любовь ему принес кинематограф. Роль простого обаятельного мента Глухаря сделала его мечтой женщин, не остались равнодушными к такому образу представителя закона и мужчины. А потому новость о том, что артист выступит в Алматы, не оставила никого равнодушным. Билеты стали исчезать из продажи в странной последовательности: партер, амфитеатр и только потом уже галерка. Желающих заглянуть в глаза кумира было много, однако как только погас свет, артист вошел в зал и сел ко всем присутствующим спиной… Первую часть спектакль, если так можно говорить об одноактной постановке, Аверин играл при опущенном занавесе. А потому единственной декорацией на сцене был небольшой диванчик. Однако благодаря блестящей игре актеров Максима Аверина и Владимира Большова зритель увидел все то, о чем говорили актеры – лавку с картинами, где Чартков на последние деньги покупает странный портрет старика с глазами живого человека. Он не задумываясь потратил на нее все деньги только потому, что в этой неприглядной картине увидел талантливую кисть художника. История у портрета довольная темная, по ночам старик в исполнении Владимира Большова выходит из этой рамы и пересчитывает свертки с деньгами, и в решающий момент, когда к Чарткову за долгом приходит арендодатель, его спасает как раз такой сверток. Но это помощь от дьявола, который непременно будет требовать что-то взамен. Благая мысль покончить с долгами, запереться в мастерской и творить довольно быстро сменяется другой, более яркой и значимой. Чартков испытывает сомнение, а был ли прав его учитель, говоря о его таланте, талантлив ли он вообще? В поисках ответа на эти вопросы он пускается во все тяжкие. Из скромного художника, увлеченного поиском новых идей и линий, он превращается в художника, ведущего светскую жизнь и пишущего портреты на заказ. Занавес открывается, но сцена по-прежнему удивительно скромна. Черный фон, рама картины, лежащая на полу, и кресло. В этой части к мужскому обществу присоединяется и Агреппина Стеклова, исполняющая роль богатой дамы, ценительницы прекрасного. В мастерскую к молодому и неизвестному художнику приводит ее заметка в газете, и художнику предстоит написать портрет ее юной дочери с желтоватым лицом и синяками под глазами. Талантливому художнику не сразу удается угодить властной женщине и разглядеть румянец на щеках юной леди и озорные искорки в потухших глазах. Но результат получен. Это второй толчок на пути изменений, на пути подмены настоящего и талантливого Чарткова на своего двойника-самодура. Ритм жизни Чарткова, дающего о себе лестные отзывы в местные газеты, заметно ускоряется: то и дело приходят люди и просят рисовать их иными, приукрашенными, просят рисовать своих собак, жен, дочерей. В этом потоке Чартков забывает обо всем, он все чаще доверяет эту работу своим ученикам, предпочитая посещать разные светские приемы и выставки. И казалось бы, жизнь прекрасна: он богат, успешен, его имя у всех на слуху, однако наступает момент прозрения. Все чаще он обращает внимание на работы своих сокурсников, на то, как сильна их кисть, как прекрасны их полотна. Он скупает их все, но вместо того чтобы, как и прежде, погружаться в изучение, пытаться понять и, возможно, перенять чужой опыт, он их рвет, режет, сжигает. Им овладевает злость и ненависть, которые сжигают его изнутри. Он умирает в горячке, так и не поняв, а был ли у него вообще этот талант? Если герою Максима Аверина так и не удалось получить ответ на этот вопрос, то зрителю ответ стал очевиден. Максим Аверин действительно талантливый и многожанровый актер.
Марго ЭРВАНД, Алматы | |
|