Рост цен на ГСМ: бензин, солярка… Едва ли не каждому третьему казахстанцу эта фраза словно ножом по горлу. Причем объясняют все просто: бензина стало не хватать, пора бы и цену поднять.Министерство нефти и газа в очередной раз утвердило повышение. Небольшое, но как тенденция весьма неприятное. Причем министр Сауат Мынбаев предупредил заранее, что нынешнее повышение лишь первый шаг. Подготовка к этому шла больше месяца. Проработка сценариев, формирование общественного мнения, концепция безальтернативности – одним словом, сложный маркетинговый процесс. А в итоге за всем этим кроется простая ситуация: рядовому казахстанцу подложили «свинью». Работать-то он будет вроде бы и по прежним ценам. А за бензин платить – по новым.
Закон рынка – спрос определяет предложение. Но в Казахстане нередко это правило доводят до абсурда. Месяц назад вроде бы предупредили, мол, топлива может не хватить, а потому мы его «подорожаем». То есть дефицит становится своего рода тем рычагом, который двигает цены вверх. В мире это нормально. Когда страна со страной торгует. В пределах одной страны это больше похоже на волейбол: один может отбивать чем угодно, второй – только левой ногой. С 1 мая в стране официально повышается розничная цена на дизельное топливо и бензин. Таким образом всенародно любимый 92-й должен подорожать до 94 тенге, АИ-80 – до 64 тенге, дизель, как и в прочих странах СНГ, станет «наконец-то» дороже бензина и будет стоить 67 тенге за литр. Об этом договорились представители Министерства нефти и газа, акиматов областей Казахстана и ресурсодержатели горюче-смазочных материалов на расширенном совещании рабочей группы по вопросу обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами и ценообразования на ГСМ. Тот факт, что над Казахстаном будут довлеть российские расценки на нефтепродукты, «Литер» писал неоднократно. Негоже, чтобы в рамках единого таможенного пространства цены на стратегический продукт разнились так сильно. Еще в конце марта министр нефти и газа Сауат Мынбаев на селекторном заседании правительства предупредил, что в мае стоимость ГСМ может повыситься. Однако он не исключил, что уже в мае стоимость ГСМ может повыситься в случае изменения цен в России, откуда Казахстан импортирует часть высокооктанового бензина. – Литр дизтоплива у нас стоит 67 тенге, а в России – в пересчете на нашу валюту – 91 тенге, – привел пример министр. – Если эта тенденция сохранится, понятно, что в мае цена изменится, но насколько – я не знаю. Это зависит от ситуации на рынке. Но мы не можем допустить очень значительного разрыва цен с Российской Федерацией, с которой находимся в одном Таможенном союзе. В противном случае разница в цене на дизтопливо между Казахстаном и Россией может привести к его контрабандному экспорту в соседнее государство. До 91 тенге за литр пока далеко. Причем в данном случае стоит особый акцент сделать на главном популистском лозунге: мы нефтяная держава, а цены выше, чем у импортеров. На самом деле вовсе не выше. В пределах нормы. Просто в Казахстане они уж очень либеральные. И их так или иначе будут доводит по крайней мере до российского уровня. С другой стороны, есть и еще один фактор-доводка. В данном случае она выступает даже не столько неожиданной, сколько традиционной. Любой автомобилист знает, что как только начинается сельскохозяйственная страда, в стране становится меньше бензина (меньше ли его становится?), а следовательно начинают расти цены. Обычно это происходит осенью. Но нынешней весной ситуация иная. Многие склонны связывать появившийся дефицит с тем фактом, что Казахстан решил оказать помощь соседней Киргизии. – Дали киргизам 3 тысячи тонн солярки. Самим не хватает. Теперь мы будем платить за их революцию? – вопрошает таксист из южной столицы Талгат Абдурахманов. – Почему нас всегда пугают, что топлива нет, значит, цена станет выше? На что они рассчитывают? Что я буду меньше ездить, потому что дорого? Не буду! Буду потреблять, как и раньше. Только у них в кармане прибавится, а меня убудет. Потому что цены на извоз остаются прежними уже на протяжении пяти лет, а цена бензина за это время увеличилась вдвое. Наш источник в НК «КазМунайГаз» по этому поводу пояснил, что удорожание вследствие дефицита объясняется тем, что приходится закупать топливо в соседней России, а там оно дороже. Отсюда и повышение цен на внутреннем рынке. Наша страна производит нефтепродуктов лишь на 70 процентов своих потребностей, а по высокооктановым маркам бензина и вовсе на 50 процентов. – Мы рассчитываем, что к 2015 году Казахстан сможет обеспечивать себя полностью всеми необходимыми видами ГСМ по завершении реконструкции всех отечественных нефтеперерабатывающих заводов, – говорят в «КазМунайГазе».
Алексей ХРАМКОВ, Алматы
| |