| Тип объединения | Как известно, одним из важнейших событий года стало вступление в силу договора о Таможенном союзе Казахстана, Российской Федерации и Беларуси.О том, какое это имеет значение для трех стран, рассказал в интервью корреспонденту главный эксперт Института парламентаризма НДП «Нур Отан» Серик Кожкенов.
– С января 2010 года начал действовать Таможенный союз. Насколько этот интеграционный проект отвечает интересам трех стран, каковы его виды на перспективы?
– Нужно понимать, что Таможенный союз представляет собой один из типов политико-экономического объединения двух и более государств. При этом особо следует подчеркнуть, что нередко таможенные союзы рассматриваются как образования, преследующие сугубо экономические цели. В действительности же это далеко не так. Как показывает исторический опыт, к созданию таможенных союзов подталкивают цивилизационные, геополитические, экономико-географические, социально-экономические, социально-политические и социокультурные факторы. Зачастую определяющими факторами формирования региональных интеграционных образований, в том числе и таможенных союзов, являются близкие по содержанию и направленности политические и культурные тенденции, общность геополитических интересов, сходство этнокультурных черт и т.д. Разумеется, экономические цели лежат на поверхности, поэтому они носят приоритетный характер, но не являются единственными. Важно учитывать весь спектр общественных, политических, социальных и гуманитарных факторов формирования интеграционных объединений. Они носят исторически закономерный и объективный характер. Таможенный союз – это попытка воплотить в жизнь те проекты, которые не удалось осуществить в формате СНГ. По сути, это стремление трех государств-участников объединить усилия для более тесного сотрудничества с перспективой выхода на высокий уровень межгосударственной интеграции.
– Сейчас много спорят о том, кому в большей степени выгодно участие в Таможенном союзе: России, Беларуси или Казахстану?
– Думаю, что от Таможенного союза выигрывают все участники. Его создание – выгодное решение для всех трех стран. Нужно понимать, что объединяются прежде всего страны с близким уровнем экономического развития, наличием политической воли и стремлением к реальной интеграции. Это облегчает задачу проведения модернизационных процессов. Сегодня нам нужен именно полноценный Таможенный союз, отвечающий интересам всех участников. Это реальный путь строительства единого евразийского пространства. Именно это будет шагом вперед: как в сторону сближения с иными интеграционными объединениями, так и в вопросе сохранения нашей свободы, идентичности и независимости.
– Вы только что сказали о сохранении нашей свободы, идентичности и независимости. В этой связи: является ли создание наднационального органа для принятия решений в рамках Таможенного союза первым шагом на пути к ограничению суверенитета его участников?
– Вопрос очень сложный. Дело в том, что в свое время большинство инициатив по экономической интеграции сталкивалось именно с проблемой суверенитета. Но, в принципе, создание наднационального таможенного органа – это скорее не проблема, связанная с суверенитетом, а в большей степени объективный процесс, позволяющий осуществлять тесную координацию в рамках Таможенного союза. Здесь нет прямой угрозы суверенитету и государственной независимости. Мы же создали в свое время наднациональный орган Содружества Независимых Государств в лице исполнительного комитета, делегировав ряд полномочий. И что? Разве за годы деятельности исполкома СНГ мы потеряли суверенитет? Мне представляется, что это больше связано с неверным представлением координирующей роли наднациональных органов тех или иных интеграционных объединений. Нужно просто разъяснять на разных уровнях с привлечением ученых, экспертов, представителей институтов гражданского общества, что весь мир идет по пути интеграции, это общемировая тенденция. Если хотите, это императив нашего времени. Как показала практика мирового финансового кризиса, будущее за региональными системами интеграции. И понятно, что региональные структуры начинают сейчас выстраиваться на всех уровнях: есть американская система, североамериканская, латиноамериканская, зона Персидского залива, сфера деятельности китайского юаня. Это все очень важно, на интеграцию идут практически все ведущие государства. Нам, исходя из национальных интересов, наиболее близка интеграция с государствами постсоветского пространства. Здесь немаловажную роль играет и общность языка, культуры, истории. Нужно этим пользоваться в интересах своих народов и государств.
– Понятно, что Таможенный союз впервые создается на пространстве СНГ. Не станут ли внутренние противоречия серьезным препятствием на пути развития этого интеграционного объединения?
– Любой процесс подобного масштаба обречен на преодоление противоречий между его участниками и влияний извне. На данный момент непреодолимых препятствий не наблюдается, все вопросы решаются на уровне консультаций и переговоров. Это естественный и нормальный путь разрешения споров, которые еще есть и которые могут возникнуть в перспективе. Опыта создания аналогичных интеграционных объединений на пространстве СНГ до сих пор нет. Поэтому полагаться приходится прежде всего на стремление участников укреплять торгово-экономические отношения на интеграционной основе, как это делается во всем цивилизованном мире. Нужно помнить о том, что Таможенный союз находится на начальном пути своего развития. Подписание учредительных документов не означает, что на этом работа закончена и дальше нас ждет беззаботное светлое будущее, экономическое процветание. Очень многое предстоит сделать буквально во всех направлениях: от унификации нормативных правовых документов до оперативного реагирования на споры отдельных хозяйствующих субъектов. Никто не обещал легкого пути. Западная Европа не менее болезненно и гораздо дольше шла по такому же пути. И наивно ожидать, что у нас получится все легко и сразу. Впечатления о Таможенном союзе как о чем-то нежизнеспособном, искусственно навязанном извне формируется теми, кто выступает против евразийской интеграции. Нельзя забывать и о том, что Таможенный союз – это переходный этап к единому экономическому пространству, выгоды от которого будут для всех государств – участников союза. Сегодня можно однозначно констатировать, что критика Таможенного союза, который еще только образован и не показал всех преимуществ, заложенных в нем, носит временный характер. Уже в ближайшем будущем выгоды от него будут очевидны для всех, и люди почувствуют это в своей повседневной жизни.
– Как известно, попытки формирования интеграционных объединений были и раньше. В чем вы видите позитив от создания Таможенного союза?
– Здесь действительно есть определенный тренд, который сложился в последнее время в рамках постсоветского пространства. Раньше пытались собрать всех под единой экономической и политической крышей, независимо от готовности каждой страны к интеграции. В результате получалось, что многие хорошие начинания так и не были реализованы и остались на бумаге. Формирование крупных и многочисленных по составу участников интеграционных объединений, как правило, сталкивается с большим количеством проблем, многие из которых становятся труднопреодолимыми, что замедляет общее движение вперед. Учитывая это, Казахстан сделал ставку на тех, кто действительно готов войти в активное экономическое взаимодействие. Остальные же всегда смогут присоединиться к процессу по мере готовности. И, как показала практика, ставка сработала – Таможенный союз создан. С первого июля он реально действует, вступил в силу Кодекс Таможенного союза. С 1 июля 2011 года тамо-женные границы между странами должны полностью исчезнуть, а с 1 января 2012 года государства, как ожидается, объединятся в едином экономическом пространстве, на котором будут применяться единые принципы работы хозяйствующих субъектов. К нему проявляют интерес и другие страны. Сегодня мы идем по пути Евросоюза: сначала акцент делаем на формировании единого экономического пространства, а на последующих этапах рассматриваем тесную интеграцию в других сферах. Здесь важны последовательность и внутренняя объективная готовность самих государств к сближению и сотрудничеству.
– Какую роль играет Таможенный союз в продвижении идеи евразийской интеграции?
– Создание Таможенного союза стало одним из ярких воплощений идеи евразийской интеграции. У Таможенного союза действительно очень большой потенциал. Будем надеяться, что он будет динамично развиваться. Сейчас главное заключается в том, чтобы Таможенный союз наполнился реальным содержанием для трех государств, отчего Россия, Беларусь и Казахстан получили бы экономическую отдачу. Это создаст благоприятные условия для дальнейшего расширения по пути евразийской интеграции. | |
|