| Борьба за будущее | «Есть ли у Кыргызстана будущее?» – так назвал свою недавно вышедшую книгу один из корифеев общественных наук этой страны академик Турар Койчуев.И это не риторический вопрос. Историческое развитие народа Кыргызстана привело его в крайне жесткую ситуацию, когда встал вопрос о национальной катастрофе, деградации и утере своей государственности.
В мире Кыргызстан входит в число двенадцати самых отсталых стран. За чертой бедности, по официальным данным, находится одна пятая часть населения, а фактически его большая часть. Из 5 миллионов человек населения более одного миллиона трудовых мигрантов выехало на заработки в другие страны, их трансферты составляют 30 процентов ВВП. Дефицит бюджета 20-30 процентов, инфляция – 17 процентов. На селе живет и работает 65 процентов населения. Элита страны расколота. Государственное управление социально-экономическим развитием в реальности отсутствует. Ни одна декларированная программа не реализована. Шла имитация деятельности государства на данном направлении, под прикрытием которой решались совершенно другие задачи. На фоне малопроизводящей экономики и бедности населения в стране расцветала коррупция. Государство и власть, вместо того чтобы быть инструментом для достижения общественных целей, практически стали орудием достижения личных интересов людей, приходивших к власти. Коррупционная политика такой власти подменила истинную цель государства – служение интересам общества. Чтобы защитить себя и коррупционную политику, власть сращивалась с криминалом. Происходила криминализация общества. Причем этот процесс ускорялся. То состояние беспредела, личной и клановой диктатуры, до которых режим Акаева дошел за 15 лет, режим Бакиева достиг за 5 лет. Реакцией элиты на этот беспредел становились перевороты, они совершались насильственно и не в правовом поле. Но эти перевороты поддерживались обществом, стремившимся восстановить справедливость и сместить с высших государственных постов лиц, не оправдавших доверие народа. Сейчас предпринимается третья и, возможно, последняя попытка обустройства общественно-политической и государственно-правовой системы Кыргызстана, которая обеспечила бы достижение устойчивой, динамичной, самодостаточной экономики как фундамента стабильного политического развития, благополучия жизни народа и национальной безопасности. При этом все упирается в одно: главная задача – направить государство на достижение целей общества. Здесь есть два пути: стихийный и осознанный. На стихийный путь, например, сейчас встали учителя. Их зарплата на селе составляет около 1200-1500 сомов, или 25-30 долларов США в месяц. Доведенные нуждой до отчаяния, учителя уже в четырех из семи областей вышли на митинги и угрожают забастовкой, требуя повышения зарплаты до 10-15 тысяч сомов. Депутаты парламента обсуждают этот вопрос и предлагают компромиссные решения. Протесты учителей – это первые ласточки тех социальных потрясений, которые ждут страну в случае дальнейшего затягивания в принятии адекватных решений. Осознанный, и он же основной, путь лежит в сфере выстраивания политических отношений общества и государства так, чтобы последнее действовало в интересах народа. Койчуев назвал это функцией «народного управления» действиями властей. Но как создать механизм реализации этой функции? Разуверившись в возможностях сильной президентской власти, элита и народ Кыргызстана пытаются использовать для согласования интересов различных социальных групп и населения регионов страны механизм парламентской республики. Причем итоги выборов и первая попытка создания правящей парламентской коалиции наглядно показали, что у партий, совершивших «апрельскую революцию», достаточного большинства, чтобы удержать обретенную власть, на сегодня нет. Видно и то, что партию «Ата-Мекен» и ее лидера, «отца нынешней Конституции» Омурбека Текебаева, даже не захотели включить в состав второй коалиции. Пять парламентских фракций представляют всего 37 процентов населения. Лидер фракции «Ар-Намыс» Феликс Кулов в числе недостатков сформированного правительства назвал его расширенный состав, мононациональность и то, что 30 процентов лиц ранее представляли партию «Ак Жол». Академик Турар Койчуев ставит вопрос о движущих силах происходящих перемен и отмечает один интересный факт: «И в 2005-м, и в 2010-м на митинги, как правило, выходили молодые люди, эмоциональные, побуждаемые патриотическими чувствами, незрелого общественного сознания и общественной психологии. Зрелые, размышляющие и осознающие глубоко политические, экономические и социальные проблемы, которые могут дать правильную оценку и рекомендации по их решению, не вышли». И сейчас основная задача состоит в том, чтобы включить эту наиболее зрелую часть общества в осуществляемые перемены. Общество должно стать активным. Здесь ключевое звено – поднять на новый уровень работу политических партий. Пока, к сожалению, в Кыргызстане нет полноценных партий в классическом понимании, а есть электоральные механизмы, с помощью которых отдельные группы и личности стремятся получить те или иные посты во власти. Финансы вкладывались в проведение выборной кампании той или иной политической партии, а в обмен в случае успеха предоставлялось место депутата. «В политику пришли бизнесмены», – констатировал профессор Гарвардского университета, эксперт по Центральной Азии Джон Шоберлайн. На конференции в Бишкеке он отметил: «Бизнесмены подходят к решению тех или иных задач исключительно с позиции предпринимателя, не выходя за рамки своего бизнеса или бизнес-группы. Они не мыслят на государственном уровне», – цитирует Шоберлайна журнал «Оазис». Страна пока имеет жестоко конкурирующие между собой группы влияния. Кроме того, огромную роль играют родоплеменные представления, которые за тысячелетнюю историю вошли в плоть и кровь населения – «свои поддерживают своих». Кланы решают реальные проблемы своих членов, особенно это важно тогда, когда государство бросает своих граждан на произвол судьбы, сворачивает свои социальные обязательства. И сила кланов реализуется тем больше, чем слабее действует существующая политическая система. Создание демократической политической культуры – не одномоментный процесс. И опыт Кыргызстана наглядный тому пример. Новое руководство страны явно вновь увлеклось решением проблемы экс-президента и переделом собственности, расстановкой кадров по принципу «революционных заслуг» и кровного родства в ущерб стратегии развития. Например, нет ясности относительно экономической политики, перспектив страны. Новым правительством оглашен лишь список первоочередных задач: стимулирование и поддержка бизнеса, сокращение расходов на содержание госаппарата, изыскание дополнительных источников для пополнения бюджета, привлечение внешних ресурсов в перспективные проекты, составление и принятие бюджета на 2011 год. Пакет мер по решению названных задач планируется подготовить к середине января. К сожалению, в Кыргызстане пока нет ядра политических сил, способного как сформулировать общенациональную повестку дня в интересах всего общества и выработать четкую и понятную людям идеологию развития страны, реальную экономическую программу, способную обеспечить населению приемлемый уровень жизни и социальные гарантии, так и объединить различные политические силы и повести народ за собой. Парламентской правящей коалиции и ее правительству необходимо много сделать, чтобы выйти на такой уровень. Консолидация демократии требует изменений и в самом обществе. Она предполагает не просто усвоение каких-то отдельных процедур и форм, а и дальнейшее утверждение демократии по всем аспектам жизнедеятельности общества – от поведенческого и ценностного до социально-экономического и международного. В настоящее время народ Кыргызстана переживает сложный период своего развития. Ему брошен исторический вызов, и он должен найти достойный ответ. Удачное осуществление выбора даст новый импульс для прогрессивного развития страны. Эпоха перемен – это время ускоренного обучения.
Владимир ТЕЛЬНОВ, Астана | |
|