На «прямой линии» с президентом РК Нурсултаном Назарбаевым поднимался вопрос о больших ценовых надбавках на товары народного потребления. Проще говоря, при реальной цене картофеля в 33 тенге розничные потребители умудряются сбывать его по 60–70 тенге, и это далеко не предел.В этой связи глава государства поставил задачу пресечь подобные злоупотребления. Правительство на первых порах взялось за решение этой проблемы довольно активно. Однако вскоре все затихло. Между тем в России уже готов даже соответствующий законопроект, который Казахстан вполне мог бы применить у себя. Тем более что не так давно россияне без зазрения совести во всеуслышание заявили о своем намерении позаимствовать казахстанские техрегламенты. Дело в том, что у северного соседа еще в 2002 году был принят закон «О техрегулировании», который предусматривал отмену обязательности ГОСТов, которых к тому времени скопилось 25 тысяч штук. Эти стандарты пришлись не ко двору производителям, потому что включали в себя обязательные требования к качеству товара. Любой советский ГОСТ начинался абсолютно антирыночно: «Несоблюдение стандарта преследуется по закону». То есть, к примеру, в колбасе должно быть не меньше такой-то доли мяса, некоей доли соевого наполнителя, а где-то даже отходов целлюлозных предприятий. Работу по принятию техрегламентов передали Думе. Всего планировалось принять их более семисот до 2010 года. Однако срок подошел, а за прошедшие со дня вступления в силу закона семь лет Дума приняла только 11. Другими словами, Россия оказалась и без ГОСТов, и без техрегламентов. – В целях недопущения правового вакуума и реализации внешнеэкономических приоритетов России в период с 2010 по 2012 год на территории РФ нужно задействовать регламенты стран ЕС и Таможенного союза, устанавливающие требования к продукции, в отношении которой пока не приняты российские внутренние технические регламенты, – сказал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Если не считать Евросоюз, то наиболее продвинутым претендентом на копирование в данном случае можно назвать Казахстан. У нас техрегламенты действуют достаточно давно и включают в себя практически все сферы. Приятно, конечно, когда можно чему-то научить соседа. Однако по некоторым вопросам поучиться можно и у него. Речь идет о законопроекте «О госрегулировании торговли». Этому документу уже несколько лет. Ни шатко ни валко он пылился на согласованиях в разных ведомствах. Но однажды Владимир Путин заехал в магазин сети «Перекресток». Там премьер задал праздный вопрос, какую наценку сеть делает на мясо, продаваемое по 350 рублей (1700 тенге за килограмм), и получил ответ: «120 процентов». Разумеется, такая несправедливость возмутила второе лицо государства. С тех пор законопроект «О госрегулировании торговли» получил мощный импульс для продвижения по инстанциям. Дело в том, что в России, да, думается, и в Казахстане, сети, декларирующие и уплачивающие налог с нищенской рентабельности в 3–5 процентов, имеют, естественно, гораздо больше. Причем такие их действия являются абсолютно никак не регулируемыми. Помимо громадных наценок в 100 и даже в 400 процентов есть еще много способов получить дополнительные деньги. Причем чаще всего касается это именно местных производителей. Ради эксперимента можно попробовать промониторить ассортимент любого супермаркета Алматы. Едва ли доля продукции казахстанского производства там превысит 10–15 процентов. Превалирует импорт, который приходит от крупных ритейлеров и дилерских компаний. Узкий сегмент зарождающегося казахстанского производства попросту не в силах пробиться на прилавки крупных торговых сетей. Чтобы попасть на их полки, производители идут на любые скидки. Более того, они готовы платить за право проникнуть в сеть, за лучшее место на полках, за объем реализации. Порой речь идет об очень значительных суммах, и далеко не каждый производитель может себе их позволить. Для него проще работать с крупными посредниками, которые ничего не требуют, а просто забирают продукцию по отпускным ценам и потом, пользуясь своими возможностями, пристраивают ее в сети. Законопроект включает в себя запрет брать с поставщиков любые бонусы, кроме премии за объем в размере 10 процентов. Если в течение 30 дней в некоем регионе рост розничных цен на отдельные виды социально значимых товаров первой необходимости составит 30 процентов и более, правительство имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на срок до 90 дней. Еще одна статья определяет, что сеть, доля которой превышает четверть объема всех реализованных продовольственных товаров в регионе, не имеет права арендовать или приобретать в указанных границах дополнительные торговые площади и так далее. Штраф за нарушение закона о торговле составит от 25000 до 50000 долларов. Есть и определенные нормы на формирование наценок, как раз то, над чем вот уже почти месяц ломают голову в правительстве Казахстана. Другими словами, если Россия решила воспользоваться нашими техрегламентами на безопасность продукции, то почему бы нам не использовать ее закон о госрегулировании в торговле. Плюсы от этого не замедлили бы сказаться. В первую очередь, простые граждане смогли бы приобретать по сниженным ценам и в ассортименте продукцию местных предприятий. Последние, в свою очередь, значительно поправили бы свои дела и смогли бы получить стимул к развитию. В конечном итоге это все стало бы очередным кирпичиком в строительстве несырьевой экономики.
Алексей ХРАМКОВ, Алматы | |