| На пути глобализации | Проводимая сегодня государством работа направлена на значительную интеграцию Казахстана в мировое сообщество. Это, прежде всего, необходимо казахстанской экономике. Участники недавнего форума «Региональная экономическая интеграция» обсудили такие темы, как региональная стабильность и экономическое развитие, турецкий и Евразийский энергетический транзит, Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси, а также вопросы трансграничной торговли и ее расширения. В своем послании народу Казахстана президент отметил, что благодаря Таможенному союзу объем торговли между странами-участниками увеличился на 38 процентов. О состоянии центральноазиатской экономической интеграции рассказал в интервью «Литеру» вице-министр экономического развития и торговли РК Тимур Сулейменов.
– Казахстан был и остается активным участником интеграционных процессов со странами Центральной Азии и инициатором различных начинаний. Ваше мнение. – Да, это так. Одной из казахстанских инициатив является Специальная программа ООН для экономик стран Центральной Азии (СПЕКА), разработанная по инициативе Нурсултана Назарбаева в 1997 году. Первоначально программа предназначалась только для стран Центральной Азии. Затем к ней присоединились Азербайджан и Афганистан. Со стороны ООН деятельность СПЕКА получает организационную поддержку Европейской экономической комиссии (ЕЭК) и Экономической социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Оказание содействия государствам в углублении их взаимного сотрудничества, стимулировании экономического развития и их интеграции в экономику стран Европы и Азии – такова цель СПЕКА. Есть и другие инициативы, как ЦАРЭС, Шанхайская организация сотрудничества, включающие более широкий спектр стран. – Назовите основные причины, препятствующие развитию торговли в странах Центральной Азии… – Одной из причин того, что страны Центральной Азии не могут развивать торговлю, является отсутствие выхода к морю и большая отдаленность от ближайших портов и рынков. Неблагоприятное географическое положение стран ЦА усугубляется политическими, инфраструктурными и институциональными препятствиями. В этой связи снижение всевозможных барьеров на пути развития региональной торговли позволило бы государствам специализироваться в соответствии с их сравнительными преимуществами, что может привести к более рациональному распределению экономических ресурсов и увеличению объемов производства в перспективе. Увеличению объемов региональной торговли в странах ЦА может послужить упрощение процедур торговли, что должно выразиться в первую очередь в уменьшении количества разрешительных документов, сокращении времени на их подготовку. Необходимо также усовершенствовать системы тарифов в странах Центральной Азии, провести работы по модернизации транспортной инфраструктуры, улучшить работу пограничной и таможенной служб, повысить прозрачность их деятельности. Серьезным препятствием на пути развития как торговли, так и всей экономики в регионе является высокий уровень коррупции в странах ЦА. Коррупция негативным образом влияет на возможности развития бизнеса, передвижения товаров и трудовых ресурсов. Это те направления, по которым мы должны вместе работать. – Что даст государствам Центральной Азии вступление в ВТО? – Большие выгоды. Казахстан находится на завершающей стадии переговорного процесса. И я надеюсь, что до конца года мы сможем найти консенсус с нашими партнерами – переговорщиками по вступлению в ВТО и в ближайшее время войти в нее. Приведение казахстанского законодательства в соответствие с ключевыми соглашениями ВТО будет способствовать устранению излишних барьеров в торговле, усилению транспарентности и предсказуемости торговой политики, а в перспективе приведет к улучшению конкурентоспособности отечественных товаров. Например, принятие за основу общепризнанных норм при разработке технических регламентов и стандартов позволит выйти отечественной продукции на внешние рынки. – Вступление Казахстана в Таможенный союз – большое достижение для нас. А ведь было много споров о том, заработает ли объединение и сможем ли мы объединиться… – Следует отметить, что до создания Таможенного союза Казахстан, Россия и Беларусь функционировали в условиях зоны свободной торговли, которая заключается в беспошлинной торговле товарами отечественного производства. Увеличению нашего экспорта препятствовали несоответствия ветеринарных и санитарных требований, норм технического регулирования, применения лицензирования во взаимной торговле. Таможенный союз – это более тесная форма интеграции, при которой данные барьеры во взаимной торговле будут отменены и унифицированы. Например, унификация действующих технических стандартов и требований, в частности, ветеринарных, позволит выйти казахстанской продукции на рынки России и Беларуси. С 1 июля прошлого года начал действовать согласованный ранее Единый перечень продукции из 365 позиций по кодам ТН ВЭД, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, предусматривающий взаимное признание документов по подтверждению соответствия и упрощение процедур. Это значит, что на единой таможенной территории стран Таможенного союза открывается дорога для свободного движения более 300 товаров. Кроме того, происходит упрощение разрешительных процедур в отношении целого ряда продукции, включая отмену санитарных и ветеринарных разрешительных документов, а также переход по ряду продукции от обязательной сертификации к декларированию соответствия. В ближайшее время запланировано принятие единых 38 технических регламентов ЕврАзЭС с использованием в качестве основы для их разработки международных документов по стандартизации. – Создание Таможенного союза закладывает основу для формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). Каковы основные направления данных соглашений? – ЕЭП – это следующая стадия интеграционного процесса, которая включает свободное движение капитала, товаров, услуг и рабочей силы. На сегодня на примере Евросоюза это наиболее оптимальная форма интеграции. Формирование правовой базы ЕЭП, состоящей из 17 основных документов, уже началось, и мы планируем в ближайшее время завершить их подготовку. Данные соглашения состоят из следующих основных направлений. Первое – это согласованная экономическая политика: единая макроэкономическая политика, конкурентная политика в области естественных монополий, промышленных субсидий, государственных закупок, субсидирования сельского хозяйства. Второе – это свободное движение капитала, в частности об инвестиционной деятельности, о валютной политике. Третье – рынок свободного движения услуг, четвертое – свободное движение рабочей силы. Пятое – это соглашения, разрабатываемые в рамках второго этапа и направленные на предоставление равного доступа к инфраструктуре стран – участниц ЕЭП в сфере электроэнергетики, транспортировки нефти и газа, железнодорожного транспорта. Мы также будем способствовать экономической интеграции со странами Центральной Азии. Сегодня мы участвуем в разработке нового соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ, направленного на создание единого правового поля обращения товаров между странами. Пользуясь случаем, призываем все страны более активно участвовать в разработке данного соглашения. Одновременно с традиционными для нашей страны направлениями интеграции мы углубляем сотрудничество с рядом стран дальнего зарубежья. Например, сегодня наши три государства – Беларусь, Россия и Казахстан – рассматривают возможность формирования зоны свободной торговли с Сирией и со странами ЕАСТ, к которым относятся Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн. Принято решение о создании совместных исследовательских групп с Египтом и Новой Зеландией по изучению экономического потенциала от либерализации взаимной торговли между Таможенным союзом и этими странами.
Куляш ТУРГАЗИЕВА, Алматы | |
|