| Польский год | С 1 июля 2011 года Республика Польша, крупнейшее государство Восточной Европы, начинает свое первое председательство в Европейском союзе.«Польский год» в Европе будет продолжаться 184 дня и завершится в последний день текущего года. Польша присоединилась к семье европейских наций в 2004 году и уже проявила себя как активный участник важных инициатив европейской интеграции.
«Зеленый остров» Современная Польша является одним из наиболее динамично развивающихся молодых государств – членов Европейского союза, а также крупнейшим реципиентом еврофондов. Так, до 2013 года финансовые вливания ЕС в модернизацию экономики и социальную инфраструктуру Польши составят 72 миллиарда евро. Страна с почти 40-миллионным населением имеет за последние годы ежегодный прирост экономики в среднем на 4–6 процентов, что для еврозоны является хорошим показателем. В 2009 году Польша стала единственным государством в еврозоне, которому в условиях глобального финансового кризиса удалось сохранить минимальный экономический рост 1,5 процента, за что страна почетно называлась «зеленым островом» на карте Европы. Варшава вместе с Еврокомиссией определила три приоритета своего председательства: 1-й – укрепление европейской интеграции как двигателя экономического роста, 2-й – усиление безопасности Европы и 3-й – стабильное добрососедство. Следует сказать, что во всех этих сферах накопилось множество нерешенных проблем и угроз, которые постоянно возрастают. Так, перед польским председательством стоит нелегкая задача выработки стратегии экономического роста стран Евросоюза. В частности, Варшава планирует привлечь для повышения конкурентоспособности, либерализации сектора услуг и развития электронной торговли до 70 процентов ВВП членов ЕС. Этим целям должно способствовать принятие бюджета Евросоюза на 2014–2020 годы, чего будет усиленно добиваться польское правительство в рамках своего председательства. Однако здесь трудности кроются в том, что Польша еще сама не вступила в зону валюты евро, с которой связаны многие важные вопросы валютно-финансового и бюджетного регулирования в ЕС. Вопросу принятия общеевропейского бюджета будет посвящена отдельная встреча министров финансовых ведомств ЕС в польском курортном городе Сопот на Балтийском побережье 28–29 июля с.г. Проблемы укрепления охраны границ Евросоюза, террористические угрозы, вопросы энергетической и продовольственной безопасности в текущем году как никогда актуальны для общеевропейской политики. В связи с событиями «арабской весны» перед Европой неожиданно встала серьезная проблема неконтролируемых потоков беженцев и нелегальных мигрантов из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Как отмечают многие эксперты, для польского председательства в ЕС «арабский фактор» представляет угрозу реализации польско-шведской инициативы «Восточное партнерство», которая стала составным элементом европейской политики добрососедства, направленной на сближение постсоветских государств (Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан) с ЕС. Теперь же значительно возросли опасения по поводу успешной реализации восточноевропейских интеграционных планов Польши, поскольку страны Старой Европы, прежде всего Франция, Италия и Испания, больше озабочены событиями на южных рубежах своего континента. Следует отметить, что в сложившейся ситуации польская сторона старается действовать активно и прибегает к методам «челночной дипломатии». Так, весной состоялись специальные миссии маршалка сената (спикера верхней палаты парламента) Богдана Борусевича, министра иностранных дел Радослава Сикорского и экс-президента Леха Валенсы в Тунис и Египет. В их ходе политики поделились опытом Польши по мирной политической трансформации авторитарных режимов в демократическое управление. А в декабре этого года в Варшаве планируется проведение международной конференции, посвященной демократической трансформации государств Северной Африки. В год своего председательства Варшава планирует подписать ряд важных соглашений: о вступлении Хорватии в Европейский союз и о вовлечении Украины в зону свободной торговли с ЕС. Крупнейшим и наиболее важным событием польского председательства должен стать саммит «Восточного партнерства» в Варшаве в конце сентября т.г. В рамках усилий Польши на восточных рубежах Европы будет также провозглашена новая европейская стратегия для региона «Партнерство на благо демократии и общего благополучия». Польское руководство рассматривает первое председательство своей страны в Евросоюзе как прекрасную возможность для укрепления имиджа страны в мире. Так, только в рамках рекламной кампании на период председательства из бюджета страны выделяется 17,6 миллиона злотых (около 6 млн долларов).
Новый путь в Европу Председательство Польши в Евросоюзе имеет весьма важное значение для эффективной реализации внешнеполитических интересов Казахстана на европейском направлении. Между нашими странами, являющимися ведущими государствами в регионах Центральной Азии и Центральной и Восточной Европы, соответственно, существует взаимная заинтересованность в развитии партнерства по всему спектру двусторонних отношений. Как известно, наши страны объединяет общий исторический опыт, наличие 50-тысячной польской диаспоры в Казахстане, общность подходов к решению многих международных проблем и даже культурная близость. Ведь еще в XIX веке многие поляки стали первооткрывателями различных промыслов и месторождений в Казахстане. Немногие в наши дни помнят, что, к примеру, номинально первым премьер-министром Казахстана был советский партийный и государственный деятель польского происхождения, сын политического ссыльного Виктор Алексеевич Радус-Зенькович (председатель Совета народных комиссаров Киргизской ССР 1920–1923 гг.), основателем первой провизорской сети аптек в г. Верном также был поляк – Юзеф Сеньчиковский, да и первым деятелем, получившим звание народного артиста Казахстана, был также поляк – Александр Затаевич. Поэтому для развития казахстанско-польского сотрудничества, если можно так сказать, имеется хорошая духовная основа. Очень важно, что еще в 2009 году польское правительство официально поддержало инициативу Казахстана о заключении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РК и Евросоюзом (СПС). Это стало важным сигналом поддержки Варшавой политики РК на европейском направлении, свидетельствующим о готовности польской стороны к ведению конструктивного диалога с Казахстаном на «Пути в Европу», и в этом мы видим знак большой дружбы и партнерства между нашими странами. Весьма символично, что, еще не успев официально приступить к обязанностям председателя ЕС, Польша от имени Евросоюза активно включилась в переговорный процесс с Казахстаном по вопросу заключения нового соглашения о партнерстве. Так, 27 июня текущего года в Брюсселе состоялось заседание совета сотрудничества «ЕС-Казахстан», которое дало новый импульс процессу переговоров по новому соглашению о продвинутом партнерстве между РК и ЕС. Что же может польское председательство в Евросоюзе дать Казахстану? Стоит отметить, что Польша внесла значительный вклад в практическую реализацию государственной программы РК «Путь в Европу», которая завершается в текущем году. За 2009–2011 годы реализации программы в Польше были организованы многочисленные учебные стажировки для казахстанских представителей правоохранительных структур, сотрудников уголовно-исправительной системы, военного ведомства, по линии торгово-промышленных палат, ведомств по развитию экспорта и малого бизнеса РК. Участие в этих программах способствовало активному изучению передового польского опыта и возможностей применения его в условиях Казахстана. Статистика взаимной торговли за годы реализации программы «Путь в Европу» также говорит об абсолютном росте показателей. Впервые казахстанско-польский товарооборот в 2009 году превысил отметку в 1 миллиард долларов, а в 2010 году составил уже 1,6 миллиарда долларов. За три года реализации программы проведено два заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Астане (октябрь 2009 г.) и Варшаве (июнь 2011 г.), а также несколько бизнес-форумов и деловых миссий. К слову сказать, Польша, занимающая важное транзитное положение, в 2010 году пошла навстречу Казахстану в разрешении транзита и поставок казахстанского желтого фосфора в Европу. Сегодня для Казахстана, который является инициатором и двигателем многих интеграционных процессов на Евразийском континенте, очень полезен опыт европейской интеграции, создания и функционирования межгосударственных институтов по координации региональной политики. Также целесообразно использовать позитивный европейский опыт для совершенствования национального законодательства, в том числе и в области защиты прав человека и развития демократических институтов, межпартийных отношений, развития парламентаризма и конституционализма, государственного администрирования, механизмов местного самоуправления. Во всех этих сферах Польша имеет богатый опыт, который мог бы пригодиться и Казахстану. Мы рассчитываем на содействие польской стороны как председателя ЕС в продвижении вопроса упрощения визового режима с ЕС для казахстанских граждан, в положительном решении вопроса исключения ряда казахстанских авиакомпаний из так называемого «серого списка», запрещающего полеты в Европу и др. Немаловажно и то, что председательство Казахстана в Организации исламского сотрудничества (ОИС) и Польши в ЕС создает площадку взаимодействия наших стран для углубления цивилизационного диалога между Востоком и Западом.
Алексей ВОЛКОВ, посол Республики Казахстан в Польше | |
|