С подачи телешоу «Наша Раша» челябинские мужчины снискали суровую славу. Справедливости ради надо сказать, что в уральском мегаполисе сегодня проживают тысячи бывших костанайских мужчин, а два города тесно опутаны родственными связями. Настолько, что старший брат нынешнего губернатора Челябинской области Петра Сумина долгое время работал заместителем председателя Кустанайского облисполкома. 90 лет назад под идейным руководством челябинских большевиков
в Кустанае началось восстание, освободившее город от войск Колчака. После чего около года Кустанай административно подчинялся Челябинску. А если копнуть историю глубже, можно выяснить, что к рождению города на границе Урала и Сибири причастен казахский хан Абулхаир.
Крепость в урочище Челеби
8 сентября 1730 года хан Абулхаир обратился к императрице Анне Иоанновне с просьбой взять подвластный ему народ в российское подданство. А заодно, чтобы обезопасить свои владения, хан просил построить на юге Урала крепость. Обе просьбы удовлетворили: в августе 1735 года была заложена крепость Оренбург, строительство которой возглавил обер-секретарь сената Иван Кирилов. Это сильно не понравилось башкирам, они взялись за оружие – полилась кровь. Тогда и было решено построить «до верху Яика частых острожков». Ставились крепости на расстоянии, позволяющем от одной до другой добраться в течение светового дня. В 1736 году началось строительство крепости в урочище с татарским названием Челеби, на берегу реки Миасс. Но в военных целях она не использовалась – башкирское восстание вскоре подавили. Зато поселение оказалось привлекательным для караванов Великого шелкового пути. Спустя 40 лет это был уже уездный городок Челяба, на гербе которого красовался верблюд.
Современный мегаполис сегодня застраивается с размахом зданиями оригинальной архитектуры. Уже на выходе из железнодорожного вокзала, одного из лучших в России, в глаза бросаются бирюзовые пирамиды торгового комплекса «Синегорье». Три года назад для областного краеведческого музея построили комплекс зданий, позволяющий одновременно экспонировать до 10 тематических выставок. Интересна история строительства главного корпуса Южно-Уральского государственного университета в конце 50-х годов прошлого века. По проекту он воспроизводил очертания главного корпуса МГУ в Белокаменной, но началась борьба «с архитектурными излишествами» и корпус превратился в унылую коробку с нелепыми колоннами. И только 10 лет назад вернулись к первоначальному проекту: надстроили недостающие этажи, башни и шпиль. В текущем году суровые челябинские строители планируют сдать около полумиллиона квадратов жилья, что на 60 тысяч превышает рекордные объемы 80-х. Полным ходом идет строительство метро. Невольно подмечаешь полное отсутствие китайского алюкобонда и прочих пластиковых заморочек, которыми вульгарно раскрашен Костанай. Все строго, гармонично, красиво. Даже здание, в котором работают губернатор и правительство области: мрамор и гранит белых и коричневых тонов. И только верблюды напоминают о прошлом: на флаге области, на гербе города, отлитые в бронзе, на пешеходной улице, на рекламных баннерах, в сувенирных магазинах.
Восемь лет назад аким Костанайской области Умирзак Шукеев подарил губернатору Петру Сумину верблюжонка, родившегося на ферме агрофирмы «Карабатыр». Глава фирмы Жазит Кудайкулов лично доставил пушистый подарок губернатору. Верблюжонка поселили в зоопарке под пригляд научных сотрудников. Объявили конкурс на имя. Победило имя Аким. Но руководство зоопарка посчитало, что давать такое имя верблюду неэтично. Назвали простецки – Егором.
Оказавшись на днях в Челябинске, я не мог не заглянуть в зоопарк. Надеялся сделать снимок верблюда и подарить его Жазиту Каримовичу Кудайкулову – моему давнему приятелю. Увы, пришлось огорчиться – Егора я не застал. Заместитель директора зоопарка Михаил Парфенов загадочно произнес: «Егор у нас на ответственном задании, вернется только к весне». Как выяснилось, верблюда увезли в городок Троицк, в ветеринарную академию. Ученые уверены, что Егор поможет им улучшить породу местных верблюдов. Вот и замкнулся исторический круг: от подарка Умирзака Шукеева пойдут теперь в Челябинской губернии верблюды карабатырской национальности. Чтобы занять свое место на флагах, гербах, стать символом опорного края державы. А в зоопарке ждет возвращения Егора красивая верблюдица Алсу. Одно утешает: в шикарном зоопарке живет наш земляк. В бору среди вековых сосен, в том самом урочище, из которого вырос современный Челябинск.
Кузница Великой Победы
Современный Челябинск пропитан памятью о Великой Отечественной. Даже сегодня, когда, казалось бы, о самой кровопролитной войне минувшего века известно все, в этом городе вас ждут открытия. В конце 1941 года у города появилось новое имя – Танкоград. Еще за год до этого Челябинский тракторный завод начал осваивать производство тяжелых танков КВ – «Клим Ворошилов». Война потребовала начать массовый выпуск. В сентябре 41-го сюда начинают прибывать эшелоны с оборудованием двух крупнейших заводов: Кировского из Ленинграда и моторного из Харькова. В октябре приказом наркома ЧТЗ переименован в Кировский танковый завод. Поступает оборудование московских заводов «Динамо» и «Красный пролетарий» – появляются 17 новых цехов. Не успели сделать крыши – начались морозы. Бывший начальник сборочного цеха Е. Мамонтов вспоминает: «Под корпусами танков разводили костры: из-за холода к броне нельзя было прикоснуться – жгло руки. Но танки, несмотря ни на что, собирались». 7 ноября 1941 года челябинские танки прошли парадным строем по Красной площади и с ходу вступили в бои под Москвой.
Кто строил грозные машины? Более половины рабочих ЧТЗ воевали на фронтах. 8 тысяч танкостроителей прибыли из Ленинграда, 3 тысячи – из Харькова, 2 тысячи – из Сталинграда, более тысячи – из Москвы. И 10 тысяч из других отраслей народного хозяйства направили Челябинск и область. Более половины заводчан – молодежь, которую надо было обучать профессиям. Обучались бригадами, осваивали смежные специальности, чтобы работать за себя и за того, кто воюет на фронте. Рабочий день – 14 часов. К июню 1942 года Танкоград увеличил производство танков КВ в 25 раз, дизельных моторов – в 3,5 раза. И вот новое задание ГКО: не прекращая производства тяжелых машин, освоить массовый выпуск Т-34. Считалось, что в условиях войны перестроить производство в течение месяца на выпуск новой машины технически невозможно. Танкоград справился с задачей за 33 дня. Спустя год за 51 день на поток поставят новый тяжелый танк ИС – «Иосиф Сталин». Всего за годы войны Танкоград поставил фронту 18 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, за что награжден орденом Кутузова 1 степени. Сегодня о тех годах напоминает застывший на постаменте в Тракторозаводском районе города супертанк ИС-3 «Победа». Под ним надпись на граните: «Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом».
Ковали оружие высочайшего качества. Главному конструктору Танкограда Жозефу Котину было всего 33 года, когда он создал знаменитый Т-34, признанный сегодня лучшим танком Второй мировой войны. Для противостояния тяжелым германским «тиграм» под его руководством сработали КВ-85, разбивавший броню «зверя» с одного километра. Всего за 25 дней конструкторы Котина выдали танкостроителям чертежи СУ-152. Снаряд этого самохода разбивал лобовую броню любого немецкого танка, а прямое попадание в башню сносило ее напрочь. Блестяще решена задача разработки нового типа тяжелой машины, которая, имея габариты и вес КВ, превосходила бы его по вооружению, броне и скорости – «Иосиф Сталин». Вслед за пробным ИС в 43-м году в войска пошел ИС-2, с вооружением которого не мог сравниться ни один танк Второй мировой. Броня «Иосифа» выдерживала до 20 прямых попаданий снарядов. Секретный приказ гитлеровского командования рекомендовал немецким танкистам не вступать в бой с ИС-2. А конструкторы Котина работают на опережение: создается самый мощный танк Второй мировой – ИС-3. Впервые в практике мирового танкостроения плиты лобовой брони располагаются под углом, а носовая часть конусом – «щучий нос». Такая форма брони в 2,5 раза повысила ее стойкость, а новый прицел позволял поражать цели с расстояния 2,5 километра, что делало танк неуязвимым.
О талантливом конструкторе танков Жозефе Котине написаны книги, которые довелось прочитать. Но только в музее Челябинска я узнал, что он является и автором «супертанка» целинных полей – трактора К-700.
Уральские черти
«Перед нами опять появились уральские черти. Мы слишком хорошо знаем их по прежним боям: они сумасшедшие, упорные и сражаются даже тогда, когда тяжело ранены», – жаловался в письме домой гитлеровский пехотинец Гельмут Берг в декабре 41-го. Челябинск и область в годы войны были не только главным арсеналом Красной Армии (здесь, кстати, производилась и легендарная «Катюша»), но и главной базой пополнения. Здесь были сформированы и доблестно сражались на всех фронтах более 60 стрелковых и артиллерийских дивизий и бригад, авиационных и самоходных артполков, танковых бригад и лыжных батальонов. Уже в августе 41-го были сформированы три лыжных батальона, которые воевали на Северо-Западном фронте. В любую погоду, в лесах и болотах, глубоких снегах они совершали рейды по тылам фашистов. 47-я стрелковая бригада с марша ликвидировала прорыв немцев под Москвой. В том бою командир расчета пушки Обухов уничтожил два вражеских танка. Со своим орудием № 1196 Обухов прошел всю войну и стал Героем Советского Союза. В 1942 году молодежь Челябинска и области собрала более 11 миллионов рублей на строительство танковой колонны имени Челябинского комсомола. В сверхурочное время, сверх установленного правительством задания молодежь Танкограда собрала боевые машины, экипажи укомплектовали лучшими из лучших. В феврале 43-го под Сталинградом 96-я танковая бригада имени Челябинского комсомола остановила гитлеровцев, отчаянно пытавшихся вырваться из окружения. Для многих уральцев это был первый и последний бой, но приказ командования бригада выполнила. Войну она завершила в Болгарии.
В центре города на бульваре Славы возвышается величественный монумент из бронзы и черного доломита «Добровольцам-танкистам». Именно отсюда в мае 43-го уходила в бой 244-я Челябинская танковая бригада, сформированная из добровольцев. В самый грандиозный бой Второй мировой – знаменитое танковой сражение на Курской дуге. В составе Уральского добровольческого танкового корпуса бригада переломила бронированный хребет фашистскому зверю. Не помогли ни новые «тигры» и «пантеры», ни самоходные «фердинанды». Челябинские танкисты первыми ворвались в город Львов, они штурмовали Берлин, откуда пошли на помощь восставшим жителям Праги. Бригада награждена орденами Боевого Красного Знамени, Суворова и Кутузова, а 7 танкистов стали Героями Советского Союза.
Челябинцы славно сражались на земле, в воздухе, на воде и под водой. 300 из них были удостоены высшего звания Героя, около 50 стали полными кавалерами орденов Солдатской Славы. Сегодня их имена выбиты золотом на белых мраморных плитах, установленных на бульваре Славы, где горит Вечный огонь памяти. К этому огню приносят цветы молодожены, а потом идут к шпилю нулевой версты, что установлен на другом конце бульвара, напротив старинного здания почты. В России, как известно, отсчет расстояний ведется от крыльца Главного почтамта. С бульвара Славы молодые челябинцы ведут счет совместно прожитым годам.
В тылу, как на фронте
Южно-Уральская железная дорога, отметившая в текущем году свое 75-летие, в годы войны стала главной артерией кровеносной системы сражающейся страны. Через узловую железнодорожную станцию Челябинск на запад шли эшелоны с войсками и оружием, на восток – с эвакуированными заводами, ранеными и беженцами. Сегодня трудно представить, что за одну ночь только в сторону фронта необходимо было пропустить 122 эшелона. А воинские эшелоны шли с предельной скоростью. Гористый рельеф местности, много сложных участков, автоматики тогда не было. Была «живая» автоблокировка пути: путейцы и члены их семей сутками стояли вдоль железнодорожного полотна с сигнальными флажками в руках на расстоянии полутора километров друг от друга. По всей трассе. По такому живому коридору проходило поездов в три раза больше, чем мог предусмотреть график.
Осенью 41-го по инициативе машиниста локомотивного депо станции Челябинск Петра Агафонова стали создаваться фронтовые колонны паровозов имени ГКО: «Каждый паровоз – боевой агрегат, каждая паровозная бригада – воинское подразделение с армейской дисциплиной». Эти бригады совершали скоростные рейсы без захода на ремонт, водили поезда повышенного веса, строго экономили топливо. За три года войны только колонна Агафонова провела более 2 тысяч тяжеловесных составов. В те времена станция Кустанай входила в состав ЮУЖД, а потому и кустанайские паровозные бригады работали по методу Агафонова. Кочегарами в таких бригадах, как правило, были девчонки.
Чтобы представить масштабы железнодорожных перевозок в годы войны, достаточно двух цифр: только в Челябинске было построено и введено в эксплуатацию 19 крупных заводов и 2 фабрики союзного значения. Сюда эвакуировали Сталинградский механико-машиностроительный институт, на базе которого было сделано много уникальных разработок в области вооружения. На базе этого института создан сегодняшний ЮУрГУ. Эвакуированный из Киева медицинский институт сегодня – Челябинская медицинская академия. А в годы войны вокруг него было развернуто 90 эвакогоспиталей, которые приняли более 220 тысяч раненых и больных.
Сельскохозяйственный потенциал области в ту пору явно не мог всех прокормить. Руководивший областью Николай Патоличев, памятный многим как министр внешней торговли СССР, вспоминал: «Теперь даже трудно представить, что центральная площадь Челябинска, скверы, все свободные от застроек площадки, просто свободные клочки земли были заняты под картофель». Маленькая деталь: на одном из озер Наурзумского заповедника, что находится на юге Костанайской области, есть плес, который по старой памяти зовут Танковым. Старожилы утверждают, что в годы войны здесь под лед провалился танк. В музее я нашел подтверждение: на новые танки вместо башен ставили большие кузова. Колонны направлялись за 400–500 километров к кустанайским озерам, где местные рыболовецкие бригады загружали их карасем, щукой, окунем. Танковые двигатели проходили необходимую обкатку, а город получал продовольствие.
Вместе весело шагать
Челябинск и Костанай шагают вместе с той поры, как в 1913 году их соединила железная дорога. Но… в 1996 году столица Южного Урала торжественно отметила появление на свет миллионного жителя, а Костанай так и не достиг еще численности населения конца 80-х. Очень многие из моих земляков живут и работают в соседнем мегаполисе. 25 лет назад я заведовал отделом областной газеты и получил нового сотрудника – выпускника Уральского университета Льва Лузина. Начинающий журналист с кустанайскими корнями быстро пошел в рост. Спустя 10 лет он был уже главным редактором газеты областного центра, но не заладилось с тогдашним акимом. Да так, что пришлось уезжать. Естественно, в Челябинск. Сегодня он – заместитель главного редактора областной газеты «Челябинский рабочий» и лауреат премии «Золотое перо России». При случае встречаемся, созваниваемся, общаемся по «электронке». Будучи на днях в Челябинске, попросил стать моим гидом.
Чем живет сегодня один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров России? Строители метро в ноябре установили рекорд: прошли под землей почти 100 метров против 27 среднемесячных. Идут на рекорд строители жилья – полмиллиона квадратных метров за текущий год: сказывается развитость стройиндустрии – Костанай до сих пор покупает у соседей стройматериалы. Первыми в России челябинцы начинают революцию в теплоснабжении. В будущем году будут закольцованы первые три ТЭЦ и котельные, а в домах и зданиях будут установлены индивидуальные тепловые пункты. Автоматика будет перераспределять нагрузку между теплоисточниками и регулировать температуру в помещениях в зависимости от тепловых характеристик здания и погоды. Подсчитано, что средняя семья сможет в год экономить 2500 рублей, а город – почти миллиард рублей на экономии тепла и энергии. Подобные проекты уже реализованы в Риге, Таллине и других городах Прибалтики.
Месяц назад проходила выставка «Покупай свое», на которой свою продукцию представили крупные предприятия. В эти дни со своей продукцией горожан знакомит малый и средний бизнес – в основном продовольствие. Лично я был в восторге от моченых яблок и брусники, от меда и мясных деликатесов. Стало понятно, почему в Костанае даже хрен из Челябинска: по 130 тенге за баночку в 190 граммов.
Единственное, что портит настроение – дорога, спотыкающаяся о границу. 7–8 часов на автобусе – вдвое дольше, чем в былые времена. На обратном пути в автобус села молодая женщина с двумя малолетними детьми. Пройдя российскую и казахстанскую таможни, она сошла, чтобы пересесть в автобус на Челябинск. Жительница Костанайской области вынуждена каждые три месяца совершать такие поездки: в Челябинске у нее хорошо оплачиваемая работа, но вид на жительство только на три месяца. Отметка о пересечении границы дает право еще три месяца работать. И жить.
Что-то невесело получается…
Владимир КАТКОВ, Костанай – Челябинск – Костанай
|