| Жанна Саттарова: Джаз – это не амплуа! | Она была одной из первых в Казахстане, кто примерил на себя образ джазвумен. Глубокий, чувственный голос, яркая внешность и всемирно известные хиты в репертуаре сделали Жанну Саттарову почетной гостьей джазовых концертов не только в Казахстане, но и за его пределами. Однако, несмотря на то что славу певице принесла музыка афроамериканцев, в свой первый альбом «2012, или Посвящение Такеши Китано», она включила композиции с элементами электронной музыки в стиле «Хаус» на английском языке. В интервью газете «ЛИТЕР-Неделя» Жанна Саттарова рассказала, чем она обязана выдающемуся режиссеру, а также поделилась своими мыслями по поводу приближающегося конца света.
ЛИТЕР-Неделя: Почему ваш первый диск стал сборником электронной музыки, а не джаза, который принес вам славу? Ж.С.: Вы знаете, несколько лет назад я начала серьезно изучать природу электронного звука, без которого современная музыка не может звучать. А поскольку я играю на клавишных инструментах, меня это не могло не увлечь, тем более что устройство новейших клавишных позволяет фиксировать музыку в реальном времени, но тогда я еще не думала о выпуске альбома. Было написано очень много музыки. Несколько песен уже ротировалось на радио, я же продолжала работать. Мне необходимо было добиться западного звучания, потому как вся современная музыка должна по качеству соответствовать мировым стандартам. Для меня полумер не бывает. Что касается джаза – то это не амплуа, а скорее то, чем я всегда занималась, занимаюсь и буду заниматься. Я также люблю французский шансон, кубинскую старую, или, как сегодня стало модно говорить, винтажную музыку. Это неотъемлемая часть моего существования. Электронная же музыка, которую вы услышали в моем альбоме, это просто другая грань моего творчества. Эксперимент. ЛИТЕР-Неделя: А почему свой эксперимент вы решили посвятить Такеши Китано? Ж.С.: Дело в том, что самая первая композиция была написана под впечатлением от просмотра фильма «Затойчи». Этот фильм меня настолько восхитил, что мне захотелось через музыку выразить благодарность Такеши Китано. Я решила спеть ее по-японски. Очень долго продумывала, какой будет форма – куплетно-припевная или иная. Я решила сделать ее очень лаконичной. Пропела выражение благодарности, а затем прочитала одну из главных мыслей японского монаха-странника Кэнко Хоси, одного из создателей традиций жанра эссе (японского жанра «вслед за кистью»): ёна садэмонаки кососимедзикере, что означает «В мире нет ничего определенного… и это прекрасно». Это было в первом варианте песни. Но уже этим летом я переаранжировала эту композицию и добавила еще несколько строк: «В неведении – блаженство!» Если говорить о Такеши Китано, то он действительно сильно повлиял на меня не только как кинорежиссер, сценарист и актер. Он – громадная личность. Его творчество не зависит ни от каких обстоятельств. Он все сделал сам! Помимо всего прочего, он еще и обожает джаз! Ведь ради того чтобы его слушать, в юности он даже устроился в один из джазовых клубов на самую черную работу. ЛИТЕР-Неделя: Такеши Китано – единственный, кто оказал влияние на ваше творчество, или есть еще кто-то, кому вы сегодня хотели бы выразить свою признательность? Ж.С.: Чарльз Чаплин – величайший из живших на земле людей. Он мог через свои миниатюры и клоунаду так показать остросоциальные проблемы, как еще никому не удавалось. Его мастерство клоунады, акробатики, его прекраснейшая музыка совершенны! Не говоря уже о звуковом кино, например «Огни рампы». Для меня этот фильм как настольная книга! Когда я смотрю на Чаплина, я одновременно плачу и смеюсь. Я становлюсь еще счастливее. И я ему благодарна. Также не могу не сказать о Джанго Рейнхардте Двупалом, цыганском джазовом гитаристе середины XX века. В альбом я вставила одно из самых известных произведений NUAGES («Облака»). Вокально эта композиция исполнялась только певцом Тони Беннетом, который и написал текст к произведению. Все партии в этой песне я исполнила сама. Джанго Рейнхардт – для меня и есть свинг, мелодия и душа. Я не могла не упомянуть, конечно же, и Василия Шукшина, и Владимира Высоцкого. Тут и слов не нужно! То, что они за свою короткую жизнь успели сделать в кино, литературе и поэзии, не поддается объяснению. За одну жизнь они прожили три. Для меня они – сама реальность, сама жизнь и сама песня. ЛИТЕР-Неделя: На создание этого альбома у вас ушло больше четырех лет, вы довольны результатом? Ж.С.: За четыре года было написано очень много музыки, хватило бы на несколько альбомов. Сейчас много материала лежит в доработке, а многое было стерто по моему желанию. В целом «2012» – это итог проделанной работы. ЛИТЕР-Неделя: Какие цели и задачи ставите перед собой сегодня? Ж.С.: Не люблю ставить цели. Скорее, выполняю ежедневно определенную задачу. Либо я сижу в студии и записываю музыку, либо занимаюсь на своем инструменте, либо работаю над новой песней. Это если касается моей деятельности. Заранее я не планирую, поэтому не могу говорить о далеком будущем. Когда будет готов материал, я его обязательно выпущу. Может быть, он будет называться «2013» или… ЛИТЕР-Неделя: Несмотря на то что не строите долгосрочных планов, вы, судя по всему, не верите в то, что 21 декабря нас всех ожидает конец света, а следовательно, вряд ли, как большинство жителей Земли, поддались панике. Я права или вы все-таки закупили коробки спичек, свечек и банок тушенки впрок? Ж.С.: У меня большая семья, поэтому когда мы едем на рынок или в магазин, можно со стороны подумать, что мы готовимся к приему гостей. Но этих продуктов хватает на неделю. Спички, соль, масло, свечи мы всегда покупаем впрок, чтобы то и дело не ходить в магазин. В нашем городе необходимо всегда иметь под рукой зажигалку или спички, потому что часто отключают свет. Что касается конца света, то, по моему разумению, это кому-то на руку! Конец света предрекали несколько раз и что? Даже если это когда-нибудь произойдет, все равно не спасешься. Что эти бункерочки и ковчеги по сравнению со Вселенной? Лучше задуматься каждому: «Что мы делаем и для чего живем?» Ведь, в сущности, жизнь коротка и все мы в одной лодке. Об этом я пою в своей песне «2012». А вообще ничего не бойтесь! Никакого апокалипсиса не будет!
Марго ЭРВАНД,фото Константина КНЯЗЕВИЧА, Алматы | |
|