Согласно старым правилам использования средств Нацфонда, в качестве трансфертов в бюджет можно было брать не более трети. Сегодня в Нацфонде 24,3 млрд долларов. То есть теоретически изъять можно 8 млрд долларов.Однако глава государства этой суммой предложил и ограничиться. Причем целевое назначение этих изъятий одно – дальнейшая индустриализация страны, переход от сырьевой направленности экономики к перерабатывающей. Это позволяет надеяться, что в ближайшее десятилетие при удачном стечении обстоятельств и рациональном расходовании средств Казахстану удастся преодолеть барьер 50 конкурентоспособных стран мира.
Тремя месяцами ранее правительство страны заявило, что впредь средства Национального фонда (НФ) станут неприкосновенными. Во всяком случае, в качестве антикризисного лекарства их уже не будут использовать. Сегодня объем средств, аккумулированных в Нацфонде, составляет порядка 24,3 млрд долларов. Теперь, согласно правилам, ежегодно в качестве трансфертов можно использовать не более 8 млрд долларов. Причем с увеличением этой суммы и трансферты могут быть увеличены. Однако правительство на этом вроде бы поставило крест. Однако президент дал рациональный ход нефтяным доходам страны. «Начиная с текущего года гарантированный трансферт в республиканский бюджет будет зафиксирован в абсолютном размере – 8 млрд долларов, – было сказано в послании. – Этот трансферт должен направляться прежде всего на цели осуществления индустриализации. Никаких займов из Нацфонда, никаких других дополнительных трансфертов в бюджет не будет. С учетом этих подходов активы Нацфонда к 2020 году должны возрасти до 90 млрд долларов, что составит не менее трети ВВП». Другими словами, отныне старые правила уже не будут регулировать размер трансферта из Нацфонда. Тогда, в 2005 году, была принята сумма, равная трети объема НФ. Хотя вплоть до 2008 года использовалось не более 3,5 процента. Отныне даже со значительно увеличившейся суммой трансферт не будет превышать 8 млрд долларов. Причем все эти нефтяные по сути деньги будут направляться исключительно на индустриализацию страны. То есть сырье начнет наконец работать на формирование несырьевого сектора экономики, как это сегодня делается в Саудовской Аравии, Омане и некоторых других государствах. Благодаря этому к 2020 году размер Нацфонда должен составить 90 млрд долларов. К тому времени, как предполагается, это будет составлять треть всего ВВП страны, как, впрочем, и сегодня. Анализ мирового опыта показывает, что не существует каких-либо установленных пределов для накоплений за рубежом и многие страны продолжают эту политику. Так, в разное время в Норвегии уровень активов аналогичного фонда превышал половину ВВП страны, а на Аляске составлял весь ВВП штата, в Кувейте – три с половиной ВВП, Омане – пятую часть ВВП. Однако вложения Нацфонда в экономику пока лишь в перспективе. Пока же состояние казахстанской экономики в значительной степени определяется ситуацией в секторе природных ресурсов. А существующая зависимость ставит перед государством ряд вопросов, связанных с будущим Казахстана. Во-первых, это вопрос правильного планирования использования природных богатств в связи с их невосполнимостью. Во-вторых, это вопрос снижения зависимости объемов государственных доходов и расходов от резких и непредсказуемых скачков мировых цен на природные ресурсы. Все эти задачи должен решать Нацфонд. – Существуют различные направления использования средств стабфондов, – говорит доктор экономических наук Галымжан Юсупов, – это трансферты в республиканский бюджет, погашение внешних долгов, финансирование экологических программ и другие. Также в качестве альтернативы рассматривалась возможность распределения нефтяных денег среди населения. Однако по ряду причин данный подход в настоящее время неприемлем. По мнению господина Юсупова, избыточный приток нефтедолларов в страну вызовет увеличение денежной массы, что спровоцирует рост инфляции и приведет к укреплению национальной валюты. Это сделает отечественных производителей неконкурентоспособными и приведет к переориентации спроса на подешевевшую импортную продукцию. При этом если возросший спрос в «торгуемом» секторе (потребительские товары, оборудование) может удовлетворяться импортом, то товары и услуги «неторгуемого» сектора (жилье, коммунальные услуги, здравоохранение), производимые внутри страны, не могут быть ввезены, что вызовет резкий рост цен. Каким образом формируется Национальный фонд? Источниками средств для него являются поступления от приватизации госимущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям, а также от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения. Однако львиную долю средств фонд все же черпает непосредственно в сырьевом секторе. Все прямые налоги от нефти, к которым относятся корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, бонусы, доли по разделу продукции и прочее, направляются напрямую в Нацфонд. Сам сберегательный портфель Нацфонда подразделяется на субпортфель ценных бумаг с фиксированным доходом – 75 процентов, и на субпортфель акций – 25 процентов. Эталонным портфелем в данном случае является индекс, составляемый компанией Citigroup Inc, который в настоящее время включает государственные ценные бумаги с фиксированным доходом, эмитентами которых являются 19 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Япония, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США. Подобная диверсификация вложений при любых условиях гарантирует если уж не доходность, то во всяком случае сохранность вложенных средств. Как правило, доходность по этим бумагам составляет 2–3 процента годовых. И здесь впору задаться вопросом: почему же в таком случае оператор фонда Национальный банк РК кредитует отечественную экономику под 9 процентов, а не под 2–3 процента? – В этом заключается его регулирующая функция, – отвечает экономист Галымжан Юсупов. – Дешевые деньги портят экономику, разрушают рыночную структуру, способствуют раздуванию различного рода ценовых пузырей. Между тем остаются не решенные годами проблемы использования средств Нацфонда. К примеру, согласно концепции использования средств Нацфонда, вся его деятельность должна быть транспарентной, то есть открытой для широких кругов общественности. Но, как видится спустя годы, именно этого все тяжелее добиться. – У общественности много вопросов, связанных с Национальным фондом. Например, каким компаниям Национальный банк РК доверил управление сберегательным портфелем фонда. Нацбанк в своем отчете дает короткий перечень компаний, размещенных с номерами без названий. И как можно судить, какие инвестиционные компании приносят убытки, а какие – прибыль? Нет информации, на каких рынках и в какую валюту инвестируются средства Национального фонда? Сейчас вся эта информация закрыта. Основные цифры по Нацфонду можно получить на сайтах Минфина и Нацбанка. Но эта информация не всегда между собой совпадает, и нельзя сказать, что она является полной и исчерпывающей, – говорит директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова. Это досадное недоразумение, которое, надо думать, будет как-то исправлено либо разъяснено. Не исключено, что перечисленные госпожой Махмутовой претензии на самом деле могут относиться к разряду коммерческих тайн. И все же роль Нацфонда вплоть до последнего времени было трудно переоценить. Когда возникают проблемы с ценами на энергоносители, этот эффект сглаживается посредством увеличения гарантированных трансфертов из средств Нацфонда в бюджет. Что позволяет государству выполнять свои обязательства перед населением в нужном объеме.
Евгения МИХАЙЛОВА, Алматы | |