| Пероффа победа | Определились поставщики авиационного керосина для центра транзитных перевозок (ЦТП) в Бишкеке. В любой другой стране это не вызвало бы большого интереса, однако Кыргызстан остается исключением.С одной стороны, топливо – это геополитический вопрос, от его стабильных поставок зависит бесперебойная работа воздушной базы США, с другой – схема поставки уже давно оказывает влияние на политическую жизнь соседней республики. После конституции страны, которая претерпела изменения в 2010 году, договор о поставках топлива центру транзитных перевозок (бывшая авиабаза США. – Ред.) можно считать вторым по значимости документом для Кыргызстана. Как-никак, но данный бизнес прокормил приближенных сразу двух бывших «президентов-диктаторов» (по версии оппозиции. – Ред.) – Курманбека Бакиева и Аскара Акаева. Кто станет третьим? Это самый животрепещущий вопрос. Тем более что речь идет об очень больших деньгах. В 2010 году американские власти заинтересовались фактами коррупции вокруг своей авиабазы. Тогда представители Пентагона сообщили о том, что в 2009 году ими в целях поддержания конкуренции был заключен контракт сразу с двумя компаниями на поставку авиационного топлива – Mina Corporation на сумму 729 млн долларов и Red Star Enterprises – 720 млн долларов. Таким образом, общая цифра переваливает за один млрд долларов. Поэтому понятно, почему такое повышенное внимание приковано к американскому форпосту в Центральной Азии. Чтобы не наступать на прежние грабли и тем более не обеспечивать сытую жизнь потенциальным «диктаторам», в 2010 году было принято решение пересмотреть контракт на поставку топлива для ЦТП в аэропорту «Манас». Ожидалось, что новая схема будет носить прозрачный характер. В итоге на этой неделе было подписано окончательное соглашение. – Согласно достигнутым договоренностям, половину поставок будет осуществлять наша сторона (Кыргызстан. – Ред.), а вторую половину – компания Mina Corporation. Срок действия данного соглашения распространяется на все время присутствия в республике данного военного объекта, – заявил министр энергетики Кыргызстана Аскарбек Шайдиев. Таким образом, Mina Corp. сохранила за собой право поставки топлива для ЦТП. Более того, она укрепила свои позиции. В рамках прежних договоренностей контракт каждый год обновлялся, т.е. могла поменяться компания. Теперь же говорится о том, что привилегированное положение Mina Corp. сохраняется до тех пор, пока над столичным аэропортом Кыргызстана будет развеваться флаг США. Впрочем, сама сделка по формуле 50 на 50 также не отвечает требованиям конкуренции и состязательности. Компания, которая зарегистрирована в офшорной зоне, фактически отстояла свои интересы, более того, она продемонстрировала удивительную живучесть. В 2010 году, сразу после революционного демонтажа режима Бакиева, новые власти страны стали крушить бизнес-структуры, так или иначе связанные с семьей бывшего президента. Как и следовало ожидать, первыми под раздачу попали Mina Corp. и Red Star Enterprises. – Следует отметить, что все вышеуказанные фирмы принадлежали Максиму Бакиеву (сыну экс-президента страны. – Ред.), – говорилось в сообщении генпрокуратуры Кыргызстана. Также сообщалось о том, что в 2005 году Жогорку кенеш (парламент страны. – Ред.) принял специальный закон. Согласно ему, компании, занятые поставками топлива для авиабазы, освобождались от акцизных платежей. Однако представители Mina Corp. опровергли такие обвинения, а нанятый ими адвокат Дин Перофф и вовсе обвинил власти Кыргызстана в попытке рейдерского захвата. – Ясно, что эти политики не заинтересованы в установлении истины, иначе бы они обратили внимание на решение, принятое уважаемым подкомитетом конгресса США, – отметил он в декабре 2010 года. Кроме того, Перофф ссылался на расследование комитета конгресса США. – В конце шестимесячного расследования комитет конгресса США заявил публично, что компания Mina чиста перед всеми обвинениями в том, что связана с семьей Бакиева, – заявил адвокат. Действительно, в США было слушание в конгрессе. Однако следует обратить внимание на несколько обстоятельств. Прежде всего, докладчиком выступил профессор Columbia Law School и редактор Harper’s Weekly Скотт Хортон, который использовал материалы СМИ при анализе схем поставок авиационного топлива. Что само по себе носило сомнительный характер, поскольку следовало провести аудит и выяснить, куда уходили деньги. Но этого не было сделано, т.к. Бишкек не оказал своевременной помощи расследованию. В 2010 году власти были заняты восстановлением стабильности на юге страны. Поэтому у Скотта Хортона не было достаточных оснований для того, чтобы делать однозначные выводы. – Различные свидетельства, которые я вижу, говорят мне, что даже если США сознательно пошли на эти платежи (компаниям. – Ред.), то это решение было принято на очень высоком правительственном уровне, а не теми чиновниками, которые отрабатывали контракт, – заявил Хортон в конгрессе. Докладчик также сообщил о непрозрачной схеме поставок топлива для авиабазы, а также о том, что она не претерпела изменений, несмотря на революционные смены власти в стране. Фактически приближенные Бакиева унаследовали ее от родственников Акаева. Теперь осталась даже прежняя компания – Mina Corp., которая к тому же усилила позиции в рамках контракта. Странным выглядят цифры. По новому соглашению бюджет соседней страны получит 60 млн долларов. Хотя, если верить представителям Пентагона, только сумма сделки с одной из компаний в 2009 году составила более 700 млн долларов. По мнению экспертов, нынешняя схема поставки авиатоплива американской базе не отличается прозрачностью, зато она отражает конфликт интересов и расстановку сил в Бишкеке и вокруг него. Дин Перофф не зря сетовал на давление на Mina Corp. со стороны окружения главы республики – Розы Отунбаевой. По некоторым данным, президент тем самым планировала обойтись без этой компании, а для обеспечения стабильной работы центра транзитных перевозок привлечь российский «Газпром». Но такого партнера больше всего опасались в Пентагоне. У американских военных свежи в памяти воспоминания о льготном кредите Москвы, который она предоставила в свое время Бишкеку, и заявлении экс-президента Курманбека Бакиева о планах закрыть авиабазу США в столичном аэропорту. Но чтобы не портить отношений с новыми властями Кыргызстана, представители Пентагона пошли на компромисс и заключили сделку «50 на 50». Очевидно, что компания Mina Corp. использовала геополитические ножницы и оказалась единственной стороной, которая полностью выиграла от соглашения. Оставшиеся 50 процентов, скорее всего, достанутся «Газпрому». В четверг по итогам 12-го заседания межправительственной киргизско-российской комиссии было достигнуто соглашение о создании совместного предприятия с участием этой компании. – Работа по созданию СП должна завершиться в феврале, а в марте предприятие должно начать работу по поставкам топлива (центру транзитных перевозок. – Ред.), – сообщил первый вице-премьер Омурбек Бабанов. Между тем представителям Mina Corp. пока рано потирать от счастья руки. Противоречие до сих пор сохранилось, а раз так, то над компанией продолжает висеть дамоклов меч.
Марат МАМАЕВ, Алматы | |
|