| 300 романсов Светланы | Может, потому, что вся молодежь тогда распевала «А напоследок я скажу» из только что вышедшего кинофильма «Жестокий романс». А может, Светлане Немолочновой просто суждено было стать исполнительницей русских романсов. Чему быть…
Вообще, как считает павлодарка, судьба вела по жизни всю ее семью. Сначала, когда привезла бабушку Татьяну Иосифовну Бондарь в Павлодар. До этого семья Светланы по материнской линии жила в селе Купино Новосибирской области. Это сейчас этот населенный пункт имеет статус поселка городского типа. А тогда это было небольшое село, где все культурные мероприятия проходили в общеобразовательной школе. Сейчас уже сложно сказать, где Татьяна Иосифовна, геодезист по специальности, увидела или услышала игру на пианино. Может, у кого в гостях была в городе, а может, какую телепередачу увидела (тогда ведь было очень популярно транслировать в теле- эфире классические музыкальные концерты). Но факт остается фактом: женщина твердо решила выучить свою маленькую дочь Тамару игре на этом музыкальном инструменте. Но одно дело решить, и совсем другое – осуществить задуманное. Как это сделать в деревне, где нет ни пианино, ни учителей? Этот же вопрос посетительнице задал и председатель колхоза. Но женщина не растерялась. Дело в том, что к представителю власти она пришла уже с конкретным предложением – расчистить бесхозный сарай, чтобы было где заниматься с детьми музыкой, и найти в городе учителя. Идея на первый взгляд сумасбродная. Неудивительно, что Татьяне Иосифовне отказали. Раз, другой, третий, а потом махнули рукой, мол, делай что хочешь. И она сделала! Собрала единомышленников и на общественных началах привела в порядок заброшенное помещение, потом нашла пожилую учительницу музыки в городе, согласную переехать в деревню, добилась, чтобы ей выделили жилье в Купино, собрала деньги на подержанное фортепиано в сельскую музыкальную школу. Как чувствовала предназначение дочери! Маленькая Тамара с первых же занятий влюбилась в музыкальный инструмент и после уроков в общеобразовательной школе бежала в музыкальную. Она старательно выполняла все домашние задания. Отец смастерил дочери импровизированное пианино. Это был просто кусок твердой доски с начерченными на нем клавишами. – Мама изучала новые ноты, стуча костяшками пальцев по этой доске, – рассказывает Светлана Немолочнова, – кстати, это хороший способ развития у детей слуха. Жаль, что сегодня его почти не используют. Вскоре стало ясно, что Тамаре одна дорога – в музыкальный колледж. И Татьяна Иосифовна стала искать варианты переезда в любой город, где бы было это учебное заведение: Запорожье, Урал, даже Дальний Восток. Единственное, что останавливало женщину, это отсутствие жилья. И вдруг кто-то из знакомых посоветовал обратить внимание на Павлодар, где как раз построили новый музыкальный колледж. А вместе с ним и тракторный завод, куда требовались специалисты. И этим специалистам выдавали жилье. Так семья и оказалась в Павлодаре. Кстати, мама Светланы Немолочновой – Тамара Ивановна Кочнева до сих пор преподает в музыкальной школе для одаренных детей класс фортепиано, воспитав не одно поколение талантливых музыкантов. Когда-то у нее училась и дочка Светлана, а сейчас – 9-летняя внучка Полина.
Счастливый романс
Вторым перстом судьбы Светлана считает свою первую поездку в Москву в числе лучших студентов павлодарского музыкального колледжа. Ехали долго – четверо суток в поезде, и чтобы скоротать время, взялись за гитару. Именно тогда одногруппник и научил ее самым простым аккордам. И первое, что спела девушка, сама себе аккомпанируя на гитаре, был романс «А напоследок я скажу». Чем привлек ее этот жанр? – Понимаете, – пытается объяснить Светлана свой музыкальный выбор, – я с самого детства впитывала в себя народную музыку. Моя прабабушка Прасковья Ивановна родом с Западной Украины. И песни своего детства она пронесла через всю жизнь. Я очень хорошо помню, как у нас дома на три голоса устраивались импровизированные музыкальные вечера. Это прабабушка с двумя подружками заводила русские, украинские народные песни. Бабушкам за восемьдесят, а голоса звонкие, как у молодых. Невозможно не заслушаться. Жаль, что тогда не было таких широких возможностей, как сегодня, чтобы записать эти выступления. Такой живой народной музыки я больше нигде не слышала. Весь путь до Москвы и обратно Светлана не расставалась с гитарой. Потом пользовалась бабушкиной. Татьяна Иосифовна не только унаследовала от матери замечательный голос, она еще и мастерски играла на семиструнной. А позже купила внучке собственный музыкальный инструмент. Светлана с удовольствием повышала свое умение игры на гитаре, исполняя все новые и новые романсы. Благо, с текстами песен проблем не было. В доме имелось огромное количество пластинок с записями русских народных и цыганских песен. Эту музыку девушка и перенимала. Кстати, к цыганскому творчеству у Светланы вообще отношение особое. – Цыганские песни душу разрывают, – говорит она. И не случайно, когда у сегодняшней Светланы Немолочновой, известной не только в родном Павлодаре, но и во всем Казахстане исполнительницы романсов, спрашиваешь о ее самом любимом детище, она, не задумываясь, называет цыганскую народную песню «Хасиям». – Первый раз я услышала ее на пластинке, – вспоминает женщина. – И сразу же влюбилась в мелодию. Позже я нашла перевод этой песни. В ней поется о том, как у цыгана украли коня. И вот уже многие годы мое сердце во власти этого красивого цыганского романса. Конечно, это не значит, что ко всем остальным романсам, которые я исполняю, я равнодушна. Если я их выбрала для пения, то они просто не могут быть нелюбимыми. А близкими становятся в определенный момент времени по настроению, по душевному состоянию.
Самородок
Почувствовав вкус к романсам, Светлана все же не сразу сделала их своим главным увлечением жизни. Очень много времени занимала учеба в музыкальном колледже (Светлана пошла по стопам матери, выбрав своей специальностью класс по фортепиано). Да и другие интересы были. Одно время девушка очень активно занималась спортом и даже стала капитаном городской команды по шейпингу. И прошло еще несколько лет, прежде чем Немолочнова целенаправленно стала заниматься романсами. Случилось это в Екатеринбурге, в Уральской государственной консерватории имени Мусоргского, куда она уехала продолжать музыкальное образование все по тому же классу фортепиано. На одной из студенческих посиделок Светлана взяла в руки гитару и исполнила какой-то романс. В комнате повисла тишина. Потом кто-то спросил, где она занималась постановкой голоса. – Дома! – просто ответила певица. Если кому она и обязана своим сильным голосом, так это природе и самообразованию. Школьницей Света очень любила, пока никого нет дома, исполнять «Травиату». Эта опера Джузеппе Верди в числе многих других музыкальных произведений была записана на пластинке. Девочка слушала ее, пока не выучила наизусть. А потом стала исполнять ее самостоятельно, причем как женские партии, так и мужские. Тогда пение студентки вызвало всеобщее восхищение. И кто-то из слушателей инициировал выступление Светланы в Доме учителя. Это был ее первый сольный концерт. А уже через год после этого она приняла участие в телевизионном конкурсе «Романсиада-97», который проходил в Москве. Кстати, именно после этого конкурса Николай Басков, занявший на нем второе место, начал свою песенную карьеру. Немолочнову же победы ждали впереди. Старт им дал фестиваль-конкурс «Лирика патриотической песни и романса имени Юрия Богатикова», в 2004 году принесший исполнительнице старинных и современных романсов из Павлодара (хотя на тот момент Светлана работала в Ханты-Мансийске) третье место. Затем были: «Южная романсиада» в Шымкенте (2006 год) и «Романсиада без границ» в Москве (2009 год), где Светлана Немолочнова заняла первое и третье место соответственно. После этого ее несколько раз приглашали в Шымкент. Но на «Южной романсиаде» не предусмотрен Гран-при, а первое место на нем павлодарка уже занимала. А так как она считает, что нет смысла коллекционировать одни и те же награды только ради количества, то и от приглашения отказалась. Мечта Светланы – попасть на международный конкурс старинных романсов имени Изабеллы Юрьевой, который традиционно проходит в Риге. И как знать, может, когда-нибудь этой мечте суждено будет осуществиться. А пока Светлана преподает в музыкальном колледже класс фортепиано и постановку голоса. Диплом Московского государственного университета культуры и искусств отделения эстрадного и джазового пения дает право на ведение соответствующей преподавательской деятельности. И очень активно сотрудничает с местными композиторами и поэтами. В 2003 году она выпустила свой первый диск – «Одинокий самолет», куда вошли песни и романсы Нами Гитина (псевдоним Наума Шафера), созданные на протяжении полувека его композиторского творчества. – Я получила огромное удовольствие от сотрудничества с Наумом Григорьевичем Шафером, – говорит Светлана, – это действительно уникальный человек. Он собрал необыкновенную коллекцию старинных песен, большинство из которых пелись еще в начале прошлого века в Бессарабии (это родной край Наума Шафера). Хотелось бы продолжить эту «бессарабскую серию». Но у Наума Григорьевича просто катастрофически не хватает времени. Очень гармонично сложился творческий дуэт Светлана Немолочнова и Ольга Григорьева. Вместе с павлодарской поэтессой, специализирующейся на творчестве Марины Цветаевой, Светлана успешно выступила в этом году в московском доме-музее Цветаевой. А первого декабря на презентации новой книги Ольги Григорьевой в Омске исполнит пять песен на ее стихи. Всего же в репертуаре Светланы Немолочновой более трехсот разнообразных романсов. И это не предел. – Старинные и современные романсы – это просто огромный пласт культуры. Их еще учить и учить! – говорит певица. А недавно она стала пробовать себя еще и в джазе. И хотя считает себя в этом музыкальном направлении пока новичком, уже делает первые успехи. Зрители в Лос-Анджелесе, где Светлана в составе преподавателей Астанинской академии музыки выступала в 2010 году, на бис принимали ее концертную программу. Жаль, что на сольные концерты дома не хватает времени. Тем более что в Казахстане исполнителей старинных и современных романсов можно пересчитать по пальцам одной руки…
Ирина ВОЛКОВА, Павлодар
| |
|