В конце января комиссия Таможенного союза (ТС) утвердила перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка стран-участниц (мясо, молоко и нефтепродукты). На такие товары могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта.Правда, исчерпывающей формулировкой данная норма не блещет. Она предполагает запрет на экспорт бензина в страны, не входящие в ТС. Но как быть внутри союза, не совсем понятно. Цены на тот же бензин в трех странах сильно разнятся. И здесь нужно либо эти цены уравнивать, либо к норме все-таки подкрепить разъяснение. Традиционно в Российской Федерации цены на нефтепродукты всегда были выше казахстанских. Связано это с целым рядом факторов. Во-первых, достаточно высокие пошлины на экспорт нефтепродуктов в России влекут за собой замещение убытков внутри страны. Во-вторых, в Казахстане традиционно сильна социальная составляющая в проведении внутренней политики государства на рынке ГСМ, а в России тон задают частные компании. Ну и в-третьих, особенно в последнее время многие специалисты стали склонны связывать ежегодный летний рост цен на бензин с недавней инициативой премьер-министра Владимира Путина поставок топлива по льготной цене агроформированиям на период страды. – Планы правительства РФ, готовящего приятный сюрприз сельхозпроизводителям в виде снижения цен на нефтепродукты к посевной, могут сыграть злую шутку с российскими автомобилистами, – сказал в интервью российской газете «Ведъ» аналитик ИАЦ «Кортес» Николай Таратайкин. – Намерение властей вернуться в этом году к практике 2009 года может вновь привести к росту цен на автобензин в летний период. Летом прошлого года участники рынка были уверены, что именно фиксация цен на дизельное топливо для сельхозпроизводителей стала причиной рекордного роста цен на бензин. И в этом году будет, вероятно, то же самое. Между тем эта ситуация по опыту целого десятилетия хорошо знакома едва ли не каждому казахстанскому автолюбителю. Правда, у нас ценовая байга на бензин, как правило, начинается не летом, а осенью. Тогда большие объемы топлива направляются агроформированиям, а нефтеперерабатывающие заводы дружно закрываются на плановый ремонт. Дефицит, образовавшийся на рынке, в итоге начинает компенсироваться ростом цен. Стоило лишь обмолвиться, что правительство РФ в течение недели планирует провести переговоры с крупными нефтяными компаниями, чтобы добиться снижения цен на поставляемые селу ГСМ на 10–15 процентов, – рынок отреагировал мгновенно. Первый вице-премьер РФ Виктор Зубков сказал об этом в субботу, а уже в понедельник топливо начало дорожать во всех федеральных округах. Средние по РФ цены спотового рынка 8 февраля в переводе на тенге по официальному курсу составили: Нормаль-80 – 91200 тенге за тонну (+350 тенге), Регуляр-92 – 104500 (+630 тенге), Премиум-95 – 111300 тенге за тонну (+125). Для сравнения приведем действующие казахстанские оптовые цены на примере «Торгового дома «ПетроКазахстан». Самый популярный АИ-92 оптом у нас стоит 91770 тенге за тонну (дешевле российского на 9 процентов), АИ-80 – 47880 (дешевле на 42 процента). Цены, как видим, в плане перспективы вывоза нашего бензина в Россию более чем конкурентоспособные. А потому и недавний ультиматум о повышении цен внутри страны со стороны «ПетроКазахстан» смотрится не таким уж грабительским. – Внутри страны нас обязывают продавать бензин по фиксированным ценам, – говорит наш источник в представительстве компании. – При этом нам намного выгоднее было бы вывозить в Россию, чтобы продавать по нормальным ценам. В этом случае на местном рынке возникнет дефицит. Причем даже с учетом повышения оптовых цен на бензин, которого требовал «ПетроКазахстан», все равно наше топливо остается более дешевым. Заявленная компанией цена 92-го – 99880 тенге за тонну и российские 104500 или 80-го – наши 73200 тенге за тонну и их 91200 не идут ни в какое сравнение. Кстати, вчера компания распространила пресс-релиз, согласно которому все регионы Казахстана согласились с планами компании по повышению цен на бензин, за исключением ЮКО. – Беззаборное братство в рамках Таможенного союза рано или поздно приведет к ценовому дисбалансу на рынке нефтепродуктов, – говорит аналитик одного из казахстанских банков Бауржан Сейфулин. – И плохо в этом случае, прежде всего, будет Казахстану. Мы сумели удержать цены, сколько бы ни возмущались автомобилисты по поводу обратного. В России же этот рынок регулируется не «ручным управлением», а соотношением спроса и предложения. А спрос, судя по прайсам на АЗС, у них велик. Россиянам сейчас выгоднее закупать наш бензин не то что у оптовиков, а даже на простых заправках. Маржа при этом будет побольше тех 24 процентов, которые они имеют сейчас. Правда, есть и другой вариант развития событий, который аналитики, кстати, считают более состоятельным. А именно уравнять цены с россиянами. – Российский нефтяной бизнес давно поделен и имеет большую руку во власти. Они не станут менять своей политики и сохранять ее будут ревностно. А потому отката в ценах с их стороны ждать не приходится, – говорит аналитик финансовой группы BMG-Kazakhstan Владимир Цейко. – Казахстану придется отказаться от сдерживания – такой вариант мне кажется более вероятным. Тем более что это проще и выгоднее сильным мира сего. А это значит, что уже к лету на наши заправки вернутся космические цены середины прошлого года: 92-й станет 102–104 тенге за литр, а 80-й будет стоить не меньше 76 тенге. | |