| Дети смотрят в объектив | Дети, снимающиеся в кино, – давно сложившаяся отдельная каста. А вот о детях, самостоятельно снимающих кино, известно не так много.Но в скором времени Казахстан сможет стать одной из первых стран, если не самой первой, где дети в возрасте от 8 до 17 лет будут сами профессионально снимать кино и представлять его на суд зрителей. Потребность в квалифицированных кинематографистах в Казахстане сегодня настолько велика, что далеко не все имеющиеся театральные и киновузы могут обеспечить кадрами отечественное кино. О том, как нужны образованные кадры, может рассказать любой, кто хоть раз брался за производство кино или телесериалов в нашей стране. Тем не менее буквально в эти дни в Алматы стартует уникальный эксперимент, в ходе которого подросткам и детям будет доверено самостоятельно снимать кино. В течение двух месяцев на производственной базе World Media Master Academy дети снимут несколько короткометражных картин от 5 до 15 минут. Им будет предоставлена производственная база и полная свобода творчества. В отечественной истории такая практика применяется впервые. Разумеется, у многих это вызовет резонный скепсис: «Как это так? Дети, почти малыши, самостоятельно будут снимать картины?» Впрочем, это не так уж и немыслимо, как кажется на первый взгляд. – Дети очень восприимчивы ко всему. Они очень четко видят окружающий мир и у них незамыленный взгляд, – поделилась с «Литером» генеральный директор World Media Master Academy Оксана Курбанова. – Даже с шестилетними детьми мы рисуем раскадровки. Дается таблица из квадратиков и задание: в первом квадратике они проснулись, в последнем приехали на учебу, а между ними – картинки, которые они видели сегодня утром. Такие упражнения, по словам Оксаны Курбановой, очень положительно влияют на развитие детей. Ведь, смотря на нарисованные собою же кадры, они начинают видеть мир и замечать то, что обычно замечают гораздо позже. Неудивительно, что при таком подходе у них быстрее начинает развиваться образное мышление, что наиболее важно в кинематографе. Все-таки владение техникой – дело наживное. Конечно, помогать в практическом осуществлении своих замыслов будут старшие мастера. Они же и помогут систематизировать и немного привести в систему богатую, но порой чрезмерно фонтанирующую фантазию подростков. – Дети в большинстве своем помешаны на ужастиках. Как только спрашиваешь ребенка, о чем хочешь снимать, почти все предпочитают ужасы, – рассказывает преподаватель курса режиссуры Альбина Ахметова. – Сначала я отговаривала, но теперь перестала и лишь подсказываю им, как это можно сделать при минимальных затратах без компьютерной графики. Ведь они воспитаны блокбастерами, для них спецэффекты в порядке вещей и им трудно представить, что это сделать не так-то просто. Некоторые дети предлагают простые и в то же время очень забавные истории, так что у них вполне могут поучиться и взрослые кинематографисты, помешанные на так называемом артхаусе и «грузеве». Как это часто бывает, дети берут сюжеты либо из жизни, либо из того, что они уже видели в кино. Рассказывает преподаватель World Media Master Academy, известный киносценарист и редактор Зауреш Ергалиева. – Я вижу в этих детях большой потенциал. Причем не однозначный, а очень даже многогранный. Есть почти готовые актеры – танцуют, поют. У них очень развита фантазия. Это дети, воспитанные новым информационным полем. И при всех минусах Интернета это поколение выгодно уже тем, что монитор они познают с грудного возраста, и понятия «экран» и «картинка» для них уже обычные. Между тем раньше многим даже очень талантливым писателям приходилось долго объяснять, что текст – это одно, а картинка – совершенно другое. Проект для Казахстана ценен еще и тем, что впервые учеба осуществляется практическим образом не в конце обучающего процесса, а в начале. Ведь в большинстве наших творческих вузов программа перенасыщена теорией, а реально в практике студенты ограничены. Да и приглашая звезд на мастер-классы, работу с ними не всегда ставят на должном уровне. Зачастую вместо реальных мастер-классов артисты и режиссеры устраивают собственные творческие вечера и бенефисы. Уже в ближайшее время дети приступят к реализации своих проектов. Большинство главных ролей в этих детских фильмах сыграют их товарищи по академии. А на немногие взрослые роли предполагается пригласить известных казахстанских актеров. И если проект будет удачным, то в дальнейшем работы детей отправятся и на международные кинофестивали. Таким образом, слава о казахстанском феномене распространится по всему миру.
Константин КОЗЛОВ, Алматы | |
|