25-07-2012
|
| Жил-был художник один… | ХХ век, с его непростой историей, породил немало личностей с самой причудливой судьбой. К сожалению, сегодня некоторые из них незаслуженно забыты.Так, например, случилось с художником Леонидом Брюммером, выставка работ которого на днях прошла в Музее имени Кастеева. Леонид Брюммер не так широко известен публике, как, скажем, Сергей Калмыков, но тем не менее его работы заслуживают не меньшего внимания. Особенно если учесть его непростую судьбу, ведь ему была уготована участь как минимум придворного художника – художественное училище в Киеве, Императорская академия художеств. Но Октябрьская революция не дала осуществиться этим планам – художник вернулся в Киев и окунулся в выставочную стихию. Еще до революции, живя в Ялте и Старом Крыму, Брюммер увлекся пейзажем. Именно это направление в его творчестве доминирующее. Тем более как, живя в Ялте, не стать маринистом?! Этюды на морскую тему, быт крымчан, картины из жизни города и окрестностей – лейтмотив творчества художника в 10–20-е годы. Горные и степные пейзажи четко просматриваются в период жизни художника в Нальчике, куда он переехал в 30-е годы. Затем началась Великая Отечественная война, и Брюммера, как этнического немца, депортировали в Павлодар. По счастью, уезжая в ссылку, он захватил с собой ранние работы: натюрморты, крымские пейзажи с дореволюционными дачами и усадьбами, превращенными в советские дома отдыха, общежития, но еще сохранившими налет прежней жизни. – Видимо, будучи несколько обиженным и депрессивным, павлодарский период творчества Леонида Брюммера отличает некоторая хмурость и мрачность, – рассказывает главный хранитель фонда Жамбылского историко-краеведческого музея Эльма Дильдибаева. – Это отражают и натюрморты, и портреты современников, написанные им в это время. Несмотря на свою плодовитость, современникам Леонид Брюммер был известен мало, хотя и был с конца 30-х годов членом Союза художников СССР. Работы при жизни он почти не продавал, завещав около 1000 живописных произведений областному музею. Наследие художника было передано туда лишь в середине 90-х годов. К счастью, сотрудники музея восстанавливали биографию художника и добились решения об открытии персонального музея, реализовав мечту художника о музее, во имя которого он хранил свои произведения. В оттепельные 50-е он переехал в Тараз (тогда Джамбул) и вел там неприметную жизнь художника-оформителя городского парка – типичное занятие непризнанных мастеров. Тем не менее новая жизнь вдохнула в Брюммера новые силы. Работы того времени лучатся оптимизмом и жизнеутверждающей силой. Художник писал восточные базары, своеобразную южную архитектуру в зелени садов, весеннее цветение парков, прекрасные букеты. И это несмотря на то, что даже к старости художник оставался доволен своей жизнью и не особо стремился к славе и признанию.
Константин КОЗЛОВ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |
|
по материалам газеты "ЛИТЕР" |