 | Боец поневоле | Сегодня на большие экраны страны выходит новый фильм Квентина Тарантино «Джанго освобожденный», однако, как выяснилось, к этому звездному часу режиссер шел более десяти лет.– Изначальная идея состояла в том, что раб становится охотником за головами, а затем сам начинает выслеживать своих угнетателей, скрывающихся на плантации, – вспоминает Тарантино. – Я только начал писать, и Джанго появился в моем воображении, как живой. Сперва это был обычный раб – шестой в колонне из семерых таких же, как и он сам. Но по мере того как развивался сюжет, он открывался для меня все больше и больше. Несмотря на то, что действие фильма «Джанго освобожденный» происходит на Юге довоенных времен, Тарантино решил обрисовать историю раба в красках вестерна. – Мне всегда хотелось снять вестерн, – признается режиссер. – Мне нравятся все типы вестернов, но больше прочих я люблю европейские фильмы, так называемые «спагетти-вестерны». Я знал, что однажды сниму такой фильм, разворачивающийся во вселенной Серджио Корбуччи. Для Тарантино жанр вестерна является своеобразной аллегорией, величавым и мастерским отображением баланса между добром и злом. С его точки зрения, жанровая структура идеально подходит для описания истории мужчины, который готов на все ради спасения своей супруги. – Более кошмарную ситуацию себе и представить сложно, – объясняет Тарантино. – Это было бы невозможно, если бы не было настолько реалистично. Однако правда в том, что реальная жизнь как раз такой и бывает – жестокой и беспощадной. Непостижимо, сколько боли и страданий выпало на долю этой страны в то нелегкое время. Но этот экстерьер отлично подошел для классического спагетти-вестерна. Вы даже не можете себе представить, в рамку какого масштаба мы ставили живописный холст сюжета. В поддержку заданного направления было выбрано и имя главного героя. Так, к примеру, в Австрии имя Джанго стало нарицательным. Каждый спагетти-вестерн, выходивший в Германии с локализованным названием, содержал слово «Джанго», даже если о нем самом в сюжете не было ни словечка. Просто герой подсознательно отождествлялся со всем жанром в целом. Зрители знали, что если на афише есть слово «Джанго», то, значит, фильм – спагетти-вестерн. – Мне хотелось использовать именно имя Джанго, с учетом того, какое значение оно имеет для жанра спагетти-вестернов, – отмечает Тарантино. – В то же самое время я никогда не забывал о существовании около 40 сиквелов о Джанго, которые являются неотъемлемой частью истории спагетти-вестернов. Я горжусь тем, что не без моей помощи этот список расширился. Действительно, Джанго был настолько популярен в свое время, что кинематографисты заимствовали это имя в качестве маркетинговой политики продвижения своих фильмов. Самыми запоминающимися фильмами среди них стали «Джанго, стреляй!», «Ублюдок Джанго», «Вива, Джанго». Тарантино закончил свой сценарий 26 апреля 2011 года и показал готовое произведение своим друзьям и коллегам. Реакция на сценарий была ошеломляющей. Продюсера Реджинальда Хадлина восхитила честность, с которой было описано рабство, господствовавшее в США до начала Гражданской войны. – Мы должны помнить не только наши свершения, но и наши промахи, – говорит он. – Мы не сможем должным образом гордиться тем, какими мы стали, не отдав дань уважения героям, которые выступили против зла и сломили его. Несмотря на то, что герои фильма вымышленные, они олицетворяют сотни и тысячи реальных мужчин и женщин, черных и белых, которые нашли в себе силы сбросить гнет рабства и сказать: «Хватит!» Когда сценарий был закончен, Тарантино начал подыскивать актеров, которые бы составили гармоничный ансамбль. Так, Джейми Фоксу, который получил премию «Оскар» за главную роль в фильме «Рэй», предложили сыграть Джанго. – Я помню нашу встречу, словно она была только вчера, – говорит Тарантино. – Он понял все нюансы истории и историческую значимость фильма в целом. Понял на все 100 процентов. Джейми – феноменальный актер и идеально подходил для героя. А кроме того, в нем есть какая-то ковбойская сущность. Мне почему-то подумалось, что если бы в 60-х проводили кастинг среди чернокожих парней на роль в каком-нибудь вестерн-шоу, Джейми обязательно предложили бы отдельный проект – специально для него. Он отлично держится в седле, да и сам по себе он очень колоритный актер. Также в картину попали такие актеры, как Кристоф Вальц, Сэмюэл Л. Джексон, Леонардо Ди Каприо. К слову, появление Леонардо в этом проекте сильно удивило поклонников творчества Тарантино, которые с трудом могли представить роль в фильме, которая бы ему подходила. Сомневался в нем и сам Тарантино. Однако, несмотря на все опасения, роль Кэлвина Кэнди – владельца поместья «Кэндиленд» – сыграл Леонардо Ди Каприо. И это амплуа стало первой по-настоящему злодейской ролью в богатой карьере актера. – Он позвонил мне и сказал, что очень хотел бы сыграть в этом фильме, – вспоминает Тарантино. – Я попытался не привязывать его к какому-то конкретному персонажу и не раскрывал всех нюансов сценария, чтобы все это было почвой для последующих переговоров. Но если честно, на роль Кэнди я изначально планировал пригласить актера постарше. Потом Лео все же получил сценарий, прочел его, мы встретились и начали обсуждать различные варианты. Ди Каприо смог переубедить режиссера, и видение Тарантино кардинально изменилось. – Я стал представлять, насколько бы все упрощалось, если бы злодей стал своеобразным Калигулой, мальчишкой с императорскими замашками, – объясняет Тарантино. – Его прадед открыл бизнес по сбору хлопка, его дед продолжил это дело и сделал его еще более выгодным, его отец еще больше увеличил капитал компании. Кэлвин – четвертый в поколении Кэнди, кому надлежит продолжить дело своих предков. Но хлопок ему наскучил. Более того, на хлопок ему просто наплевать. Ему куда интереснее посмотреть за тем, как меряются силой чернокожие гиганты. При этом он остается инфантильным и наглым принцем. Он – Людовик XIV в Версале. Да, наверное, последнее сравнение самое точное. Я хотел показать Людовика XIV таким, каким он мог бы стать на Юге США. Несмотря на то, что этот фильм стал первым вестерном в творческой биографии Тарантино, зрители с первых кадров почувствуют руку своего кумира. В фильме много сцен насилия, обилие диалогов и грубого, почти расистского юмора, гротескные персонажи, кровь на белом хлопке… в общем, все то, что и делает Квентина культовым режиссером современности.
Карина ЮДЕНИЧ, Алматы | |
|