| Пожиратели бензина | В прошлом году сенат США принял энергетический законопроект, который предусматривает увеличение к 2020 году экономичности автомобилей на 40 процентов, чтобы снизить зависимость страны от импорта углеводородов.Однако выполнять положения этого документа к концу кризиса, вероятно, будет некому. Американские автопроизводители с завидным постоянством покидают рынок. На сегодняшний день два автогиганта – General Motors и Chrysler – уже объявили об угрозе банкротства. США потребляют почти половину всей добываемой нефти в мире. Это наибольшая доля, которая приходится на отдельно взятую страну с населением всего в 700 млн человек. Даже Евросоюз по количеству населения немногим больше потребляет всего 20 процентов от добываемого в мире «черного золота». Связывают это явление в США с так называемым синдромом гигантизма. Нация с трехвековой историей, морем фактически изолированная от экономических, политических и военных конкурентов, выработала собственную стратегию развития. Ее основа зиждется на единственном правиле – огромный потребительский потенциал и, как следствие, чрезвычайно активная экономика. По большому счету потребности отдельно взятого среднестатистического американца в полтора раза превышают аналогичные потребности европейца и почти вчетверо – жителя азиатской части Океании. Именно поэтому обычные американские легковые автомобили, особенно выпуска с 1970 по 1990 год, топлива потребляют почти столько же, сколько в Европе большегрузные тягачи. Рождественская традиция обвешивать дома электрическими гирляндами и вовсе доходит до абсурда. Вместо светодиодов с потреблением энергии примерно 0,2–0,5 ватта каждый они используют 10–20-ваттные лампочки накаливания. Отсюда и сумасшедший расход. Тем не менее в создавшихся ныне реалиях продолжать такую политику правительство США считает уже нерациональным. В этой связи специальным законопроектом сената было предложено более «скромно» расходовать энергетические ресурсы. В числе вводимых мер особое место занимают снижение расхода топлива в новых автомобилях до 7 литров на 100 км и резкая активизация производства биоэтанола. Продолжающаяся с момента начала кризиса в США волатильность цен на нефть на мировых рынках заставляет задуматься о многом. Именно колебания на фондовом рынке в этой стране, по мнению аналитиков Financial Times, провоцируют катастрофический спрос на углеводороды во всем мире. При этом рост их потребления в США, с одной стороны, оказывает поддерживающее влияние на экономическую ситуацию, но, с другой – фактически провоцирует очередной кризис, на этот раз уже энергетический. Рынок нефти все еще находится в зоне повышенной турбулентности. В конце прошлой недели цена на баррель марки Light Sweet резко пошла вверх еще перед началом регулярных торгов. В течение дня она колебалась между 110 и 111 долларами. Закрытие оказалось не столь впечатляющим, как рост в середине торговой сессии. То есть в данный момент рынок опять замер в ожидании очередных новостей из США. На сегодня намечен выход данных по запасам нефти в этой стране. По некоторым данным, они могут снизиться на 800 тысяч или 1,2 млн баррелей. При этом снижение будет наблюдаться уже восьмую неделю подряд. Одновременно запасы бензина могут увеличиться, а топочного мазута – сократиться, но незначительно. В любом случае опубликование этих данных вновь поднимет бурю на сырьевых рынках. Накануне цены на нефть выросли почти на 5 долларов на фоне ослабления американской валюты и публикации отчета Минэнерго США, свидетельствующего о снижении запасов нефтепродуктов в стране в связи с сокращением объемов нефтепереработки американскими НПЗ до минимальных с 2005 года уровней. В частности, компания Valero Energy Corp. сократила выпуск продукции на заводе Corpus Christi в Техасе, объясняя свои действия снижением спроса. Согласно данным Минэнерго США, на прошлой неделе запасы бензина в стране сократились на 3,3 млн баррелей, запасы дистиллятов уменьшились на 2,2 млн баррелей. В ряде аналитических обзоров высказывается сенсационное предположение о том, что группа авторитетных аналитиков пытается удержать цены на высоком уровне. Теоретически на многофакторной шкале заявления аналитиков являются одним из важных элементов, которые формируют тренд. В моменты нервозности на рынке эти заявления имеют особую силу, что и подтверждается на сырьевых рынках. К примеру, не так давно эксперты корпорации Total сделали прогноз, что в 2014–2015 годах мир может столкнуться с новым нефтяным кризисом, когда предложение превысит спрос. Цена составит 145 долларов за баррель. А все потому, что сегодня в силу технических и финансовых факторов поддерживать достаточный уровень производства становится все сложнее, отметил глава корпорации Кристоф де Марджери. Кризис уже довольно серьезно ударил по сектору, сократив инвестиции в его развитие. Однако, отмечают эксперты, сам по себе высокий уровень цен не представляет опасности. Гораздо важнее бороться со скачками цен. Для того чтобы этого не происходило, эксперты считают, что корпорациям необходимо бороться за получение высоких прибылей, что позволит им делать необходимые инвестиции в разведку и добычу и таким образом обеспечивать рынок требуемыми объемами нефти. Этот прогноз в общем-то имеет в своей основе большую долю истины. К примеру в 2007 году, когда мир пугали 100-долларовыми ценами за баррель, никто не хотел в это верить. А когда свершилось – взялись за голову. С трудом тренд удалось перебороть. Услугу эту оказал кризис. Сейчас ралли вновь набирает обороты. Впрочем, на текущий день на рынок в большей степени влияет все же информация Министерства энергетики США по запасам нефти. На фоне ожидания падения запасов возможен резкий всплеск цены на нефть. Хотя это вряд ли произойдет. Скорее наоборот. То есть если данные окажутся достаточно позитивными, цена на нефть может начать резкое снижение. В любом случае можно гарантировать, что ровного графика цены на грядущих торгах не будет.
Артур БАЛИВАРОВ, Алматы | |
|