Сегодня Ирина Петровна Купченко до сих пор востребована у режиссеров и продюсеров, однако «медийной» персоной ее никак назвать нельзя. Она до сих пор очень требовательно относится к выбору ролей, считая, впрочем, гонорар не самым последним фактором в этом деле. О взглядах в искусстве, о творческих планах Ирины Купченко – материал «ЛИТЕР-Недели».
ЛИТЕР-Неделя: Ирина Петровна, как сформировался ваш экранный дуэт с Олегом Янковским, с которым вы многократно на экране изображали супругов? И.К.: С Олегом мы первый раз вместе снимались в картине «Звезда пленительного счастья» у Владимира Мотыля, хотя и не пересекались в кадре. Вообще у нас, по-моему, 6 совместных картин. Но это же не мы выбираем друг друга, а режиссеры видят нас парой. Мы с Олегом часто разговаривали на эту тему: почему мы все время играем мужа и жену? Он тогда мне сказал: «Наверное, у нас общий психофизический тип». Мы просто подходим друг другу. Вот, например, с Лешей Петренко мы тоже играли мужа и жену, хотя у нас совершенно разные типы. Но нас тоже приглашают на роли супругов – мы однажды играли Льва Николаевича и Софью Андреевну Толстых. Пару воспринимает еще и зритель, как ни странно, во мне нет ничего от жены Олега и в Олеге нет, а точнее, не было ничего от моего мужа. ЛИТЕР-Неделя: Что подпитывает ваше творчество сегодня? И.К.: Подпитывает сама профессия. Актер – это уже изменения в природе, на генном уровне. И то, как мы видим, чувствуем этот мир, как мы живем, зачем мы живем – все это и подпитывает нас как творческих людей. Какая-то идея, которая в каждом человеке есть. Для меня очень многое значит и природа. Нигде я так не отдыхаю, как на природе. Это еще Толстой говорил: «Счастливы те люди, которые живут в гармонии с природой». ЛИТЕР-Неделя: Над чем вы сейчас работаете? И.К.: Я довольно плотно занята в репертуаре театра имени Вахтангова. Сейчас вышел новый спектакль нашего нового худрука Римаса Туминаса. В кино я тоже снимаюсь довольно плотно, но очень многие из моих работ не выходят на экран. Например, я помню замечательный фильм «Ночь светла» Романа Балаяна, но его видело очень мало зрителей. Меня даже выдвигали на «Золотой орел» за лучшую женскую роль второго плана, но я не получила этот приз, а наградили меня за совершенно другой фильм, роль в котором была выписана намного слабее. Это ремейк старого фильма «Розыгрыш». Сейчас я буду сниматься в фильме с Владимиром Ильиным и Федором Добронравовым, снялась также в фильме «Пара гнедых». А недавно на экраны вышел сериал «Земский доктор», где я снималась с Татьяной Васильевой, Ольгой Будиной, Сашей Лазаревым. Там я играю бабушку, и сейчас мне это приходится делать все чаще и чаще. Но это мне уже менее интересно. ЛИТЕР-Неделя: Вами уже был упомянут фильм «Розыгрыш», ремейк знаменитого фильма Владимира Меньшова. Сегодня стало очень модно снимать старые истории на новый лад. Это исключительно ради гонораров или вы считаете, что продолжение даже много лет спустя может получиться хорошим? И.К.: Надо все-таки разграничить: как я отношусь к ремейкам и почему я согласилась сыграть в этом фильме. Картину Меньшова на момент съемок я вообще не видела и просто снималась в картине, которая показалась мне интересной. Это снимала студия Павла Лунгина, он сам попросил меня сняться в этой роли. Получился довольно симпатичный фильм. И то, что я сказала, что мне не нравится моя роль, вовсе не означает, что мне не нравится фильм. Я сравниваю только роли: и из-за одних только гонораров я никогда не соглашаюсь, потому что все-таки не хочется терять честного имени из-за денег. Потому что, как говорила Раневская, деньги потрачены, а позор остался. Хотя гонорар – вещь, конечно, существенная. Ведь можно ждать какую-то высокохудожественную роль и не дождаться ее никогда. Я могу согласиться сыграть в довольно слабом с художественной точки зрения фильме, но я никогда не снимусь в том, с чем я идеологически не согласна. Что касается ремейков вообще, то я к ним отношусь отрицательно, так как вообще не понимаю, зачем это делать. Так же, как я не понимаю, зачем нужно брать талантливое классическое произведение, переворачивать его с ног на голову, все менять, и вообще деструктивность и разрушительность в искусстве я не приемлю. ЛИТЕР-Неделя: Каково вам работать с дебютантами на съемочной площадке? И.К.: Сейчас очень много молодых талантливых актеров, но они попадают в очень невыгодные для себя с профессиональной стороны условия, начиная сниматься не в художественных фильмах, а в «мыле». Это же чудовищная практика: тебе дают текст за 5 минут до съемок, ты идешь в кадр, тарабанишь текст, только успеваешь переодеваться, 12 часов – съемочная смена. Ужас! А ведь очень важно то, как актер стартует. В сериалах снимаются очень талантливые актеры, самородки, я бы даже сказала. Но даже самородок не может выжить в таких условиях, он все равно испортится. Профессия, особенно на первых порах, это погружение в работу. Сериалы актеров губят. Как складывается их жизнь после этих мыльных опер – это отдельная история. ЛИТЕР-Неделя: А вы сами ходите в кинотеатры? И вообще какие фильмы любите? И.К.: Я люблю хорошие фильмы, и русские, и голливудские. Есть фильмы, которые я люблю как профессионал, и фильмы, любимые мною как зрителем. Я обожаю ленты с Одри Хепберн – это ценно для меня и как для зрителя, и как для актрисы. ЛИТЕР-Неделя: Вы снимались у казахстанского режиссера Серика Апрымова в его работе для Первого канала «Дом на Озерной». Причем там вы играли вместе со своим мужем Василием Лановым, хотя когда-то он зарекся играть вместе с вами после фильма «Странная женщина»? И.К.: Опять-таки это не мы выбираем себе партнеров, а режиссеры. И вообще нас с Василием никогда не приглашали на роли вместе, как мужа и жену. Пригласили нас на эту картину порознь. Правда, потом у меня спросили, мол, не возражаю ли я играть вместе с мужем. Это просто случайное совпадение. ЛИТЕР-Неделя: Кстати, в свое время фильм «Странная женщина» наделал много шума. Какой след он в вашей жизни оставил? И.К.: Не нужно забывать, что этот фильм снимался еще в то, старое время и тогда он произвел эффект разорвавшейся бомбы. Я помню письма, которые приходили ко мне после этого фильма. Так, один мужчина написал, что его жена после похода в кинотеатр пришла домой и заявила ему: «Жить с нелюбимым человеком безнравственно. Я ухожу от тебя!» А другая женщина, наоборот, поблагодарила, рассказав о том, что у них с мужем тяжелая жизненная ситуация, такая же, как в фильме. Они собирались разводиться, но, посмотрев фильм, муж сказал мне, что не имеет права приносить в жертву счастье собственного ребенка в обмен на свое. Авторы ведь только ставят вопросы в кино, а отвечает на них зритель сам. Мне фильм «Странная женщина» был действительно странен. Я не понимала и по сей день не понимаю свою героиню, которая бросает мужа, подростка-сына и полностью бросается в омут с головой. Должна же она нести какую-то ответственность! Сейчас все говорят о свободе, эмансипации, хотя что такое эмансипация – это попросту распущенность. И я считаю неправильным, что моя героиня в финале фильма остается счастливой – разрушила семью, бросила сына. Я считаю, что ее нужно было наказать, хотя многие считают, что наградить. ЛИТЕР-Неделя: Знакомы ли вы с казахстанским кинематографом? И.К.: Мне удалось посмотреть фильм «Поздняя любовь», и я осталась в полном восторге от него – очень теплая и искренняя история. Еще наслышана о фильме «Тюльпан», который мне также хочется увидеть. Я думаю, это не дежурная лесть о том, что казахстанский кинематограф известен в мире. Искусство сейчас очень формальное, а ваше кино очень искреннее и созидательное. Это гораздо сложнее, чем сделать его пусть даже очень качественным, но формальным. ЛИТЕР-Неделя: Сейчас, в канун Нового года, хочется особо вас поблагодарить за фильм «Приходи на меня посмотреть!». На мой взгляд, это редкий случай того, как картина превзошла оригинал – пьесу Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Как вы сами оцениваете эту свою работу? И.К.: Я тоже считаю, что фильм превзошел пьесу, но это не означает, что я также оцениваю свою работу там. Изначально пьеса Птушкиной была чересчур бытовая, заземленная. А режиссеры Олег Янковский и Михаил Агранович эту историю смогли сделать более изящной, одухотворенной и более глубокой. Мне трудно оценивать фильм, но я думаю, что получилась в итоге красивая сказка. Все же люди испытывают потребность в чудесах. Эта история полезна тем, что дает людям надежду, причем тем, которые, как кажется на первый взгляд, уже безнадежны. И вообще давать надежду – это главная задача искусства.
Константин КОЗЛОВ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |