Председательство в ОБСЕ, создание Таможенного союза и старт новой индустриальной политики, направленной на преодоление сырьевой зависимости национальной экономики, заложили прочный фундамент для реализации масштабных проектов. Этот документ задумывался как последовательность конкретных шагов по экономической, технической и организационной модернизации промышленности и направлен на то, чтобы в кратчайшие сроки преодолеть наше индустриальное отставание от ведущих стран мира и повысить конкурентоспособность Казахстана. Итоги первого года реализации программы уже позволяют судить об успехе этого государственного проекта. На благо всех и каждого
Часто задается вопрос: что несет программа простым гражданам республики? В первую очередь, создание условий для устойчивого и сбалансированного развития страны в ближайшее десятилетие. Граждане Казахстана получат возможность жить в обстановке предсказуемой инфляции, без ощутимых проблем с занятостью населения, в условиях растущих темпов промышленного и сельскохозяйственного производства. Иными словами, экономика страны станет предсказуемой. У рядового казахстанца появится возможность планировать свою жизнь на десятилетия вперед, не боясь новой волны кризиса. Экономическая стабильность создает обществу предпосылки для нормальной творческой работы. Экономические стимулы позволяют каждому гражданину страны с пользой для себя и Казахстана в полной мере реализовать себя в русле задач ПФИИР. В этом году в развитии новой индустриальной политики активизируется работа по такому ключевому направлению, как занятость. Новая стратегия занятости ориентирована на подготовку кадров для промышленных предприятий. Для этого будут проанализированы все проекты, спрогнозирована потребность в кадрах на среднесрочный период и сформирован четкий перечень востребованных специальностей. Таким образом, реализуется триединая задача повышения конкурентоспособности страны, личной конкуренто-способности граждан и отечественных предприятий, придания ежедневному труду казахстанцев характер инновационного поиска. Последнее даст возможность сформировать казахстанский бренд – группу оригинальных и востребованных мировым рынком продуктов исключительно отечественного производства. Достижение этих целей будет обеспечено за счет ускоренной диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом и сектора промышленности в частности. Мы должны сделать «рывок» и ускоренными темпами создать новую индустриальную экономику, прежде всего за счет внедрения инноваций, новых технологий. Таким образом, ПФИИР является первым этапом, первым пятилетним индустриальным планом реализации стратегии развития нашей страны, рассчитанной на ближайшие десять лет. Все, что мы делаем сейчас, это предыстория будущего развития страны.
Трезво оценивая перспективы
Еще на стадии разработки проекта ПФИИР к планированию будущих действий правительство подошло с трезвым взглядом, не строя иллюзий, имея твердую почву под ногами. В основу программы легли серьезные аналитические исследования. Группа экспертов (в том числе и зарубежных) подвергла критическому анализу все предыдущие стратегии, тщательно разобравшись в том, какие меры сработали, а какие нет и почему. Была изучена реальная ситуация на крупных и средних отечественных предприятиях, степень влияния кризиса на экономику предприятий, их потенциал и перспективы развития. При этом процесс разработки программы был максимально открытым и транспарентным. Был создан координационный совет, на котором совместно с представителями бизнес-сообщества обсуждались основные ключевые вопросы. Проведены десятки встреч и обсуждений во всех регионах, задействовано большое число предпринимателей. Программа была доработана с учетом поручений главы государства, согласована со всеми центральными и местными государственными органами, получила одобрение отраслевых ассоциаций, финансовых институтов и т.д. Главным реализационным документом ПФИИР является Карта индустриализации Республики Казахстан, в которой заключен пошаговый алгоритм экономических преобразований. Этот важный тактический документ призван выработать четкие инвестиционные решения и обеспечить взаимосвязь реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны. В нее вошли 294 проекта республиканского и регионального уровня на сумму 8,1 трлн тенге с созданием 161 тыс. постоянных рабочих мест и 207 тыс. рабочих мест на период строительства. Уже в 2010 году запущены 152 проекта на общую сумму более 800 млрд тенге с созданием около 24 тыс. рабочих мест. Между тем в 2014 году Казахстан должен достичь следующих результатов: рост ВВП – на 50 процентов от уровня 2008 года; добиться повышения производительности труда на 50 процентов, довести долю несырьевого экспорта в обрабатывающем секторе до 100, а в отдельных секторах экономики – до 40 процентов. Также запланировано снижение энергоемкости ВВП на 10 процентов от уровня 2008 года и увеличение доли инновационных предприятий до 10 процентов от числа ныне действующих. Основной акцент в реализации программы перенесен на регионы. Поэтому меняются и критерии оценки работы местных исполнительных органов всех уровней. Главными показателями станут: производительность труда, объем привлеченных прямых инвестиций, увеличение несырьевого экспорта, доля инновационно активных предприятий и количество новых высокопроизводительных рабочих мест. Были определены семь ключевых приоритетных направлений. Это развитие АПК, металлургия, нефтепереработка, энергетика, химия и фармацевтика, стройиндустрия, транспорт и инфокоммуникации. Кроме этого, в ходе обсуждения было предложено еще пять направлений: машиностроение, урановая и легкая промышленность, туризм, космические исследования. В будущем этот список будет расширен, но при условии, что появятся новые высокопроизводительные и экспортно ориентированные предприятия и в других отраслях.
Ясность целей – реальность дел
Уже есть конкретные результаты первого года реализации программы. Как известно, была поставлена конкретная задача – до конца 2010 года реализовать 144 инвестиционных проекта. Реализовано 152 проекта на сумму более 800 млрд тенге с созданием 24 тыс. постоянных рабочих мест. Создано около восьмисот различных производств. Причем некоторые из них полностью отвечают всем критериям, предъявляемым в рамках ПФИИР. Например, золотоизвлекательная фабрика АО «Васильковский ГОК» мощностью 15 тонн золота в год в Акмолинской области. Абсолютно инновационным и экспортно ориентированным является производство медицинской техники АО «Актюбрентген» в Актобе. Заказы на современные компьютерные томографы на 16 срезов уже поступают на завод из ближнего и дальнего зарубежья. Запущен металлопрокатный завод АО «ССГПО» в городе Рудном мощностью 75 тыс. тонн проката в год с перспективами расширения. Теперь горно-производственное объединение получит возможность кластерного развития. Завершен второй этап строительства казахстанского электролизного завода в Павлодаре мощностью 250 тыс. тонн первичного алюминия в год, алюминий выпускается в слитках. Закончено строительство медеплавильного и электролизного заводов мощностью 70 000 тонн катодной меди в год АО «Казцинк». Впрочем, реализуются проекты не только в сфере машиностроения или металлургии. С принятием ПФИИР новый стимул к развитию получили легкая и пищевая промышленность, фармацевтика. Так, введена в строй автоматизированная прядильно-крутильная фабрика ТОО «Охy-Textile» на территории СЭЗ «Онтустiк» в Шымкенте. Начато строительство завода по производству детского питания на молочной основе ТОО «Завод Казахской академии питания «Амиран». Введен в эксплуатацию комплекс по выращиванию, убою и переработке мяса индейки ТОО «Ордабасы Кус». Новый стимул получило комплексное развитие горнолыжного курорта «Медеу-Шымбулак». Все эти предприятия производят качественную, высококонкурентную продукцию и не имеют проблем с реализацией. Проекты реализованы в различных секторах экономики и направлены на ее диверсификацию, предприятия имеют высокую производительность труда, здесь используются высокие технологии. Кроме того, их продукция ориентирована не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Так, выпускаемая катодная медь «Казцинка» будет почти полностью отгружаться за рубеж. Почти треть производимого мяса индейки будет поставляться на зарубежные рынки. А бывшая в дефиците фосфоритная мука станет подспорьем в повышении урожайности зерновых культур для земледельцев не только Казахстана, но и России, Украины. Результативность проектов ПФИИР подтверждена и внешними экспертами. С целью общественного мониторинга привлечена Торгово-промышленная палата Казахстана, по информации которой 14 инновационных проектов, запущенных в 2010 году, уже вышли на свою проектную мощность и работают на Казахстан. В целом же год закончен неплохо. Объем промышленного производства составил 11,8 трлн тенге, индекс физического объема по сравнению с 2009 годом увеличился на 10 процентов. Впервые за последние годы наблюдается ускоренное развитие несырьевого сектора. Так, в горнодобывающей промышленности рост индекса физического объема (ИФО) выпущенной продукции по сравнению с 2009 годом составил 5,3 процента, а в обрабатывающей промышленности – 18,4 процента, его доля в промышленности увеличилась до 11,7 процента. Выработано 82,7 млрд кВт.ч электроэнергии, что на 4,7 процента больше, чем в 2009 году. Производительность труда в обрабатывающей промышленности в целом по республике возросла на 35,5 процента, увеличившись с 24,5 тыс. долларов США на человека до 33,2 тыс. долларов США на человека. Объем производства в металлургической промышленности составил 1 570 млрд тенге (ИФО – 110,2 процента). При этом производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, составило 95 915 млн тенге (ИФО–131,4 процента). В настоящее время в рамках Карты индустриализации Казахстана на 2010–2014 годы из 43 проектов горно-металлургической отрасли с общим объемом инвестиций 1 640 607 млн тенге по состоянию на начало 2011 года запущено 23 новых производства на сумму 305 557 млн тенге с созданием 9 443 рабочих мест. Впечатляют успехи в машиностроении – отрасли, незаслуженно обойденной вниманием в прежние годы. По итогам 2010 года объем производства продукции в этой отрасли составил 342,5 млрд тенге, ИФО составил 158,6 процента. Электрического оборудования произведено на 45,8 млрд тенге (ИФО–235,8%); автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов – на 15,8 млрд тенге (ИФО–195,5%); прочих транспортных средств на 27,2 млрд тенге (ИФО–206,0%); ремонт и установка машин и оборудования – на 178,5 млрд тенге (ИФО–104,7%). Кстати, по машиностроительной отрасли в рамках реализации Карты индустриализации Казахстана на 2010–2014 годы запланирована реализация 29 проектов общей стоимостью 205 483 млн тенге. Из этого числа 15 проектов общей стоимостью 53 201 млн тенге уже введены в эксплуатацию в прошлом году.
Лекарство от стагнации
Заметим, что, задумывая ПФИИР, государство, не заигрывая с бизнесом, честно расставило приоритеты в сфере господдержки. Финансовая поддержка будет оказываться только тем проектам, которые соответствуют новым подходам, продекларированным правительством. Есть несколько критериев, которые строго предъявляются к проектам. Первый – модернизация существующих предприятий. Второй – создание новых высокопроизводительных предприятий с показателями не менее 80–100 процентов производительности (такие примеры уже есть – в частности, локомотивный завод в Астане). Но самый главный критерий – это увеличение производительности труда. В рамках ГПФИИР был разработан проект программы форсированной модернизации действующих предприятий «Производительность-2020». Предлагаемая программа направлена на поддержку системообразующих и других действующих предприятий, а также на развитие новых производств. Ее актуальность обусловлена общим современным состоянием предприятий промышленного комплекса Республики Казахстан, а также современными мировыми требованиями и тенденциями промышленного развития. С целью определения инструментов и необходимых объемов финансовой поддержки проведено обследование свыше 200 крупных и средних, а также системообразующих предприятий. Как показали исследования, на сегодня наблюдается относительно высокий уровень изношенности основных фондов – в среднем по отраслям на уровне 43%. Около 33% несырьевых компаний не способны участвовать в программах ГПФИИР, около 24% несырьевых компаний не могут участвовать в модернизации из-за ограниченного доступа к финансовым средствам. На решение этих задач направлена программа «Производительность-2020». Ее основной целью является повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в приоритетных секторах экономики путем увеличения производительности труда. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач. Первое – это совершенствование уже применяемых предприятиями управленческих и производственных технологий. Второе – модернизация (техническое перевооружение) действующих и создание новых конкурентоспособных производств. Существует несколько критериев отбора предприятий для участия в программе. Во-первых, все проекты должны относиться к приоритетным отраслям ПФИИР. Во-вторых, от предприятия требуется обязательное наличие комплексного плана модернизации. В-третьих, обусловливается повышение уровня производительности труда и энергоэффективности производства. И, наконец, последний и весьма важный критерий – необходима финансовая стабильность предприятий. Что нужно для того, чтобы стать участником программы? Первый шаг: заявитель самостоятельно или совместно с консалтинговой компанией разрабатывает комплексный план. Второй шаг: заявителем представляется необходимый пакет документов оператору программы, который готовит экспертную оценку по проекту. Определяются необходимые инструменты модернизации. Третий шаг: заявитель с положительным заключением обращается к операторам инструментов, которые подразделяются на две группы: по льготному лизингу и по повышению эффективности предприятия. Операторы инструментов в соответствии с установленными требованиями представляют инструменты программы. Четвертый шаг: оператор инструмента и участник заключают соглашение установленной формы, которым предусматриваются: права и обязанности сторон; индикаторы результатов внедрения инструмента; ответственность участника; сроки и формы мониторинга реализации инвестиционного проекта и другие параметры. Всего в программе применяется шесть инструментов государственной поддержки. Первый – возмещение части затрат, понесенных предприятием на разработку комплексного плана (50%, но не более 7,5 млн тенге). Второй – долгосрочное лизинговое финансирование. Цель – обновление основных фондов при условии участия предприятия собственными средствами не менее 15% от общей стоимости предмета лизинга. Ставка вознаграждения составляет не более 7,5% при стоимости лизинга свыше 500 млн тенге. Третий – частичное возмещение затрат на привлечение зарубежных специалистов (инженеров, экономистов, управленцев) с целью оптимизации производственных процессов. Оно предусматривает возмещение этих затрат по факту выполнения проекта и составляет в объеме 50%, но не более 9 млн тенге в год на одного специалиста. Четвертый – предоставление инновационных грантов в соответствии с действующим законодательством РК. Пятый – внедрение управленческих технологий предусматривает определение и реализацию необходимых мероприятий для оптимизации и совершенствования производственных процессов. На оплату услуг привлеченных консультантов возмещение составляет в объеме 70%, но не более 5 млн тенге. На непосредственное внедрение рекомендованных мероприятий частичное возмещение составляет 30%, но не более 10 млн тенге. Шестой – стимулирование привлечения квалифицированных специалистов проектных и инжиниринговых организаций предполагает возмещение затрат по оплате их услуг с целью обеспечения квалифицированного сопровождения проекта при осуществлении выбора, приобретения, установки и запуска технологического оборудования. В этом случае возмещается 30 процентов затрат, но не более 30 млн тенге на один проект. Программа «Производительность-2020» в рамках 2011 года потребует 34,9 млрд. Но лишь 19,9 млрд тенге будет привлечено из республиканского бюджета. Остальное – средства, привлекаемые со стороны, в том числе прямые инвестиции из-за рубежа. Предлагаемый комплекс эффективных государственных мер позволит инициировать процессы модернизации промышленных предприятий и вывести их на конкурентоспособный уровень.
Анна ДРЕФ, Астана
| |