Попытка казахстанского правительства использовать опыт США и Германии, которые в середине прошлого столетия восстанавливали свои экономики после Великой депрессии и войны, проводя массовое дорожное строительство, не вполне удалась.Конечно, свою социальную функцию оно выполнило, а вот с точки зрения экономических аспектов…
Напомним, что в прошлом году на ремонт дорог только из республиканского бюджета была выделена рекордная сумма – более 15,6 млрд тенге. Однако минула зима, и не только полотна с ямочным ремонтом, но и капитальные вернулись чуть ли не в свое прежнее состояние.
Сюрприз
Как всегда, будто чертик из коробочки, неожиданно для казахстанских автодорожников пришла суровая зима, превратившая дороги в направления. Многие из них после текущих и плановых ремонтов теплотрасс и коммуникаций даже не успели заасфальтировать. А потому среди многих, алматинских к примеру, проспектов нередко можно было увидеть полосы гравийки, которые с выпадением снега превратились в трясины.
Резкое снижение температуры, а также губительные осадки в виде снега и дождя привели к тому, что покрытие основной массы дорог превратилось в сплошные ямы. Грузоперевозчики подчеркивают, что ездить по некоторым дорогам стало вообще невозможно, из-за чего у них существенно увеличились расходы на содержание автомобильного парка и сроки доставки грузов.
Между тем грузоперевозки являются одной из главных причин того, что дороги наши разрушаются слишком быстро. Об этом заявил на недавнем «круглом столе» на тему «Перспективы дорожно-строительной отрасли» руководитель компании «Астана жол курылысы» Нигмет Усманов.
– Главная техническая проблема отрасли – прогрессирующая потеря несущей способности дорожных покрытий, – сказал он. – Большая часть дорог в Казахстане, а это около 86 процентов, была запроектирована и построена в 60–80-х годах по нормативным требованиям того периода. Тогда нагрузка на ось автомобиля устанавливалась в пределах 6 тонн. Сегодня нагрузка, при которой не берется плата за проезд, доведена до 10 тонн на ось. Однако по транзитным маршрутам республики движется транспорт, который превышает эту нагрузку, а предусмотренная оплата за превышение не компенсирует наносимого дорогам ущерба.
По мнению специалиста, одной из первостепенных задач является установление в республике предельно допустимых весовых параметров для пропуска автотранспортных средств с учетом технических возможностей автомобильных дорог и мостов. Это позволит остановить дальнейшее разрушение дорог. По его данным, на начало 2010 года из 23 011 километров автодорог международного и республиканского значения 5348 километров, или 23 процента покрытий, имеют опасные дефекты и находятся в стадии разрушения. В целом в сети автодорог международного и республиканского значения не более 40 процентов имеют прочное и ровное покрытие.
Героическая борьба «Казавтодора» с неожиданно разыгравшейся снежной стихией заслуживает особых дифирамбов. Ведь с начала зимы некоторые дороги регулярно перекрывали из-за снега. Но вот как боролись с ним автодорожники, это уже другой вопрос. Незаметно, к примеру, выглядит борьба с ямами на дорогах.
Как известно, ремонт 1 кв. м ям обходится в 5000 тенге. А потому не стоит сильно удивляться тому, как происходит этот ремонт, который часто заключается просто в засыпании ям в дождь или снег асфальтной крошкой. Весь март этим занимались дорожники Алматы.
– Сейчас проводится аварийный ремонт, который допускает отклонение от технических требований по ремонту, так как он является временным, на один-три месяца, для обеспечения проезда до нормального ремонта, – пояснили нам в специализированной службе южной столицы.
После таких объяснений на ум сразу приходит старая истина: «Нет ничего более постоянного, чем временное». И в пользу ее правдивости свидетельствуют несколько фактов. Во-первых, чтобы в небольшом казахстанском городе залатать ямы к концу весны (которые через полгода-год становятся лишь шире и глубже), необходим минимум 1 млрд тенге. Сумма, как видите, немаленькая.
Во-вторых, стоимость капитального ремонта 1 км дороги, по международным стандартам, составляет в среднем 500 тысяч евро. Если взять 23 самых необходимых процента от 128 тысяч км (общая протяженность всех дорог местного и государственного значения в Казахстане) и умножить их на указанную евроцифру, то получится сумма, которую просто страшно называть. Около 14,7 млрд евро, или около 3 трлн тенге. Из этого следует, что Казахстану хороших дорог не видать как своих ушей.
Планы
Вышеозначенные суммы вызывают страх. Однако глаза боятся – руки делают. А потому в текущем году дороги строить и ремонтировать будут. Правда, в 2010 году дорожно-строительная отрасль надеется раздобыть на свои нужды гораздо более скромные средства. Неплохо бы также, утверждают дорожники, парламенту принять закон об увеличении акциза на топливо.
Но пока перспектива поступления государственных проплат остается лишь перспективой, у казахстанских автомобилистов есть надежда, что в порядок приведут хотя бы те дороги, строительство и ремонт которых предусмотрен по плану.
Евгения МИХАЙЛОВА, Алматы
комментарии
Бахыт Султанов, исполнительный директор АО «ДПД Казахстана»:
– Сложные погодные условия прошедшей зимой значительно ухудшили и без того неидеальное состояние дорог в Казахстане. Наиболее сложная ситуация – в восточном и южном регионах. Некоторые трассы до сих пор закрыты или планируются к закрытию в ближайшее время, что вынуждает искать обходные пути, соблюдая при этом сроки доставки. Все эти факторы существенно повлияли на работу всех грузоперевозчиков. Все без исключения службы доставки испытали и испытывают проблемы со сроками доставки грузов.
Ухудшение покрытия казахстанских автодорог и погодные условия прошедшей зимой существенно осложнили движение транспорта, а соответственно, и сам процесс доставки грузов клиентам. В среднем транзитное время транспорта в пути увеличилось на 20–40 процентов. Из-за закрытия некоторых участков дорог компаниям приходилось оперативно вносить изменения в маршруты следования транспорта по Казахстану. По сравнению с предыдущими периодами количество задержек и поломок транспорта в пути возросло на 30 процентов. Основными причинами стали неисправности ходовой части автомобилей, разбитая резина в результате попадания транспорта в ямы и выбоины на дорогах, перекрытие трасс.
Евгений Ли, директор по стратегическому маркетингу и развитию компании Logistic Diligence:
– В ноябре-декабре 2009 года, как считали многие торговые компании, удастся выровнять свои коммерческие результаты. И если до середины декабря инфраструктура и конъюнктура в целом поддерживали и грузовладельцев, и логистические компании, то с середины декабря настали непростые для многих времена.
В частности, наша компания вынуждена была в усиленном режиме эксплуатировать свой парк, что с ухудшением состояния казахстанских автодорог повлекло значительное увеличение затрат на ремонт автомобилей. Например, если в III квартале 2009 г. на ремонт авто расходовалось менее 1 процента оборота от реализации услуги «Адресная доставка», то в IV квартале 2009 г. уже более 2 процентов. И это не говоря о таких инфраструктурных проблемах, как несвоевременная уборка трасс и закрытие некоторых из них из-за непогоды, что в результате тоже приводило к срывам сроков доставки грузов клиентам.
|