| Третье развитие | Первым циклом стало развитие сырьевого сектора. Когда калачом или пряником пытались заманить иностранцев на наши разливы нефти и скопления минералов.Во втором цикле занялись финансовой сферой: пытались поднять банковский сектор и фондовый рынок. БВУ рухнули, биржа и не думала расти. То ли хватку потеряли, то ли исполнители подвели. Сейчас пришла пора выбрать новый путь развития. В своем недавнем послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил его очень четко. Речь идет о сельском хозяйстве. Другое дело, сможем ли мы уложиться в сроки? Какую страновую модель развития выбрать? И потом, ныне Казахстан решил действовать самостоятельно, то есть за счет собственных ресурсов. А это тоже чревато множеством рисков, с которыми ранее встречаться приходилось лишь на «бытовом уровне».
К миллениуму Казахстан завоевал прочные экспортные позиции на рынках сырья. Нефть, металлы у нас стали покупать довольно охотно. Понадобилось для становления немногим меньше десятилетия. Оно и понятно, сырье всегда было выгодным капиталовложением. Чем еще может похвастать Казахстан, помимо богатых запасов полезных ископаемых? Западные эксперты в один голос твердят: землей. Так оно и есть. Государство занимает девятое место в мире по площади. Причем земли еще со времен освоения целины считаются весьма плодородными. Здесь тебе и пастбища, и посевы… Другое дело – сколько времени понадобится, чтобы поднять на должный уровень этот сектор экономики.
Сначала
Минуло почти двадцать лет со дня обретения Казахстаном независимости. Благодаря энергии и политической воле главы государства уже в первое десятилетие суверенитета Казахстану удалось реализоваться на базовой ступени экономического становления государства – торговле сырьем. Окончанием этой фазы экономисты считают 2002 год. Дальше уже было проще. О Казахстане узнали, и иностранные инвесторы пошли косяком. Сегодня мы диктуем условия, а не они. Следовательно, стадия становления минула. Нынче на дворе 2010 год. То есть после «первого развития» прошло восемь лет. В эти годы развивался финансовый рынок страны. За основу был взят опыт некоторых восточноевропейских государств. И все бы хорошо, но сам опыт в итоге оказался неверным. Потому сначала пострадали те, с кого мы брали пример, а впоследствии это дошло и до нас. Другими словами, прошедшую восьмилетку можно считать потраченной впустую. Да и в общем бесперспективной как фактор развития и обеспечения конкурентоспособности государства. Рычаг не сработал. Рассчитывали на то, что внешние займы пойдут в местную экономику и повлекут рост производства. Но банки распорядились полученными миллиардами иначе. До 70 процентов кредитов все эти годы давалось и дается на торговые операции. Получается, что за рубежом мы занимали, чтобы у них же за эти деньги потом купить. Да еще и с процентами.
Третий путь
В последнем послании президент страны Нурсултан Назарбаев умолчал о перспективах отечественного банковского сектора не случайно. Он, как никто другой, понимает складывающиеся тенденции. А потому реперы выставил в ином направлении. «Благодаря развитию агропромышленного комплекса мы одновременно решаем две важнейшие для страны задачи: обеспечение продовольственной безопасности и диверсификация экспорта, – сказал Нурсултан Назарбаев в своем послании народу Казахстана. – Поэтому будет продолжено финансирование инвестиционных проектов в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития, таких как организация и развитие молочно-товарных ферм, птицефабрик, откормочных площадок и так далее». Как видится, именно аграрный сектор выбран в качестве «третьего развития». И здесь Казахстан вряд ли столкнется с неудачей, как это было с банками, особенно если пойдет по пути Китая. Его опыт в этой отрасли можно считать поистине уникальным. Китаю ныне пророчат первое место по ВВП в мире. Но начиналось-то все, прости господи, с огорода. Заслуживает удивления история «земельной реформы» в КНР, когда крестьянство фактически самозахватом переделило все плодородные земли, при этом государству пришлось признать законность этого раздела и отдать участки в долгосрочную аренду. Земля в Китае находится в государственной или коллективной собственности, в городах – в государственной. Указанные меры положили начало квазикапиталистическим реформам в Деревне: народ наконец-то смог зарабатывать своим трудом, что создало условия для повышения платежеспособного спроса и уровня жизни населения, накопления капитала на селе и в деревне, привело к стремительному росту сельского хозяйства, его модернизации и подготовило серьезную платформу для развития экономики в целом. Повышение благосостояния на селе способствовало развитию мелкого деревенского ростовщичества как канала финансирования и развития как местного бизнеса, так и финансирования переселения и открытия бизнеса в городах. Все сказанное еще раз подтверждает тезис о том, что развитие нормального рынка всегда начинается с реформ на селе. За счет этого сначала произошло расширение сельскохозяйственного производства, продукция которого стала активно экспортироваться. Следующим шагом было освоение рынков трудоемкого ширпотреба – изделий из кожи, производства одежды и обуви. В городах и сельской местности появились несложные трудоемкие производства.
Наши условия
Несложно было бы провести подобные реформы и в Казахстане. Однако сегодняшнее положение нашей страны сильно отличается от Китая 1980-х годов. В нашей стране сегодня наблюдается сильный контраст по уровню благосостояния населения. Пять процентов казахстанцев имеют сверхдоходы, около пятнадцати процентов – доходы выше среднего, 20 процентов – средние, треть населения – выживает, остальные находятся за чертой бедности. В Китае агрореформа начиналась, когда почти 80 процентов были за чертой бедности. Следовательно, при наших условиях говорить о проекции «китайского чуда» в местные реалии не приходится. Нужны другие механизмы. Государственное участие выбрано как одно из них. Непонятна, правда, сама стратегия. Когда ставили на ноги сырьевой сектор, обратились к иностранным инвесторам. Сейчас Казахстан потихоньку начинает отвоевывать занятые «противником» позиции. Это второй этап, к которому прибегают многие государства с сырьевой экономикой. Когда проводили реформы в финансовом секторе, откуда пришли деньги? Всех, кто занимал нам деньги из-за рубежа, мы называли не иначе как иностранными инвесторами. Сейчас, на второй стадии после развития, мы реструктурировали почти половину долгов, а нетто-пропорция сейчас складывается на уровне, когда своих средств стало чуть-чуть больше, чем заемных. Надо полагать, что и в дальнейшем наученная горьким опытом отечественная банковская система будет развиваться, полагаясь, главным образом, на собственные силы. Сейчас взялись за сельское хозяйство. Но почему-то на этот раз иностранцев впустить не хотим. На слуху еще скандал, связанный с якобы выделением Китаю миллиона гектаров казахстанских земель. Неоднократно делегации из Саудовской Аравии и некоторых других азиатских государств высказывали намерения о вхождении на сельскохозяйственный рынок Казахстана. По сей день подвижек в этом вопросе не видно. Все на стадии договоренностей. А судя по тому, какое неприятие вызвали в казахстанском обществе «китайские гектары», иному акиму надо три раза подумать, прежде чем звать иностранцев «прополоть капусту». То ли наученный горьким опытом общения с иностранцами, то ли еще почему, но Казахстан больше не хочет связываться с не своим капиталом. Сейчас выжимать иностранные компании из страны представляется делом очень сложным. Когда страна была на грани краха в начале 90-х, подписывались такие «интересные» договоры, чтобы выжить… Сегодня любой журналист, вернись он в те времена, мог бы за год накопить сумму, достаточную для покупки какой-нибудь электростанции или угольного карьера. Недавно на встрече с вице-президентом казахстанского подразделения Американской энергетической компании (AES) Майком Джонаганом (в их руках почти вся энергетика ВКО) мы лишний раз в этом убедились. Суть беседы заключалась в следующем: Казахстан в лице Агентства по защите конкуренции уже достаточно продолжительное время делает поползновения в адрес AES, пытаясь выдавить эту компанию из страны. Компания ежегодно выплачивает чудовищные штрафы, теперь ее обвиняют в неисполнении инвестиционных обязательств, что косвенно может стать причиной расторжения договора. Но есть некий секретный Алтайский договор, согласно которому любой арбитражный суд оправдает AES. Потому что в первую очередь государство не выполняло какие-то тайные (?) обязательства перед компанией, а уж потом и сама компания положила на все свои обязательства с прибором. Вот и выходит, сперва заманиваем, потом сомневаемся, потом жалеем, потом плачем. А такая неспокойная экономическая стратегия вряд ли может показаться удобной. Тем паче, что дивиденды от «первого развития» могут обеспечить раскрутку последующих отраслей за счет собственных ресурсов.
Другой подход
Другое дело – сколько это будет стоить. Когда приходят иностранцы и развивают, как-то не очень заметны денежные траты. Сейчас Казахстану, пожалуй, впервые предстоит действовать самостоятельно. Суммы велики. Дадут ли они приплод? Например, в Костанае, где полным ходом идет строительство промышленных предприятий животноводческого комплекса, уже сегодня сомневаются, кто будет обитать на многочисленных откормочных площадках, где брать коров, где брать племя, что с кормами? Таков далеко не полный перечень вопросов, вставших перед аграриями. В Алматинской области ситуация и вовсе казусная сложилась. В кои-то веки фермеры получили сверхурожай овощей, надеясь на построенные недавно консервные заводы. Но вот ведь незадача – заводы оказались неплатежеспособными. – В нашем районе в этом году построили овощехранилище и плодоконсервный завод. Мы, рассчитывая сдать большую часть продукции им, засеяли огурцами, картофелем и морковью почти вдвое больше площадей. Урожайность тоже оказалась на удивление высокой. Теперь все это лежит на полях, оказывается, никому не нужно, – жалуется Евгений Цхай, руководитель крестьянского хозяйства «Жибек» Алматинской области. Заместитель начальника департамента сельского хозяйства Алматинской области Сейткарим Калтаев подтвердил: «Сегодня это проблемный вопрос: отсутствие основных средств и у заготовителей, и у переработчиков. У нас есть хорошие перерабатывающие заводы. К примеру, в Байтереке Енбенкшиказахского района построен плодоовощной консервный завод, установлено английское оборудование. Но предприятие уже четвертый год простаивает».
Регулирование
То есть становление отечественного сельского хозяйства – дело не только трудное, но и дорогостоящее. В этой связи встает еще одна проблема. «Литер» неоднократно поднимал вопрос о защите отечественных производителей продуктов питания посредством регулирования ввоза конкурентной продукции в страну: будь то мясо птицы, сахар, растительные масла, алкогольные напитки, кондитерские изделия. В каждом из этих случаев выходит так, что отечественное стоит дороже импортных аналогов. Закономерно поэтому, что производители требуют защитить их от зарубежных конкурентов – пошлинами на их товар, чтобы если уж не сделать их товар дороже, то хотя бы уравняться в цене. Однако дальше разговоров и обещаний дело не шло до нынешней поры. Пошлины на ввоз наконец повышены. Об этом заявила министр экономического развития и торговли Жанар Айтжанова. То есть мечта отечественных производителей начинает сбываться. А обязаны этим они будут Таможенному союзу. Вообще на продукты питания в Казахстане ввозная доля в общем перечне импорта составляет всего 7,3 процента. Связано это может быть с малочисленностью населения в стране. При существующем соотношении спроса-предложения на рынке продуктов питания лишь по единичным направлениям Казахстан действительно способен обеспечивать себя самостоятельно. Доходит даже до абсурда. Из года в год урожаи зерновых в республике бьют рекорды (нынешний год исключение – всего 13,6 млн тонн в бункерном весе). Но все же обеспечение населения макаронными и мучными изделиями внутри страны составляет всего 55 процентов. Опять же потенциал мясо-молочного производства в нашей стране тоже достаточно велик. Однако по мясу лишь на 70 процентов обеспечивается спрос, а по молоку – на 60 процентов. – По тем позициям, по которым мы обеспечиваем себя продуктами питания, мы будем увеличивать таможенные пошлины. Вводится технический регламент по основным продуктам питания. Таким образом будем регулировать и защищать внутренний рынок от импорта, – сказал недавно министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев. Если обратиться к опыту других стран, той же России, то выясняется, что подобные меры регулирования внутреннего рынка так или иначе должны применяться принципиально. К примеру, несколько лет назад в России осознали, что продовольственная безопасность страны в плане обеспечения куриным мясом в безопасности. То есть за счет местного производства обеспечивалось 65 процентов потребности. Они увеличили пошлины на импорт окорочков, а затем и вовсе запретили их ввоз. Спустя пять лет мы видим результат, Россия не только полностью обеспечивает себя этим продуктом, но и отправляет его на экспорт. В этом году, кстати, северный сосед намерен провести аналогичный фокус и с другими видами мясной продукции, снизив квоты на ввоз вдвое. Перво-наперво, разумеется, нам следовало бы отказаться от импорта мяса. Следующие на очереди – производство молока и продуктов его переработки. Причем в данном направлении двигаться нужно быстро. В том случае если единое таможенное пространство появится в срок, то на местный рынок хлынут тонны белорусской молочной продукции. Отечественная отрасль тогда не будет иметь шансов на развитие. В прошлом году уже было инициировано пробное повышение пошлин на кондитерские изделия. Сейчас можно спорить, был ли эффект от четырехмесячного эксперимента. Импортеры и дилеры говорят – не было. Однако сами кондитеры с ними не согласны. Да, они обеспечивают внутренние потребности всего наполовину. Однако, чтобы нарастить производство, требуется время и уж точно больше, чем 4 месяца. Таким образом, на кондитерские изделия, а равно на импорт сахара и алкоголя пошлины будут повышаться с большой долей вероятности. – Нам нужно наращивать аграрный потенциал, – считает аналитик Владимир Цейко. – К примеру, небольшие европейские страны, пытаясь наладить собственную продовольственную безопасность, снижают пошлины на ввоз сырья и повышают на готовую продукцию. Сырье перерабатывается непосредственно в самой стране. «Третье развитие» на подходе, и даже больше – в самом разгаре. Станет ли оно столь же эффективным, как первое, или повторит участь второго, покажет время. Тем паче, что в «третьем случае» Казахстан дебютирует в плане стратегического подхода.
Алексей ХРАМКОВ, Алматы | |
|