| Вопросы переходного периода | ШОС в этом году отмечает 10-летие деятельности, срок небольшой по мировым меркам. Другие структуры уже имеют за плечами 30 и более лет работы.Хотя и за это время Шанхайская организация сотрудничества успела стать узнаваемой на мировой арене. Но молодость и опыт всегда между собой конкурируют, и ШОС, конечно же, не является исключением из правил. Как и положено, основной упор был сделан на решение политических вопросов, что также соответствует общепринятой практике. Но, как показывает практика, на втором этапе начинается широкое сотрудничество в экономике. Все подчиняется правилу: война план покажет. Так, в ШОС в данный момент наблюдаются проблемы с финансированием. Причем они касаются не столько дефицита средств, сколько их эффективного освоения. Это прекрасно осознают члены организации. По крайней мере, об этом говорят планы по созданию фонда ШОС. В 2009 году Китай в одностороннем порядке выделил «стабилизационный кредит» своим партнерам по ШОС. Как показала ситуация, в организации отсутствует отлаженный механизм финансирования проектов. Таким образом, для повышения эффективности ШОС следует разработать правовое сопровождение финансово-экономической деятельности государств в рамках структуры. Впрочем, через аналогичный этап опять же проходили все именитые региональные интеграционные организации. Поэтому остается констатировать, что так называемая проблема ШОС – на самом деле показатель ее внутреннего роста. Другим этапом развития организации остается ее расширение. Собственно, об этом говорят не первый год. Однако сами участники пока не могут решиться открыть двери своим новым партнерам. А это Пакистан, Иран и Индия. Причина тривиальна. Во-первых, эти страны имеют разнонаправленные интересы. Во-вторых, они находятся в другой политической и географической зоне. Поэтому их появление в составе ШОС может вызвать трудности «переходного периода» самой организации. Хотя в соответствии с Хартией ШОС является открытой организацией, поэтому на заседании СМИД в мае 2006 года была достигнута негласная договоренность о моратории на принятие новых членов. Но время идет и теперь, после выработки механизма принятия новых членов в ШОС, участникам региональной структуры придется изыскивать новые существенные причины, по которым можно было бы достойно отказать кандидатам в данную организацию. Дополнительно нужно учесть и еще один аспект. Так, кандидаты на вступление имеют не только натянутые, если не сказать напряженные, отношения с различными странами мира, но также и имеют коллизии с членами ШОС. Поэтому их присутствие в составе организации способно вызвать конфликт интересов, что негативным образом повлияет на будущее молодой и перспективной организации. В связи с чем стран–участницы ШОС придерживаются простой истины: «Лучше семь раз отмерить и один раз отрезать». Особенностью ШОС, как известно, выступает ее биполярная модель. Как-никак в организации два «тяжеловеса» – Китай и Россия, одна страна выступает в категории «среднего веса» – Казахстан, и остальные – в «легком весе». Поэтому главная проблема в данном случае – обеспечить гармоничное развитие всех партнеров. В ШОС придерживаются принципа равноправия. Но пока успех наблюдается только в политической сфере, в экономической же имеются затруднения. Так, если у Пекина и Москвы с их развитыми экономическими моделями, стоят одни вопросы, то Бишкек и Душанбе пытаются решать вопросы, соизмеримые с их государственным развитием, и уже отдельный разговор может идти о планах Астаны и Ташкента. Китай в первую очередь видит создание и поддержание пояса стабильности по периметру своих границ, а также рассматривает страны ШОС как перспективный рынок сбыта. И в последнее время он более активен в вопросах развития экономического сотрудничества в Центральной Азии. Однако бизнес-потенциал этой страны на порядок выше, чем у стран региона. Будучи менее конкурентоспособными, они сталкиваются с растущим китайским импортом. Проблема в том, что сами страны нашего региона не имеют четкой концепции, как выстроить успешные бизнес-отношения со своим восточным партнером. В итоге КПД ШОС снижается. Впрочем, это обстоятельство ярко демонстрирует соседний Кыргызстан: две революции на почве социальной напряженности за пять лет. Но аналогичное поведение проявляется и в том, что страны Центральной Азии стараются стать членами всех межгосударственных объединений с целью получить хоть какие-то дивиденды, которые могут приобретать форму финансовой, военной, гуманитарной и иной помощи. В данном случае вопрос о целесообразности вступления и членства в подобного рода организациях отходит на последнее место. Справедливости ради отметим, что пока известна только одна страна в регионе, начавшая постепенно оценивать целесообразность своего участия во всевозможных межгосударственных организациях. Так, Узбекистан решил приостановить свое членство в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Ташкент это связывал с успешной деятельностью организации, от которой он не видел конкретных дивидендов. Другой пример – выход Ташкента из ГУАМ в связи с отсутствием прогресса в деятельности данной межгосударственной структуры. Отдельное место в организации занимает Казахстан, который пытается своими инициативами придать ШОС динамику в развитии и вывести организацию из состояния стагнации. В этом плане Астана предпринимает конкретные шаги, способствующие некоторому развитию организации. Вместе с тем отсутствие реально действующих механизмов реализации программ ограничивает инициативы Казахстана в их практическом применении. На одном из форумов ШОС прозвучала такая информация: «Пространство ШОС имеет все возможности для того, чтобы в будущем стать одним из самых мощных экономических центров мира. Государства–члены ШОС обладают в настоящее время по запасам и производству нефти примерно 20-25 процентов мировой добычи, газа – около 30 процентов, по урану – 50 процентов мировых запасов». Все это создает потенциальную возможность для эволюции ШОС из военно-политической структуры в экономическую. Напомним, что еще в сентябре 2003 года на встрече глав государств была одобрена «Программа многосторонней торговли и экономического сотрудничества государств-членов в рамках ШОС», которая определила основные задачи и цели экономического сотрудничества в рамках организации. Кроме этого руководство Шанхайской организации сотрудничества запланировало создание Фонда развития, Совета по делам ШОС, Союза банковского дела и Форума ШОС, то есть структур, которые будут способствовать эффективной реализации проектов в рамках экономического сотрудничества. С другой инициативой в рамках ШОС выступил и Казахстан, речь шла о введении единой валюты на пространстве ШОС. Так, накануне пекинской встречи глав правительств ШОС президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил: «…изучить возможность введения единой национальной расчетной единицы, привязанной к корзине основных региональных валют стран-участниц». Однако на сегодняшний день реализация данной инициативы осталась под вопросом. Отметим, что в рамках организации звучали предложения о создании нормативно-правовой базы, регламентирующей единую таможенную политику, чтобы тем самым осуществить постепенный переход от практики заключения в рамках организации двусторонних договоров к многосторонним. Но для того чтобы подобные инициативы стали реализовываться, необходима политическая воля всех членов ШОС, которые в настоящее время не считают решение данного вопроса приоритетным. ШОС как региональная структура медленно, но развивается, проходя тернистый путь проб и ошибок. При этом все члены региональной структуры имеют возможность реализовывать свои интересы в различных сферах, затрагивающих политические, военные, экономические, инвестиционные, энергетические и другие аспекты. Вместе с тем сегодня организация находится на распутье, так как самим членам этой региональной структуры нужно разобраться в своих интересах как по отношению друг к другу, так и по отношению к своему членству в ШОС. Только в этом случае, достигнув единой позиции в политической, экономической и иной сферах, члены ШОС смогут поступательно приближаться к намеченной цели, которую нужно еще определить и разработать пути для ее достижения.
Олег СИДОРОВ, Алматы | |
|