| Системный подход | Месяц назад Международный валютный фонд (МВФ) сделал прогноз роста внутреннего валового продукта в Казахстане на уровне 5,1, 5,4 процента в 2010 и 2011 году соответственно.Теперь он пересмотрел эти показатели в сторону ухудшения. При этом уже совершенно понятно, что нынешний год Казахстан закончит с показателем роста ВВП больше 5 процентов (ориентировочно 5,5–5,8 процента). На фоне этого отбывшие на днях из Казахстана иностранные эксперты сделали прогноз на следующий год в сторону снижения темпов. С 1 по 9 декабря 2010 года в Астане и Алматы находилась миссия МВФ во главе с Анной Люсией Коронель для анализа ситуации в экономике и в финансовом секторе и обсуждения перспектив развития. – Состояние экономики Казахстана, как и глобальной экономики, начало улучшаться, однако для достижения устойчивости восстановления необходимо обеспечить его более широкую основу, – резюмировала итоги своего визита в Казахстан госпожа Коронель. – Благодаря поддержке государственного сектора и благоприятной ситуации на мировых сырьевых рынках продолжилось восстановление роста ВВП в реальном выражении. По расчетам сотрудников МВФ, в 2010 году он составит 5,5 процента. Ведущую роль в обеспечении экономического роста играют отрасли, связанные с нефтью и полезными ископаемыми, а также смежные с ними секторы услуг, включая транспорт и связь. Тем не менее уровень активности в строительстве и секторе недвижимости остается пониженным. По расчетам сотрудников МВФ, в 2011 году рост экономики Казахстана составит около 5 процентов и будет по-прежнему обусловлен в основном добычей нефти и полезных ископаемых. Сохраняющиеся же трудности в банковском и корпоративном секторах преодолеть, по мнению аналитиков МВФ, нам не удастся. Как следствие – ограниченные масштабы восстановления внутреннего спроса. Таким образом, считает Анна Люсия, существует явная необходимость восстановления внутреннего спроса посредством диверсификации экономики и развития эффективного финансового посредничества. Необходимо, чтобы природные богатства стали опорой для развития внутренней экономики и финансовой системы. Как известно, правительство уже приступило к реализации Программы развития-2020, предусматривающей увеличение доли обрабатывающих, а также малых и средних предприятий в ВВП, повышение производительности труда в сельском хозяйстве, проведение реформ в здравоохранении и образовании. – Эти усилия могут оказаться полезными для экономики в среднесрочной перспективе, – одобрила Анна Коронель, – особенно в том случае, если они будут сопровождаться структурными реформами в целях дальнейшего улучшения деловой среды, развития конкуренции, повышения производительности труда и эффективности управления. Не менее важно создать устойчивую, хорошо регулируемую финансовую систему с достаточным уровнем капитализации. Восстановление устойчивости банковского и корпоративного секторов также, по мнению специалистов МВФ, должно стать главным приоритетом. Несмотря на наличие большого объема банковской ликвидности и некоторый прирост депозитов, значительный объем необслуживаемых кредитов создает постоянный фактор риска для капитала банков. Совокупный объем резервов на покрытие возможных убытков по проблемным ссудам снижается, и, хотя он остается высоким, на него может оказать отрицательное влияние сомнительность возврата реструктурированных кредитов. Неопределенность в отношении надежности источников финансирования, потребностей в создании резервов на покрытие возможных убытков и последствия ожидаемых мер по ужесточению регулирования все более побуждают банки к формированию резерва наличности и ограничению кредитной активности. Сейчас при ведущей роли государства банкам и предприятиям следует активизировать работу по восстановлению своей финансовой устойчивости. Применяемый в настоящее время сегментированный подход к этому посредством выделения льготных кредитов определенным секторам экономики оказался неэффективным для преодоления трудностей и может и далее приводить к возникновению перекосов на рынке. Это что касается общих тенденций, которые удалось отследить сотрудникам фонда. Многие из них, кстати, совсем неоднозначны. Однако не преминули эмвээфовцы, как водится, дать советы конкретного свойства, большая часть из которых сводится к одному: «А почему это Казахстан не лезет в кабалу и не занимает деньги у МВФ?» Ведь, как известно, во всем мире страны предпочитают обращаться к этому финансовому институту за помощью лишь в случае крайней необходимости. О причинах «Литер» писал неоднократно. Представляем вашему вниманию точку зрения МВФ о необходимых мерах в казахстанской экономике. Итак, первым делом нужно оценить потребности банков в капитале на основе достаточности и качества активов системных банков. В случае необходимости следует оперативно принять меры по привлечению нового капитала. Это следует сделать до начала реструктуризации корпоративного сектора, поскольку жизнеспособные банки должны располагать необходимым капиталом и стимулами для участия в реструктуризации корпоративного сектора. Вторым номером в перечне советов стоит содействие упорядоченному и прозрачному процессу сокращения доли заемных средств в ненефтяном корпоративном секторе. Для успешного сокращения доли заемных средств у юридических лиц и привлечения капитала со стороны стратегических инвесторов потребуются юридическая реформа и реформа механизмов управления, а также согласование по срокам и содержанию с урегулированием в банковской системе. Следует избегать сегментированного подхода, в том числе в виде приобретения государством долей в акционерном капитале отдельных негосударственных структур, в пользу более прозрачной и комплексной стратегии. Или, говоря «человеческим» языком, и тем и другим нужно помочь деньгами, при этом не допуская передела собственности. А уж где брать инвестиции, понятно по умолчанию. К счастью, были в перечне советов и светлые мысли. Правда, как обычно, смазалось все это на общем фоне. Как, впрочем, и всегда. Именно такой подход к советованиям и провоцирует высказывания отечественных гуру от финансов, мол, рекомендации МВФ выполнять вовсе не обязательно. И действительно, в первой их части – не очень хочется. А вот со второй можно было бы поработать. Речь идет о необходимости устранения юридических недостатков. Урегулирование в финансовом и корпоративном секторах должно быть поддержано усилиями по укреплению режимов банкротства, взысканию залогового имущества и факторов неплатежеспособности. Или вот еще один интересный пунктик: «Несмотря на то что сохраняется адаптивный характер денежно-кредитной политики, необходимо внимательно следить за инфляцией. Умеренное восстановление в неэкспортных отраслях способствовало относительному сдерживанию инфляции, хотя ее показатель приблизился к верхнему значению коридора (6–8 процентов). С учетом риска, который несут с собой рост цен на продовольствие и планируемые государственные расходы, необходимо следить за инфляцией, сохранять положительными реальные процентные ставки, а также постепенно отказываться от административных методов установления цен». Мы пока делаем наоборот. Есть и еще один интересный пункт, с праведливость которого подсказывает элементарная логика. Однако на опыте воплощаем мы его с точностью до наоборот: «Принимая во внимание улучшение ситуации в финансовом секторе, экономике может пойти на пользу увеличенная гибкость обменного курса и меньший объем вмешательства со стороны центрального банка, что позволит укрепить способность экономики реагировать на внешние потрясения и повысит эффективность денежно-кредитной политики», – говорится в докладе МВФ. А между тем на прошлой неделе было заявлено, что курсовой коридор доллара весной следующего года будет значительно сужен.
Евгения МИХАЙЛОВА, Алматы | |
|