Пережиток лихих девяностых или реалии сегодняшнего дня? Трудно ответить на этот вопрос, когда речь идет о повальном увлечении наймом охранников.При этом никто не задумывается, что фактически этот достаточно внушительный пласт наемной рабочей силы никоим образом не участвует в гонке за рост производительности труда. Даже больше, они оттягивают назад эти показатели предприятий за счет своей многочисленности. Многие убеждались, понаблюдав хоть полчаса за охранником, что люди эти исключительно героические личности. Пять дней в неделю со всей самоотдачей бороться со скукой, решая кроссворды, читая бульварную литературу, играя в «косынку» (при наличии компьютера) – этот тяжкий труд по плечу не каждому. Однако где же та добавочная стоимость, которую в идеале должен производить каждый отдельно взятый сотрудник компании? Ее нет. К сожалению, ни разгаданный кроссворд, ни прочитанную книжку Донцовой, ни выигранную «косынку» нельзя назвать ликвидным товаром. И ладно бы только это. Нередко от охранников бывает больше вреда, чем пользы. Крепкие парни в сизых костюмах, встречающие визитеров на пороге практически любого торгового заведения, попросту отпугивают клиентов. Сегодня в Казахстане, по некоторым данным, насчитывается около 200 тысяч одних только сотрудников частных охранных предприятий. А всего охранников, по разным данным, до 800 тысяч человек, то есть ровно 10 процентов от экономически активного населения страны. Этих трат не существует в таких масштабах ни в одной другой стране мира. Признаем, криминальная обстановка в большинстве регионов Казахстана остается достаточно напряженной. Воровство «Кам- АЗами», «наезды», экономические диверсии и прочие негативные бизнес-проявления все еще имеют место. Только вот не помнит история независимого Казахстана примеров, когда бы рядовые охранники (их правильнее называть вахтерами или сторожами) смогли бы помешать чему бы то ни было из вышеперечисленного. Чаще всего, когда разбой уже состоялся, приехавшие полицейские развязывают избитых охранников либо же считают дырки от пуль на их многострадальных телах. Причем для следователя охранники, как правило, наипервейшие подозреваемые. Оно и понятно, в силу сложившихся стереотипов охранники занимают первую линию обороны и фактически лезут на рожон, хотя прав таких формально не имеют. В царской России роль охранников выполняли швейцары, которые в случае чего свистели в свисток, привлекая внимание жандармов. По сути, законодательно разрешенные действия для охранников и по сей день аналогичные. Что ни говори, а отставник за сиротским столиком у двери офиса в случае настоящей заварушки противостоять противнику не может. Ну а бомжу девушки на ресепшен сами не откроют дверь, изучив неприятного гостя на экране монитора. В крайнем случае позвонят «102». Однако каждая уважающая себя компания по-прежнему не мыслит свою работу без пары-тройки охранников, даже когда общий штат не превышает 10–12 человек. Может быть, денег девать некуда? Или производительность труда запредельная и с лихвой компенсирует безделье наймитов? – Производительность труда в российских компаниях, как правило, в два-три раза ниже, чем за рубежом, – комментирует ситуацию аналитик Владимир Цейко. – То есть объем народного богатства, который мы производим, можно обеспечить в разы меньшим количеством людей. У нас до 70 процентов сотрудников используются неэффективно. В разряд «лишних людей» эксперт записывает прежде всего охранников, которые, по его словам, составляют до 8–10 процентов от всего занятого персонала в стране. И получают при этом до 10 процентов совокупного фонда оплаты труда. По зарплате охранники, кстати, опережают уборщиц, занятых благородным и уж точно более полезным делом. – У нас вообще много раздутых штатов, – продолжает Владимир, – ибо людей принято держать на работе не за их труд и не потому, что они приносят пользу. Основной критерий – лояльность. Отечественные компании ежегодно тратят на охрану до миллиарда долларов. Это самая скромная оценка, если учитывать затраты на зарплату, налоги, обустройство рабочих мест, форму. Это деньги, выброшенные на ветер. Даже кризис не смог пошатнуть неуязвимых позиций охранников. Компании предпочитали сокращать отделы развития, производственный персонал, программистов, маркетологов и пиарщиков. Однако есть подозрение, что даже пиарщик, под угрозой сокращения переставший подменять работу бесконечными чаепитиями, способен принести куда больше пользы, чем среднестатистический охранник, исправно отмечающий в амбарной книге приходы-уходы сотрудников. – В организованном ретейле, положим, охранники призваны снижать уровень воровства, – замечает старший менеджер сети супермаркетов Алмас Садыков. – В магазинах, где на полки выложена мелкая фасовка и используются элементы самообслуживания, потери от краж могут доходить до 10 процентов от выручки, а охрана сбивает этот процент до 4–5. – Охранники в торговле – скорее «самоуспокоение» для владельцев магазинов, – возражает Владимир Цейко. – Они просто не в состоянии уследить за каждым человеком в зале, даже если захотят. Зато они активно переговариваются по рации. Апофеозом же их бессмысленной деятельности является существующий в ряде магазинов по продаже бытовой техники обычай, когда охранники проверяют у покупателей чеки на выходе из магазина. Уже после оплаты на кассе. После такого нарушения личного пространства покупателя еще долго не будет тянуть в подобные торговые точки. На Западе, да и вообще в развитых странах, охранников в торговых залах не видно в принципе. Зато везде стоят камеры слежения. За мониторами сидит оператор, который в случае появления подозрений мгновенно может вызвать полицейских и дать сигнал кассирам. При помощи современных технологий с охраной 50 магазинов может справиться один человек. Кстати, «невидимая» охрана неплохо действует и с психологической точки зрения. Электронику, в отличие от столь отвлеченного субъекта, как охранник, обмануть невозможно. Вот только установка современной техники, препятствующей воровству, требует немалых вложений. Возможно, именно поэтому российским ретейлерам проще заключить договор с частным охранным агентством и верить, что бдительное око бывшего офицера не упустит жулика. В ресторанах и фастфудах охранники по большей части переминаются с ноги на ногу. Обязанности у них, конечно, есть: разнять дерущихся посетителей, приструнить наглеца, пролезшего к кассе без очереди, выставить прикорнувшего за столиком бомжа, убить надоедливую муху. Но с подобными задачами в состоянии справиться и администратор, а присутствие охранника имеет определенный смысл разве что в ночных клубах и барах, где часты стычки между нетрезвыми посетителями. – Неужели у кого-то есть иллюзия, что какой-нибудь толстый, раскормленный охранник бросится на бандитов, если у них в руках будут ножи и пистолеты? – недоумевает Владимир Цейко. – Среди наших охранников даже самые простые боевые приемы знают не более 15 процентов. Пришел недавно в банк, не буду говорить какой, сидит охранник. Ему, извиняюсь, в ветреную погоду нельзя из дома выходить, а он ОХРАННИК. Зачем он? Тревожная кнопка под столом у каждого менеджера. За его столом кнопки нет, специально проверил. Совсем уж неприлично легким выглядит труд офисных охранников, которые проверяют пропуска, следят, чтобы никто не утянул офисные стулья и мониторы, отражают атаки торговых агентов, болтают по телефону и смотрят телевизор. Наилучший выход – сократить эту позицию. Перечисленные выше мелкие обязанности может выполнять и офис-менеджер. А на случай реальной опасности есть такой вариант, как «тревожная кнопка» или сигнализация. С началом кризиса на такую систему перешел ряд компаний. Но они почему-то пока в меньшинстве. – Если руководство не хочет расставаться с охранниками, то, может быть, стоит поработать над их эффективностью? – задается вопросом аналитик. – Охранников, занятых в сфере услуг, к примеру, можно обучать элементарным навыкам сервиса, прививать им более тонкие манеры на тренингах: глядишь, и покупателей станет больше. Ведь просто выставить КПП у дверей – не лучший вариант. В торговом центре в Стамбуле я видел охранников в белых лайковых перчатках, которые подавали дамам ручку на входе. Дамы просто таяли. Что касается офисных охранников и тех, кто оберегает промышленные объекты, то их можно вывести на новый уровень, сделав «представительными администраторами». – Такой администратор будет выполнять не только обязанности в сфере безопасности, но и представительские функции, – говорит господин Цейко. – Может приветливо поздороваться с клиентом, подвести его к нужному менеджеру. Иногда такие охранники занимаются даже управлением информационными потоками. В одном из филиалов Народного банка я наблюдал такое отношение. И, надо сказать, было очень приятно. Немудреные обязанности секретаря тоже вполне по силам охранникам, готовым проявить прилежание и обладающим восприимчивым умом. Перспективным выглядит и совмещение таких должностей, как охранник и завхоз, охранник и грузчик. Это лишь малая толика способов повысить производительность труда людей, томящихся от скуки и осознания очевидного факта: в случае серьезной опасности они не смогут защитить работодателя.
Алексей ХРАМКОВ, Алматы | |