| Работа над прозрачностью | Казахстан попал в число 16 стран, которым международное сообщество не присвоило статуса кандидата в сообщество государств, которые живут по законам и принципам Инициативы прозрачности деятельности добывающий отраслей (ИПДДО).Нашей республике дали отсрочку в полгода для доработки своих «слабых» мест. И к 9 сентября этого года станет известно, достойна ли наша республика статуса страны, где правила ведения бизнеса в добывающем секторе прозрачны и транспаренты. Эта самая отсрочка в шесть месяцев, предоставленная нашей республике, стала поводом для целой волны критики, в первую очередь со стороны неправительственных организаций, по целому ряду моментов. В первую очередь досталось Национальному совету заинтересованных сторон, который как раз-то и был создан для внедрения повсеместно в нашем добывающем секторе принципов прозрачности. Но одна лишь критика мешает увидеть истинные причины того, почему Казахстану все же было отказано в получении нового для него статуса страны- кандидата. Об объективных причинах и о том, что все-таки реально сделано и делается в нашем движении к прозрачности, в эксклюзивном интервью «Литеру» рассказал курирующий этот вопрос вице-министр нефти и газа Асет Магауов.
– Асет Маратович, хотелось бы услышать от вас, представляющего правительство, какова реально ситуация с Инициативой прозрачности деятельности добывающих отраслей в Казахстане? – Напомню, что с 2005 года республика находилась в статусе участника этого сообщества. Затем при прохождении определенных процедур она должна была получить статус страны – кандидата Инициативы прозрачности. Следующей ступенью должно было стать получение статуса страны – последователя этой самой Инициативы. Международное правление Инициативы прозрачности в апреле этого года приняло единогласное решение о том, что Казахстану и еще 15 странам продлить на шесть месяцев срок прохождения валидации (процесса оценки) до 9 сентября 2010 года. И то, что нам дали отсрочку, это не должно восприниматься отрицательно. Вот, мол, нам поставили двойку за наш отчет о прозрачности доходов и мы как страна не готовы к честным правилам игры. Я бы назвал эту отсрочку как время для досконального анализа наших будущих действий. Однако хочу обратить внимание на один главный и существенный момент: Инициатива прозрачности – это новое движение, которое зародилось только в 2005 году. И многие его правила и критерии все еще разрабатываются по ходу жизни, которая намного сложнее, чем в идеале. Так, в числе 18 главных критериев, которые необходимо пройти, чтобы получить статус страны – последователя ИПДДО, есть такой, который практически невыполним не только Казахстаном, но и многими другими странами. Это аудит государственных доходов. То есть мы должны нанять компанию извне, которая бы провела аудит нашей госказны. Что, согласитесь, нонсенс не только для нас, но и для других стран тоже. Поэтому мы инициировали дискуссии, насколько правильно понимаются критерии Международного правления ИПДДО и как эти правила и нормы должны интерпретироваться на местах. Казахстан за то, чтобы было больше логики и понимания в этом вопросе. Мы продолжаем работу над тем, чтобы доказать, что наша республика все-таки соответствует всем 18 критериям ИПДДО. – Как известно, соседний с нами по Каспию Азербайджан входит в число немногих стран, которые полностью смогли пройти всю процедуру включения в ряд ИПДДО? Чем же мы хуже? – Да, в настоящее время в мире только две страны – это Азербайджан и Либерия, которые смогли пройти валидацию. Но я бы не ставил вопрос так, как вы, чем мы хуже. Каждая страна индивидуальна, и необходимо комплексное изучение проблемы. Мы просто богаче в плане наших запасов. Сравните сами, в том же Азербайджане насчитывается чуть более 30 добывающих компаний, а в Казахстане их порядка 800, из которых 122 участвуют в ИПДДО. Но в числе этих 122 самые крупные компании-недропользователи, которые приносят львиную долю поступлений в республиканский бюджет. Судите сами, по данным геологической службы США, Казахстан вошел в число самых богатых минеральными ресурсами стран, запасов которых хватит более чем на 100 лет. Во-вторых, у нас намного больше контрактов, заключенных иностранными инвесторами, чем в Азербайджане, которые заключены на разных условиях. В-третьих, у нас и страна по территории намного больше. Так что все эти факторы говорят о том, что Казахстану времени на проведение валидации потребуется в разы больше, чем тому же Азербайджану или Либерии. Так что надо учитывать все объективные и субъективные причины, почему нам дали отсрочку. – Асет Маратович, а каковы основные замечания со стороны НПО Национальному совету заинтересованных сторон по самому процессу присоединения Казахстана к Инициативе прозрачности? – Во-первых, НПО ставят вопрос о включении социальных платежей в отчетность, в то время как ИПДДО охватывает только платежи компаний-недропользователей в бюджет и доходы бюджета от недропользователей. Как известно, сегодня компании сами решают, куда направить свои социальные платежи: то ли на строительство детских садов, то ли дорог или обучение персонала и т.д. К тому же мы не можем делать сверку социальных платежей, так как налоговые органы не берут на баланс эти расходы, а поэтому мы не можем подтвердить, есть ли от них поступления в бюджет. То есть вопрос методологии расчета поступлений от социальных платежей остается открытым. Мы создали отдельную рабочую группу, которая специально занимается разработкой методики учета социальных расходов компаний. Второй момент, на который указывают НПО, это дезагригация платежей – это персональное раскрытие платежей в бюджет. – А разве в отчете не указывается, сколько какая компания принесла доходов в бюджет? – Нет, отчет сводный, без названий недропользователей. Чтобы не затронуть коммерческие интересы компаний, все эти годы сверка платежей и поступлений в бюджет шла укрупненно сводными данными по каждому налогу. Публикация отчетов по каждой отдельно взятой компании у нас не практиковалась. Как известно, компании-недропользователи считают, что прозрачность прозрачностью, но и есть коммерческие и стратегические интересы компании, которые должны остаться неприкосновенными. И мы этот принцип уважаем. Но НПО продолжают поднимать этот вопрос. И, в принципе, он стоит на повестке дня в Национальном совете заинтересованных сторон. Мы намерены изучить опыт той же Норвегии, которая пошла по пути дезагрегации всех налоговых платежей. Нам надо взвесить все «за» и «против», чтобы не было взаимных претензий и упреков. – Асет Маратович, а можете ли вы назвать, какая сумма поступила в бюджет по итогам сверки за годы внедрения Инициативы прозрачности? – Первый сводный отчет о поступлениях в бюджет за 2005 год был подготовлен в 2007 году, в 2008 году за 2006 год. При этом сумма поступлений в бюджет за 2006 год составила 889 млрд тенге. Сейчас ведется работа по подготовке отчетов за 2007–2008 годы, которые охватят налоговые платежи более 100 компаний, что эквивалентно 1 трлн тенге за каждый год. – Спасибо за интервью!
Кульпаш КОНЫРОВА, Астана | |
|