Проблема участившихся фактов отключения электрической энергии не может быть для страны неожиданной или новой. И не потому, что износ основного оборудования генерирующих станций и распределительных сетей достиг своего исторически рекордного износа – это скорее следствие. А причина заключается в наших неправильных управленческих решениях, прежде всего на стратегическом уровне, ошибочном видении и понимании диалектики рынка, потребности которого энергетика призвана удовлетворять. Такого мнения придерживается Кадирбай Рятов, управляющий партнер консалтинговой компании SUPREMUM.
– Почему энергетика, призванная быть основой развития экономики, сама не перестает быть «головной болью»? Почему эта отрасль не стоит «на твердых ногах», не является самодостаточной и прибыльной, как в развитых странах? – Причины необходимо искать на стратегическом и операционном уровнях управления энергетической отраслью и ее субъектами. Анализ эффективности решений в рамках проводимой в стране энергетической политики показал, что здесь можно выделить две основные проблемы стратегического характера. Первая – несоответствие экономической модели процесса производства электроэнергии и тарифной политики, применяемой при этом. Вторая – дисбаланс интересов энергетических компаний, государства и потребителей. Говоря об экономической модели энергетических систем, прежде всего надо иметь в виду значительную долю издержек в себестоимости энергокомпаний. Для таких производств любое изменение выручки порождает более сильное изменение прибыли. Причем чем выше удельный вес постоянных затрат, тем больше этот эффект. Главная же технологическая особенность электроэнергетики состоит в невозможности аккумулирования произведенного «товара». Излишки энергии не положишь на склад. Следовательно, режим производства энергии определяется только режимом ее потребления. Режим энергопотребления, отражаемый графиками нагрузок, оказывает сильное влияние на издержки энергетического производства. Чем больше неравномерность графика нагрузки, тем выше себестоимость энергии, а значит, и ее отпускная цена. Энергогенерирующие установки, работающие в переменном режиме, должны находиться в постоянной готовности к несению максимальных нагрузок. То же касается и электросетей. А издержки, связанные с поддержанием их гарантированной готовности, должны в обязательном порядке возмещаться в виде отдельного тарифа за мощность, независимо от объема энергопотребления за отчетный период. Таким образом, мы пришли к базовому принципу ценообразования в энергетике посредством применения трехставочного тарифа, при котором потребитель будет платить отдельно за мощность, абонплату за присоединение данной мощности к электрической сети и, собственно, за саму потреб-ляемую энергию. Такой пример: все мы используем домашние и рабочие телефоны. Мы можем не говорить по телефону вообще, но из-за того, что телефонная компания несет затраты на обеспечение технического состояния сети и на наличие соответствующего сигнала в нашем аппарате, мы ежемесячно платим абонентскую плату. Когда же мы говорим по междугородним линиям, у компании возникают дополнительные издержки, для покрытия которых нам выставляют отдельную сумму. – То есть вы предлагаете увеличить тарифы еще больше? – Принимая во внимание тот факт, что в структуре потребления электроэнергии того же города Алматы треть приходится на население, при этом 8–10 процентов – это население, потребляющее электроэнергию малой мощности и в малом объеме. Для них разумнее было бы применить одноставочный тариф, включающий только плату за единицу потребленной энергии, то есть по-настоящему социально ориентированный. Для остальной части населения и субъектов рынка предпочтительнее было бы применять трехставочный тариф. Кроме того, за счет выделения из действующего тарифа двух его составляющих в отдельные тарифы произойдет его значительное номинальное уменьшение. А это, в свою очередь, существенно сократит мотивацию потребителей уклоняться от уплаты, а также снизит статистику хищений в распределительных сетях. В процессе функционирования энергетического рынка происходит взаимодействие различных субъектов, имеющих свои собственные интересы: потребители энергии, акционеры, инвесторы, поставщики товаров и услуг, банки, финансовые и налоговые службы, регулирующие и местные органы власти, топ-менеджеры и наемные работники компаний. Важно понимать и помнить, что существует прямая зависимость между эффективностью функционирования энергетического рынка и сбалансированностью интересов всех его субъектов. Никто не должен заниматься «перетягиванием одеяла на себя». Повышение эффективности энергетического производства является единственным кардинальным средством разрешения экономических противоречий энергокомпании и субъектов внешней среды. Это известная всем аксиома. – По итогам 2009 года цены на электроэнергию увеличились в среднем на 8 процентов. В новом году эта тенденция продолжилась. Поможет ли это модернизировать изношенные мощности? – В мае прошлого года на заседании правительства обсуждалась возможность увеличения тарифов на электроэнергию. По словам министра энергетики и минеральных ресурсов Сауата Мынбаева, «значительную часть прироста в производстве электроэнергии дадут действующие электростанции, износ которых достигает 70–90 процентов. Для их модернизации и наращивания мощностей необходимы инвестиции, которые могут быть привлечены только за счет изменения тарифной политики». Принято решение о плавном увеличении тарифа с 3,6 тенге за киловатт (на шинах электростанций) до уровня 8,8 тенге к 2015 году. Также было заявлено о необходимости повышения тарифов и на передачу и распределение электрической энергии. Понятно, что решение задач восстановления и развития энергетики в первую очередь связано с поиском источников финансирования. И здесь очень важно не допустить роковую ошибку и правильно определить, кто и за что должен платить деньги. С позиции интересов потребителей электрической энергии, а их интересы, конечно, являются самыми главными, тариф на электрическую энергию должен создавать возможности только для поддержания текущей жизнедеятельности энергетических компаний, а также их развития. Следовательно, восстановление энергетических компаний должно осуществляться за счет их собственников. Если то или иное предприятие энергетики находится в собственности государства, то его восстановление – это проблема государства, если же оно находится в частной собственности, то это проблема конкретных его владельцев. Действительно, невозможно установить тариф на старое такси больше, чем на новое, только потому, что владельцу старого такси нужны средства на его капитальный ремонт. Резюмируя, отмечу, что отсутствие элементарных знаний и навыков в области управления может еще очень долго вынуждать нас заниматься борьбой с последствиями проблем, а не их устранением. Мы можем бесконечно заниматься ремонтом грузовика. Перевести же нужный груз в нужное место мы сможем, если заменим его нужным грузовиком с соответствующими характеристиками и условиями эксплуатации.
Беседовал Темир БОЛАТОВ, Алматы | |