| Риски прогресса | В конце 1950-х Ямайка и Сингапур, избавившись от гнета Британии, находились примерно в одном и том же положении. ВВП составлял 2 200 долларов на человека, преступность зашкаливала, наркоторговля процветала, а уровень заболеваний и смертности бил все рекорды.Однако в дальнейшем их пути разошлись. Ямайка строила экономику на развитии туризма и агросектора. Сингапур вкладывался в образование, науку и кадры. В итоге сегодня ВВП Ямайки вырос до 5,3 тысячи долларов на человека, а в Сингапуре – 39 тысяч долларов. Разница в том, что последний сделал приоритет на росте производительности труда.
Задано направление
В послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил: «В Казахстане, если смотреть по экономике в целом, один работник в год производит продукции на 17 тысяч долларов. В развитых странах этот показатель превышает 90 тысяч долларов. Вывод очень простой: нам надо исправлять ситуацию – повышать производительность и внедрять инновации». В марте 2011 года в Казахстане стартовала государственная программа «Производительность 2020», в разработке которой приняли участие государственные органы, общественные организации, институты развития, а также Всемирный банк. Документ нацелен на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий путем увеличения производительности труда и ставит такие задачи, как совершенствование применяемых предприятиями управленческих и производственных технологий, модернизация действующих и создание новых конкурентоспособных производств. Главное требование при этом – предприятия – участники программы обязаны увеличить производительность труда не менее чем в два раза и среднюю загрузку мощностей до 80 процентов. В рамках программы предприятиям предоставляются меры государственной поддержки по оплате разработки или экспертиз комплексного плана инвестиционного проекта, предоставление долгосрочного лизингового финансирования, привлечение квалифицированных проектных и инжиниринговых организаций, зарубежных специалистов и инновационных грантов. На сегодняшний день к участию в программе проявили интерес свыше 200 предприятий. В 2011 году в программу вошло 27 проектов, на сумму свыше 40 млрд тенге, представляющих 13 регионов страны и 8 отраслей промышленности (машиностроение, индустрия строительных материалов, энергетика, агропромышленный комплекс, химия). Все инвестиционные проекты направлены на увеличение производительности труда в 1,5–3 раза, снижение энергопотребления в среднем на 30–40 процентов, увеличение загрузки мощностей до 80 процентов.
Нюансы новаторства
Ставка на развитие человеческого капитала способна принести поразительные результаты при одинаковых стартовых условиях. Но ясно и другое. Сказав, что с сегодняшнего дня мы «модернизируемся» и делаем ставку на пресловутый человеческий капитал, назавтра мы не ощутим мгновенных изменений. Кроме того, возникает еще один вопрос: кто именно должен что-то менять и кто возьмет на себя нивелирование возникающих в этом процессе рисков? – Модернизация негативно отразится на большом количестве работающих, занятых на неквалифицированных работах, которые находятся в том возрасте, когда им уже трудно переквалифицироваться на специальности, требующие принципиально иных навыков, – считает социолог Бердымухамед Абдильдин. – В результате резкие преобразования в какой-то степени угрожают или противоречат социальной стабильности. Один мой знакомый предприниматель рассказывал: «Сегодня было два веселых похода в акимат. Сначала было совещание, на котором меня наградили за то, что я повысил производительность труда. А на втором совещании мне «вдули» за то, что я уволил работающих. И, в общем, непонятно: или мне перестать увольнять и не повышать производительность труда, или все-таки это делать, но тогда либо мне, либо государству нужно тратить деньги на то, чтобы с этими высвобождаемыми людьми что-то делать». Это напоминает дискуссии полувековой давности о роли людей и машин в эпоху зарождения механизированного производства конца XIX века. Вот только обсуждаемые ныне вопросы оказываются куда более болезненными. Ведь если без обиняков, то курс властей на модернизацию прямо конфликтует с декларируемой социальной политикой. Кризис помог работодателям убедиться в том, что повышение эффективности – это задача, решить которую мешает вовсе не отсутствие современных технологий. Мешают люди. По словам Виктора Давыдова, члена совета директоров крупной казахстанской компании, решая проблему выживания в условиях кризиса и, как следствие, увеличивая эффективность собственных рабочих, в их компании вовсе не думали о порицаниях или благодарностях от властей. – Увольняли, – признается он. – Скрипя зубами. Ведь с нами работают живые люди. Такие же, как и мы. Так что же, оставить их на произвол судьбы? Во время затяжных кризисов и в ходе модернизации национальной экономики можно переучивать «лишних» людей, превращая их в нужных и полезных. Вот только задача эта должна целиком лечь на плечи властей, а вовсе не бизнеса. Если Казахстан, с одной стороны, будет ждать от предпринимателей модернизационных прорывов, а с другой – жестко требовать сохранения рабочих мест в прежних объемах, не развивая инфраструктуру переподготовки кадров, то вскоре рискует разделить судьбу «плохих» членов Евросоюза. По оценкам экспертов, казахстанский рынок труда сегодня – это жесткая негибкая занятость, низкая производительность труда, нестабильная рабочая заработная плата и недружественное по отношению к работодателю трудовое законодательство. Хотя с другой стороны, если мы будем двигаться в сторону изменения трудового законодательства в пользу работодателя, то должны точно так же разработать очень четкую программу управления социальной напряженностью.
В поисках решений
На сегодняшний момент трудовое законодательство вполне позволяет работодателю, действующему в рамках Трудового кодекса, управлять трудовыми ресурсами. Не секрет, что процедура сокращения у нас не слишком отличается от английской или американской. Проблема в том, что многие отечественные работодатели, к сожалению, не готовы ей следовать. Например, уговорить работника уволиться по собственному желанию намного проще, нежели выплатить ему положенное пособие для сокращенных работников. Другое тяжкое наследие, доставшееся нам еще от СССР, – единый тарифный квалификационный справочник рабочих профессий, насчитывающий более семи тысяч позиций. В развитых странах подобные классификаторы на порядок лаконичнее – 600–700 профессий. Уже полтора года правительство пытается сформировать новый, современный справочник. И конца пока не видно. Очень много работы. Есть и более далеко идущие планы – отработать в нескольких регионах новые технологии ликвидации неэффективных рабочих мест с одновременной заменой их эффективными. Разумеется, с одновременным же развитием инфраструктуры переподготовки. Другая инициатива: не касаясь процедур, связанных с изменением продолжительности рабочего времени, предоставить квалифицированному сотруднику возможность работать больше. Есть и еще один нюанс, который ставится во главу угла деятельности казахстанского бизнеса, – социальная ответственность. У этого термина на Западе есть две составляющие. Во-первых, бизнес должен быть эффективным и платить достойную заработную плату. Это самое главное… Но у нас молодая рыночная экономика. Поэтому мы не можем себе позволить жить по американской схеме. Вторая составляющая – так называемая чистая благотворительность. Если ты богатый и успешный, ты должен помогать тем, кому плохо, кому тяжело: инвалидам, пенсионерам, детям. –- Удивляет, что у нас в стране при разговоре о социальной ответственности абсолютно не звучит тема налогов и вклада того или иного предприятия в развитие общества, – говорит Бердымухамед Абдильдин. – На мой взгляд, именно эти показатели являются самыми главными. Самый большой эффект предприятия – это то, сколько налогов оно заплатило и на сколько оно профинансировало действующую в стране систему образования, здравоохранения, социального обеспечения. У нас же, напротив, за критерии успешности принимается доход, полученный предприятием, и чистая прибыль от его деятельности. Не буду отрицать, многие предприятия сегодня содержат школы, садики и прочую инфраструктуру. И не только потому, что они такие социально ответственные, а потому, что жизнь заставляет. Нужны люди для работы, и их нужно привлечь хорошими условиями проживания. Кстати, одним из самых удачных примеров в этом плане могут стать мегапредприятия, входящие в государственные холдинги. Полагаю, этот пример необходимо прививать и в частном секторе. Например, в банках и так далее. Не так давно кто-то из экономистов заметил, что модернизация в стране должна происходить «по-чеховски»: меняться должны не только устои экономики, но и сознание людей. Похоже, полезно было бы добавить к списку еще и законодательство, регулирующее обращение человеческого капитала. В противном случае бизнес найдет множество причин для того, чтобы участвовать в процессе модернизации исключительно формально. Но такой сценарий, кажется, не слишком устраивает идеологов инновационного курса.
Алексей ХРАМКОВ, Алматы | |
|