| Искусство – язык духа | Сегодня в казахской художественной школе можно выделить несколько разных направлений, стабильно развивающихся. Прежде всего речь идет о концептуализме.Ярким примером в этом направлении является дизайнер и художник Акмарал Еспенбетова, которая влилась в круг художников, объединенных идеей концептуального осмысления жизненных явлений. При первом беглом знакомстве с работами Акмарал у зрителя может создаться впечатление, что это – монотонный период творчества, характеризующийся общими целями и единым методом. Однако при более тесном контакте появляется возможность проследить эволюцию творческого пути Акмарал, которая в эти годы пережила самый, может быть, важный период формирования профессионального художника, наделенного своеобразным видением мира. Во многом на жизнь и творчество Акмарал Еспенбетовой повлияло ее окружение. Можно сказать, что свой дар она получила уже на генетическом уровне. Акмарал родилась в творческой семье. Ее отец – Ахметжан Еспенбет – известный алматинский архитектор, кандидат архитектуры, ассоциированный профессор факультета архитектуры КазГАСА. После окончания факультета дизайна Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкбаева Акмарал продолжила учебу в Европейском институте дизайна в Милане (Италия). Завершила она свое образование в Казахстанско-Британском техническом университете (КБТУ), получив степень магистра делового администратирования в маркетинге и менеджмента. За время учебы Акмарал принимала активное участие в многочисленных конкурсах, выставках, проходивших в разных городах Италии (Флоренции, Болонье, Милане), а также в городах Казахстана (Алматы и Астане).
Нам удалось познакомиться с Акмарал в ходе ее персональной выставки, которая проходила с 1 по 12 мая в выставочном зале Школы изобразительного искусства и технического дизайна им. А. Кастеева. – Я знакома со многими художниками, которые занимаются сплошным подражательством в искусстве, служа подмастерьем у Сальвадора Дали, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти, Альбрехта Дюрера. Да, конечно, я преклоняюсь и люблю Ван Гога, Сальвадора Дали, Куинджи. Но меня учили, что мир живописи и графики не ограничивается их творениями! – восклицает художник. В свои юные годы она весьма смела в суждениях, лишена предрассудков. Так, по ее мнению, настоящее искусство, если оно является таковым, не имеет никаких ограничений. «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Мону Лизу» («Джоконда») Леонардо да Винчи она смело ставит в один ряд и считает, что эти великие творения достойны друг друга. Правда, некоторых художников может шокировать это суждение: как можно уравнять художественную ценность «Джоконды» с геометрической фигурой?! Но ведь это полноценные шедевры, и при их создании авторы преследовали разные цели. – Я в своих картинах прежде всего хочу передать свое внутреннее состояние. Все мы несем в себе память поколений. Полный безотчетного и преданного стремления к идеалу, творимый в противовес деформации сознания современника, художественный мир – это продолжение вечного стремления к высшему идеалу и духовному совершенству, – признается Акмарал. Живописные и графические работы Акмарал – бесконечно женский взгляд на отражающий мир, легко управляемый стиль. Необычайная подача всем знакомых и простых вещей. И самое главное – яркий цвет, который по-прежнему остается для человека загадочным и удивительным явлением, от которого мы все зависим. Цветовой контраст всегда несет в себе конфликтное начало, хотя на Востоке пестрая гамма цветов в народно-прикладном искусстве традиционна (оранжевый, белый, синий, голубой, красный). Иногда взмах цветового тона создает таинственный шорох. Эти звуки должны быть услышаны зрителем. Что касается цветовой гаммы картин Акмарал, то здесь у автора можно проследить полное «цветовое раздолье», ее картины насыщены яркими красками, которые обрамлены ореолом белого фона. Благодаря насыщенным краскам зрители буквально заворожены интересным сочетанием палитры художницы Акмарал Еспенбетовой. Она является ярким примером нового поколения художников, достойным представителем искусства Казахстана XXI века. Ее отличают умение ощущать во всем жизнь, дыхание универсума, тяга передать беспредельность его высот, пространств и границ. Такова живописная трансформация векового духовного опыта народа. Насколько исчерпана традиционная форма живописи, графики как условного пространства в плоскости? Вопросы. Но когда работаешь, желательно категоричные ответы отложить в сторону и идти по зову сердца. В этом высшая степень профессионализма, апогей импровизации.
Манат БЕЙСЕМБАЙ, архитектор, почетный академик МААСВ, профессор МААМ, КазГАСА | |
|