04-09-2012
|
| Реквием по Моцарту | В минувшее воскресенье в Алматы состоялась премьера спектакля-фантазии под названием «Яд. Новая версия» по мотивам трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери». Столкнуть лицом к лицу двух музыкальных гениев знаменитой и неоднозначной пьесы русского поэта удалось актерам театра-студии diWel. Париков, чернил, канделябров зрители в постановке не увидели, ровным счетом как и героев произведения в их гармоничном для тех времен облике. Декорации и одежда главных персонажей спектакля находятся во власти настоящего времени. Духом современности пропитан каждый сантиметр сценической площадки: фоном звучит Джеймс Блант в качестве аллегории на современного Моцарта, стаканы наполнены виски, на полу вместо рукописей – нотные ксерокопии. Единственной и в то же время главной и связующей нитью между оригиналом пушкинского произведения и режиссерской постановкой являются чувства и человеческие взаимоотношения. Они по сей день остаются той самой константной величиной. Идейными вдохновителями, режиссерами и актерами постановки в одном лице являются Сергей Тейфель и Антон Дукравец. Сергей выступил в роли Сальери, известного и состоявшегося музыканта, угнетенного потерей душевного равновесия и былого величия. Антон – молодой, энергичный и гениальный Моцарт, прожигатель жизни, попадающий в плен чар Элизы, жены Сальери. – Добавление женского персонажа позволило нам отойти от наиболее известной и принятой фабулы трагедии – зависти Сальери к гению Моцарта. Между строк, написанных рукой Пушкина, мы разглядели женскую фигуру. Элиза, которую играет Яна Хох, чуть ли не главный персонаж нашей версии «Моцарта и Сальери». Она, мечущаяся между двух огней, олицетворяет сущность и мысли каждого из двух других героев постановки, – рассказывает Антон Дукравец. Стоит отметить, что нетривиальное прочтение известнейшего произведения руководители студии презентовали зимой этого года. Первый вариант постановки молодых соавторов Пушкина получил множество различных отзывов. Как и полагается, нашлись сторонники и противники. Пожалуй, именно последние создали почву для дальнейших размышлений над совершенствованием пьесы. Театральная команда легка на подъем и не придерживается консервативных подходов в создании репертуара. Вот и в этом случае режиссеры попытались доказать самим себе и зрителю, что нет предела совершенству и творческой мысли. Свой театр они относят к формату «быстрого», «театра короткого метра», где презентуют одноактные пьесы продолжительностью не более часа. Молодые творцы к сегодняшнему дню имеют определенный опыт в создании и организации театральных постановок. К примеру, недавно прошедший спектакль по мотивам пьесы американского драматурга Ника Загоне «Аморика» – их детище. – Если же «Аморика» – это скорее комедия по системе Брехта, буффонада с утрированными образами, гротеском, то пьеса «Яд. Новая версия» являет собой драматическую постановку с поклоном в сторону классиков русского театра, театра сопереживания, с использованием учений Станиславского и Чехова, – отмечает Дукравец. В процессе работы над различными постановками опыт преподавателей студии успешно дополняется креативными идеями от самих студентов. В отличие от классических театров актеры и режиссеры алматинской студии формируют своеобразную категорию актеров-экспериментаторов, не замыкаясь в узких рамках определенного жанра. Пожалуй, это и есть смысл настоящего творчества. Театральная команда ждет своих зрителей на спектакль «Яд. Новая версия» еще дважды – 5 и 9 сентября.
Юлия МИЛЕНЬКАЯ, фото автора, Алматы | |
|
по материалам газеты "ЛИТЕР" |