| Почему лукавит Минфин? | Экономика Казахстана из года в год растет высокими темпами. Так, по итогам 2011 года, в номинальном выражении ВВП страны превысил 27 трлн тенге и вырос на 26%.Одновременно с этим растут налоговые поступления в государственный бюджет и Национальный фонд. Постоянно возрастают как их объем, так и доля в ВВП: в 2009 году – 3,6 трлн тенге (или 21% от ВВП), в 2010 году – 5,2 трлн тенге (24%), в 2011 году – 7,3 трлн тенге (27%). Но при этом очевидно, что рост поступлений в бюджет связан в первую очередь с ценовым фактором. Благоприятная ценовая конъюнктура мировых рынков обеспечивает рост не только в сырьевых отраслях, но и, с учетом мультипликативного эффекта, всей экономики в целом, что дает соответствующий рост поступлений в бюджет. Так, за 2010 год объем добычи нефти вырос на 4%, при этом цена нефти выросла на 29%, т.е. с учетом роста цен поступления должны были бы вырасти на 34%, а в 2011 году – даже на 40%. И в этом механическом росте никаких особых заслуг Министерства финансов нет. Напротив, отчеты Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и правоохранительных органов свидетельствуют о постоянном увеличении объемов финансовых нарушений. Только Счетным комитетом в 2010 году выявлено финансовых нарушений при расходовании государственных средств на сумму 221,4 млрд тенге, что в 1,6 раза больше показателя предыдущего года. Аналогичный рост выявленных нарушений в 2010 году зафиксирован также и комитетом финансового контроля (230 млрд тенге, или на 57% больше 2009 года). Все это говорит о том, что наша экономика за прошедшие годы значительно выросла. Но надо понимать, что при этом растет и теневая экономика. Хотя статистика отмечает стагнацию ее доли в экономике в последние годы на уровне менее 20%. По логике вещей, раз растет теневая экономика, должна расти и недоимка. Однако, по утверждению Минфина, так называемая «рабочая» недоимка, т.е. не связанная с деятельностью лжепредприятий, выросла лишь на 4,2% и составила на начало 2012 года лишь 59 млрд тенге. Что мы видим? Налоговый комитет заявляет, что налоговое администрирование улучшается из года в год, постоянно перевыполняется план по доходам. Но главный факт состоит в том, что экономика растет, а доходы государства в реальном выражении не растут опережающими экономику темпами. Причин здесь может быть всего две: либо теневая экономика не растет, что маловероятно, либо налоговое администрирование ее растущие доходы не отслеживает. Существуют различные каналы, финансово подпитывающие теневую экономику. Во-первых, это расходы государственного бюджета. Во-вторых, сырьевой сектор, в котором объемы средств растут, причем заработная плата растет быстрее производительности труда. С сожалением можно констатировать, что сейчас государство борьбу с теневой экономикой ведет не на должном уровне. Самым важным фронтом наступления на «теневиков» должно стать налоговое администрирование, эффективность которого должна расти постоянно, но именно этого и нет. Сегодня Министерство финансов победно заявляет, что рост недоимки связан напрямую с активизацией деятельности фискальных и правоохранительных органов по пресечению деятельности лжепредприятий. При этом недоимка, связанная с лжепредприятиями, является безнадежной, т.е. плательщики, финансовые средства и имущество отсутствуют. Складывается впечатление, что в Минфине так и не поняли сути претензий президента, которые он высказал на расширенном заседании правительства 27 января 2012 года. Глава государства прямо сказал: «Нужно усилить аналитическую часть информационных систем». А как сегодня происходит внедрение информационных систем Минфина? В ряде статей, опубликованных в журнале «Эксперт», руководство Министерства финансов рассказывает о планах по созданию Е-минфина. Вместе с тем мы видим, что данная реформа направлена на оптимизацию учетно-бухгалтерского администрирования и автоматизацию существующих процедур, т.е. облегчение ручного труда налоговиков и уменьшение прямого контакта с налогоплательщиком. То есть происходит автоматизация ради автоматизации. Однако должен быть качественный рост. Высвобождающиеся ресурсы должны быть направлены на усиление аналитической составляющей работы Налогового комитета. Однако в статьях улучшение аналитической составляющей упоминается лишь вскользь. Вместе с тем основной инструмент налоговиков – это интеллектуальная система управления рисками. Прямое усиление работы в погоне за снижением недоимки может негативно отразиться на бизнесе. Можно с уверенностью сказать, сегодня система управления рисками Налогового комитета еще далека от совершенства. Так, по результатам налоговых проверок в 2010 году доначислено налогов и платежей на сумму 495,6 млрд тенге. Введенная в 2010 году система управления рисками при планировании и проведении налоговых проверок не оказала существенного влияния на эффективность взыскания доначисленных сумм. Так, из выявленных нарушений взыскано в бюджет 28,7 млрд тенге, или 5,8%, что не выше уровня взыскания, имевшегося за предыдущие три года: в 2009 году – 5,7%, 2008 году – 5,4%, 2007 году – 5,8%. Общая сумма потерь бюджета, выявленных налоговым контролем по налогоплательщикам, уклоняющимся от уплаты налогов, составила за 2010 год 246,1 млрд тенге. Что мы видим в планах Минфина? Министерство финансов давно говорит о том, что необходимо внедрить электронные счета-фактуры, с тем, чтобы через систему управления рисками пресекать деятельность лжепредприятий, если выписанные ими лжепредприятия не имеют никакого обеспечения. После выступления президента на расширенном заседании правительства министр финансов вновь вспомнил об этом, заявив, что это будет сделано, но в долгосрочной перспективе. На расширенном заседании правительства главой государства была высказана и другая ключевая мысль, на которую, к сожалению, никто не обратил должного внимания. Это – сопоставление данных разных государственных органов и выявление на основе экономического анализа несоответствий при уплате налогов. Решение, которое фактически лежит на поверхности и давно и широко используется в мире, но так и не находит применения в нашем Министерстве финансов. Налоговые органы «терроризируют» бизнес огромным количеством различных отчетов и большую часть своей работы проводят за их проверкой, зачастую просто мешая бизнесу нормально работать. Опять налицо лишь бухгалтерско-учетный подход в работе. Напрашивается вопрос: где интеллектуальная составляющая? Действующие подходы Налогового комитета создают условия, при которых целые отрасли могут уклоняться от налогов.Раньше подобные задачи решались в Госплане, где на постоянной основе проводился отраслевой анализ, в том числе используя межотраслевой баланс. К сожалению, сегодня эти методы для выявления нестыковок в экономике явно не используются ни Министерством финансов, ни в целом экономическим блоком правительства. К примеру, предприятия какой-либо отрасли платят НДС. Исходя из этой суммы, можно определить добавленную стоимость предприятий и сопоставить ее с другими показателями экономики предприятия, в т.ч. с капиталоемкостью. В свою очередь, через основные экономические показатели предприятия можно вычислить расчетную сумму КПН и сопоставить ее с представленной цифрой. Аналогично можно сопоставить и соцналог. Более того, показатели предприятия можно сравнить и со среднестатистическими (базовыми) показателями в целом в отрасли. Однако такое сопоставление данных сегодня не проводится. Возможно, это связано и с тем, что имеет место «узкая» специализация налоговиков. Так, часть налоговиков занимается только КПН, другая – только НДС и т.д., но вместе они между собой мало взаимодействуют. Применение таких технологий позволило бы создать действенный механизм по снижению даже безнадежной недоимки. Именно об этом говорил глава государства в своем критическом выступлении. Данная проблема становится особенно актуальной в условиях Единого экономического пространства. Как известно, Казахстан имеет более благоприятный инвестиционный климат по сравнению с Россией. Это подтверждается и рейтингом Всемирного банка «Ведение бизнеса». Такие условия приведут к перетоку части бизнеса из других соседних стран в Казахстан. С легальным бизнесом придет и теневой. Таким образом, при отсутствии эффективного налогового администрирования в Казахстане имеется риск существенного увеличения теневого сектора экономики. Поэтому выступление главы государства по данному вопросу было особенно актуально, учитывая существующие диспропорции в экономике Казахстана.
Рахман Алшанов, доктор экономических наук, профессор
| |
|