Так называется бестселлер тогда еще сенатора Барака Обамы, который надеялся изменить Америку и весь мир. У него было мало шансов, но сегодня это происходит.Не ставит ли перед собой Казахстан чрезмерно высокую планку, готовясь стать председателем ОБСЕ?Сегодня не только наших, но и западных экспертов заботит вопрос о том, как Казахстан в 2010 году намерен работать в роли председателя ОБСЕ. Недавно
в Астане прошла международная конференция, посвященная предстоящей миссии нашей республики в этой организации. В числе приглашенных на конференцию зарубежных спикеров был эксперт Джеймстаунского фонда Владимир Сокор, который дал эксклюзивное интервью «Литеру».
– Господин Сокор, в самом начале своего доклада на конференции вы произнесли такую фразу: «Ожидания от председательства Казахстана в ОБСЕ не должны быть слишком высокими». Почему вы так считаете?
– Речь идет о том, что Казахстану достанутся в наследство не только преимущества и полномочия, но и недостатки, которые имели место быть за весь период деятельности ОБСЕ. Известно, что за последние 16 лет в ее деятельности были и неудачи в диалогах по урегулированию ряда конфликтов на пространстве ОБСЕ.
Во-вторых, хочу напомнить, что последнее удачное председательство в ОБСЕ было девять лет назад, когда на этом посту была Румыния. Те страны, что были после нее, не оправдали возлагаемых на них надежд. Оценка, данная им экспертами, была одна – разочарование. Не секрет, что некоторые страны ставили перед собой только одну цель – «выжить» на этом посту в течение тех 12 месяцев, которые предполагает срок председательства. Поэтому они придерживались следующей тактики: лишь бы не наделать грубых ошибок и не навредить самой организации.
Вот поэтому-то, учитывая это тяжелое наследство, я и говорю, что ожидания от председательства Казахстана не должны быть слишком высокими. Задача, на мой взгляд, которая стоит перед вашей страной, – попытаться улучшить ситуацию и добиться большой результативности от ранее принятых решений по урегулированию конфликтных ситуаций. Например, сегодня мы видим, что не выполняется известный всем план «Медведев – Саркози», который был принят по грузино-осетинскому конфликту.
– Не могли бы вы еще раз обозначить и охарактеризовать те замороженные конфликты, на которые Казахстану следовало обратить внимание в будущем году?
– В первую очередь, эксперты уже не используют термин «замороженный конфликт», так как «замороженный» означает, что им никто не занимается. Сейчас используется термин «затянувшиеся конфликты». Это больше соответствует нынешнему положению дел.
Во-вторых, следует отметить, что изначально многие конфликты, которые я перечислю позже, начинались как внутренние, но после 90-х годов они мутировали в межгосударственные конфликты.
Самые болевые вопросы, которые надо будет решать Казахстану, – это Афганистан, Грузия и Осетия, Нагорный Карабах, Крым, Молдова, а также Балканы, поскольку в последних событиях можно усмотреть признаки того, что конфликт там может вспыхнуть с новой силой. Они-то и станут предметом заботы ОБСЕ в следующем году.
Что касается характеристики конфликтов, то в настоящее время самый актуальный деликатный вопрос – это проблема территориальной целостности и признание границ. Так, в 2008 году Россия заявила о том, что необходимо соблюдать территориальную целостность Грузии, но при этом не признает ее единства, а признает два новых государства (Южную Осетию и Абхазию. – Ред.), которые входили в состав территории Грузии. Как известно, ни одна из стран ОБСЕ, включая и Казахстан, не признала эти государства.
Вопрос территориальной целостности лежит в основе другого конфликта на Кавказе – Нагорного Карабаха. В своем докладе на конференции я отметил, что по данному конфликту наметилась динамика, которая, с одной стороны, продвигается внутренней политикой страны (то есть властями Азербайджана. – Ред.), с другой стороны, благодаря инициативе новой администрации США.
Белый дом предпринял попытку решить этот конфликт за короткий период. Суть ее заключалась в том, чтобы открыть границу между Турцией и Арменией. И США удалось сломать первый барьер, так как Турция согласилась пойти на этот шаг. Но следует помнить, что открытие границ между Турцией и Арменией, согласно ранее достигнутым договоренностям в разрешении нагорно-карабахского конфликта, шло в одной связке с выводом армянских войск из Нагорного Карабаха.
Поэтому для Казахстана на посту председателя ОБСЕ в будущем году важно учесть такой момент: эти два процесса – открытие границ и вывод армянских войск из Нагорного Карабаха – должны осуществляться синхронно.
– Господин Сокор, именно этот момент вашего выступления по Нагорному Карабаху на конференции в Астане вызвал бурную дискуссию среди дипломатов. Да и для Казахстана, который, как известно, имеет в стратегических партнерах Азербайджан по выводу своих углеводородов на мировые рынки, вопрос сохранения территориальной целостности этой республики очень важен…
– Сложность нынешней ситуации в том, что США инициировали динамику в решении этого затянувшегося конфликта без учета той связки, о которой я только что сказал выше.
Напомню, что это произошло во время визита президента США Барака Обамы в Турцию в апреле этого года. Он выдвинул идею, чтобы Турция открыла свою границу с Арменией. Но, как я сказал выше, в переговорном процессе по Нагорному Карабаху, который велся до этого, открытие границ шло в одной связке с выводом армянских войск из пяти районов Азербайджана. Но Обама как бы сломал эту связку, он требовал, чтобы граница была открыта без эвакуации войск.
Это, естественно, вызвало протест со стороны Азербайджана, возникли также несогласия с американской инициативой и внутри самого турецкого общества. Тогда и правительство, и парламент этой страны вынуждены были изменить свои обещания Белому дому и вновь придерживаться позиции синхронности двух процессов: открытия границ и вывода войск.
И сейчас идут активные многосторонние переговоры между Турцией и Арменией, Турцией и США, а также между Арменией, Россией и Азербайджаном. Однако до сих пор неясно, сохранится ли эта связка, о которой я говорил и которая составляла основу всего предыдущего переговорного процесса по Нагорному Карабаху.
Так как непонятно нынешнее поведение Турции: с одной стороны, она обещает Вашингтону, что откроет границу с Арменией, с другой – обещает своему этническому соседу – Азербайджану, что не откроет границы до тех пор, пока не будут выведены армянские войска.
Так что до сих пор в разрешении нагорно-карабахского конфликта существует большая неопределенность. Вот почему я порекомендовал Казахстану в будущем году сохранить синхронность двух процессов.
– Вы в числе приоритетных конфликтов, на которые рекомендуете обратить особое внимание, назвали Крым…
– Да, на мой взгляд, сегодня Крым и борьба за него – это опасная зона. Поэтому рекомендовал бы Казахстану открыть на полуострове Крым представительство ОБСЕ для оперативного реагирования. Ведь сегодня важно для будущего председателя добиться не столько разрешения конфликтов, сколько их предотвращения.
– Что вы можете сказать о ходе реализации проекта газопровода «Набукко», который, не секрет, вызывает споры между Западом и Россией на различных уровнях?
– Газопровод «Набукко» – это только часть амбициозного проекта Евросоюза под названием «Южный коридор», который включает в себя строительство еще нескольких трубопроводов. В целом предполагаемые возможности «Южного коридора» – обеспечить в Европу поставку 80 млрд кубометров газа в год. Ставка делается на газ из Центральной Азии.
Поэтому сегодня главная политическая задача Евросоюза – открыть прямой доступ в Европу центральноазиатским ресурсам минуя Россию, имеется в виду через Каспий и Кавказ.
Но каковы возможности стран Центральной Азии? Давайте начнем с Казахстана. Из разговора с казахстанскими чиновниками из Минэнерго я понял, что у республики сегодня нет свободных объемов газа, чтобы подключиться к данному проекту.
Главная надежда возлагается на многообещающие запасы Туркменистана и Узбекистана. Но сегодня под вопросом присоединение той же Туркмении к проекту «Набукко», так как этот газопровод рассчитан в основном на газ из Азербайджана, Ирака, Египта. И в нем совсем мало места остается для центральноазиатского газа.
Если Евросоюз предложит той же Туркмении объемы в 5 млрд кубометров газа в год по «Набукко» (а его проектная мощность – 30–31 млрд кубометров в год), то ради такого небольшого объема Туркмении нет резона портить свои отношения с Россией. Вот поэтому-то и предлагается «Южный коридор», чтобы республикам Центральной Азии было выгодно идти по этому маршруту.
– Но что сейчас делить шкуру неубитого медведя… «Набукко» ведь еще не построен…
– Сейчас Евросоюз заметно активизировал работу по данному проекту и приступил к конкретным шагам.
– Господин Сокор, а что вы скажете по поводу заявления посла России на конференции, который считает, что за вашими рекомендациями видна позиция Белого дома?
– Такие заявления не надо воспринимать серьезно, так как в них явно виден «советский подход», а посол России относится как раз к тому поколению, которое выросло в Советском Союзе и которое не знает, какие перемены и процессы сегодня происходят в Вашингтоне и в Западной Европе.
В последние годы здесь открыто и действует много исследовательских институтов и НПО, которые, напротив, дают свои рекомендации правительствам своих стран и к которым на высшем уровне прислушиваются. Так что нельзя сказать, что в наших советах есть призрак Белого дома.
Кульпаш КОНЫРОВА, Астана
P.S. Председатель комитета внешнеполитического анализа и прогнозирования МИД РК Талгат Калиев так прокомментировал ситуацию по затянувшимся конфликтам: «Затянувшиеся конфликты – это действительно острая проблема. При всей кажущейся локальности того же Нагорного Карабаха или Молдовы влияние этих конфликтов на региональную безопасность весьма велика.
Мы видим перед собой задачу восстановить роль ОБСЕ не только в качестве площадки для переговоров, но и в масштабном использовании всех механизмов, которые есть в потенциале ОБСЕ.
Для нас важно добиться прекращения конфликтов и предотвращения межэтнических и межрелигиозных столкновений, которые имеют место быть и в самой благополучной Европе, на ранних стадиях».
|