| Евгений Бушков: Во время концерта слушатель должен спокойно попасть | Есть артисты, чье имя, как магнит, притягивает публику, достаточно объявить о предстоящем концерте. К таким счастливчикам, безусловно, относится заслуженный артист России Евгений Бушков.Залы, филармонии, оркестры соревнуются за благосклонность музыканта, за право «заполучить» его на сцену – успех и аншлаг всегда гарантированы. Не стал исключением и международный фестиваль классической музыки Almaty International Piano Festival–2010, посвященный 200-летию со дня рождения Фридерика Шопена и Роберта Шумана, который оказался мероприятием разноплановым и довольно масштабным. Он шел почти неделю в Алматы. Днем проводились мастер-классы, вечером – концерты. Вечер фортепианных концертов Шопена и Шумана вызвал шквал оваций алматинской публики. Государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан, которым в этот вечер дирижировал Евгений Бушков, стал на время единым целым вместе с солистами Жанией Аубакировой и Олегом Маршевым, поразив зрителей виртуозностью исполнения Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Федерика Шопена, а также Концертом ля минор Роберта Шумана. Маэстро Бушков вышел на сцену в глубоко-черном концертном фраке, словно наперекор нынешней серенькой промозглой погоде, и своей чрезвычайной эмоциональностью буквально согрел зал. Свыше полусотни программ и концертов с оркестром – дирижер постоянно ищет новые темы, реализует дерзкие идеи, увлекая в свой мир слушателей. Его конек – концерты для детей. Это его авторский цикл «Классика – это классно», начатый несколько лет назад в московской филармонии, стал очень популярным. Главный рассказчик на сцене – сам дирижер. Умение подобрать ключик к сердцам детей – особый дар, бесценный вдвойне, если речь идет о такой сложной теме, как классическая музыка. Маэстро Евгений Бушков, кажется, сумел найти такие формы приобщения детско-подростковой аудитории, что перспективы преемственности поколений слушателей становятся весьма позитивными. Об этом и рассказывает Евгений Бушков читателям газеты «ЛИТЕР-Неделя».
ЛИТЕР-Неделя: Евгений Робертович, правда, что, когда вы были маленьким, не любили классическую музыку, не любили ходить на концерты, а если случалось попасть на концерт, вы всегда ужасно мучились? Е.Б.: Правда. А знаете от чего мучался? Мучился от того, что там долго и скучно что-то рассказывали, что сидеть нужно было тихо, но главное – играли музыканты обычно вяло и неинтересно… И когда я вырос, мне захотелось сделать для детей такие концерты, на которые детворе самой захотелось бы приходить снова. Потому что я уверен: если музыка понравится в детстве, то потом вы уже не захотите с ней расставаться. Уже много лет я веду концерты абонемента «Классика – это классно» в Москве и в Минске. Однажды я придумал показать ребятам мультфильмы, сыграв живьем всю звуковую дорожку. Разумеется, выбраны были не просто мультфильмы, а с музыкой «классного классика» Дмитрия Шостаковича. Так что и оркестру «Новая Россия», и приглашенным певцам было где развернуться. Все началось со «Сказки о глупом мышонке» мультипликатора Михаила Цехановского: на дирижерском пульте рядом с партитурой появился ноутбук – неотъемлемая часть процесса синхронизации онлайн-звука и изображения. А для остальных мультик проецировался на два больших экрана с двух сторон сцены. А в исполнительском составе присутствовали не только взрослые, но и дети – певцы детской хоровой группы Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского. Юная солистка Алена Нарская очень натуралистично «хныкала» в микрофон и подавала реплики, изображая капризного мышонка, которого тетя-кошка (Екатерина Калагина) чуть было не съела от избытка чувств. Идея полностью живьем озвучить саундтрек «под картинку» оказалась моим ноу-хау. Я всегда ищу нечто более креативное. Я не могу довольствоваться только лаврами первооткрывателя. Надо идти вперед. ЛИТЕР-Неделя: А начинают детки свое знакомство с музыкой с самого важного вопроса: говорите ли вы по-музыкальному? Е.Б.: Совершенно верно. Ведь музыка – это язык, его можно понимать, а можно и говорить, поэтому у детей во время концертов появляется возможность участвовать в исполнении! А кроме того, они узнают много и о правилах музыкального языка, и о его возможностях. Ни один концерт не напоминает урок! Одни приключения, правда, музыкальные. Дети отправляются в путешествие вокруг света. Успеем ли мы завершить его за 80… минут? Да еще по маршруту Фелеаса Фогга, героя писателя Жюля Верна! Кстати, если вы не знакомы с этим маршрутом – скорее хватайте книжку или, в крайнем случае, мультфильм «Вокруг света за 80 дней». А потом мы знакомим юных слушателей с необыкновенным мальчиком – «мальчиком, который слишком быстро рос». Историю и музыку о нем сочинил композитор Джан Карло Менотти, которому принадлежат замечательные слова: «Создание детской оперы – это серьезное испытание и волнующий опыт. Дети – самая вдохновляющая, но также и самая чуткая зрительская аудитория. Они быстро увлекаются, но столь же быстро могут потерять интерес и заскучать. Почему же мне нравится писать для такой деспотичной публики? Прежде всего потому, что это по-настоящему искренняя аудитория – юные зрители приходят в театр без эстетически предвзятого мнения, их мало беспокоит, кто композитор, и они не задают ему вопросов». ЛИТЕР-Неделя: Евгений Робертович, простите, вы, наверное, тоже переросший ребенок, если на ваших концертах абонемента «Классика – это классно» можно двигаться и даже танцевать? Е.Б.: Спасибо за комплимент. Да, действительно я сам переросший ребенок и хочу всегда оставаться рядом с детьми... А еще если хочется ребенку, он тихонечко может выйти из зала, если вдруг понадобилось, попасть на сцену и сесть к оркестру, если правильно и быстро ответил на вопрос дирижера. Главное – не стесняться, смело отвечать на вопросы, когда предлагают, петь громко и с выражением. Желательно, если понравилось, приводить друзей, родных, близких, всех тетушек и соседей. И поэтому, я уверен, скучно детям вряд ли будет! ЛИТЕР-Неделя: Как бы хотелось, чтобы и наши дети увидели этот оригинальный проект, который, кстати, мог быть с успехом провезен «по городам и весям». Хотелось бы, чтобы наши дети услышали вашу манеру общения с залом – легкую, но без заигрывания и скидок на возраст аудитории… Е.Б.: Пока, кроме Москвы, только юные минчане смогли стать слушателями моего цикла концертов. Поступит приглашение из Казахстана – обязательно соглашусь. Мне приятно замечать, что дети, уже несколько лет посещающие абонемент «Классика – это классно», приучены и к адекватному поведению во время концерта: как надо встречать артистов, как слушать музыку. Эти вопросы периодически тоже обсуждаются со сцены, и плоды культурного воспитания наблюдать весьма приятно. Я убежден, что именно такие конкретные проекты должны всячески развиваться, и тогда можно надеяться, что наши дети, вырастая, останутся верными классике. ЛИТЕР-Неделя: Евгений Робертович, после того как вы стали лауреатом Конкурса имени королевы Елизаветы, вас пригласили на торжественный прием в королевскую семью. Расскажите об этом званом ужине? Е.Б.: Безусловно, перед встречей нас подробно проинструктировал церемониймейстер. Оказалось, от нас требовалась, главным образом, сдержанность: поклониться, улыбнуться, говорить, только когда с нами заговорят. Все было чинно, по принятому этикету. Запомнившимся событием для меня стало знакомство с наследным принцем Португальским, отрекшимся от права наследования и выступавшим певцом в ночном кабаре в Испании... ЛИТЕР-Неделя: Ваша жизнь подчинена достаточно жесткому графику – стоит посмотреть на интернет-афиши, с которых не сходит ваше имя. Каковы ближайшие творческие планы? Е.Б.: Мои планы на будущий год те же, что и пять, и десять лет назад. Концерты, записи дисков, организация фестиваля, педагогика... Открою вам мое самое заветное желание: как можно дольше и интереснее жить и иметь возможность постоянно общаться со своей любимой публикой.
Мира МУСТАФИНА, Алматы Фото из пресс-службы КНК им. Курмангазы | |
|