| Слабое звено | Прошедший в Брюсселе саммит глав государств и правительств 17 стран Европейского союза внес ясность в решение накопившихся проблем вокруг Греции и ее плачевного финансового положения. Реальная ситуация, складывающаяся в последнее время в стране, на поверку оказалась хуже, чем это представлялось большинству участников мирового финансового рынка. Главы государств и правительств пришли к единой позиции относительно путей и размеров оказываемой помощи обремененной долгами Греции. Похоже, что европейским странам, несмотря на пессимизм их зарубежных партнеров, удалось найти выход из сложившегося положения. Однако принятый план является лишь руководством к действию, а не конечным результатом, на благополучный исход которого надеются как Греция, так и страны Евросоюза.
Бесспорно, 21 июля 2011 года будет вписано в новейшую историю Европы как день объединения стран еврозоны вокруг вопроса по оказанию помощи своему соседу в лице Греции. Напомним, что в 2009 году Греция накопила катастрофически высокие долги перед правительствами других стран, тем самым оказавшись перед лицом крупнейшего финансового кризиса. Весной 2010 года в качестве помощи МВФ и Евросоюз выделили Афинам кредитную линию в размере 110 млрд евро. Взамен руководство Греции обязалось осуществить комплекс мер, направленных на резкое сокращение бюджетных расходов, которые в основном касались вопросов уменьшения зарплаты, повышения пенсионного возраста, сокращения рабочих мест. Вдобавок к этому Афины вынуждены были проводить широкомасштабную программу приватизации. Действия греческого руководства вызвали волну негодования среди граждан страны, как следствие, начиная с 2009 года Греция погрязла в череде нескончаемых акций протеста в виде массовых забастовок, манифестаций и другого. В конце 2009 года в связи с бюджетным кризисом в Греции появились опасения дефолта этой страны, что стало бы тяжелым ударом по всем странам еврозоны. Достаточно отметить, что, по первоначальным оценкам, бюджетный дефицит Греции в конце 2009 года составлял 12,7 процента ВВП. Обращает на себя внимание неоднократный пересмотр статистическим агентством Евросоюза Eurostat данных по дефициту бюджета и уровню госдолга Греции в сторону повышения. Так, дефицит госбюджета с 12,7 вырос до 13,6 процента, а впоследствии достиг 15,4 процента. Кроме того, в сторону повышения был пересмотрен объем греческого госдолга – с 115,1 до 126,8 процента от ВВП (почти 300 млрд евро). Это вызвало большую обеспокоенность Евросоюза. В результате был предпринят комплекс мер, направленный на поддержку греческой экономики. Так, согласно заключенному соглашению между Грецией и Европейским союзом, а также Международным валютным фондом Афины должны были уменьшить дефицит бюджета до 8,1 процента валового внутреннего продукта в 2010 году, до 7,6 процента – в 2011-м и до 6,5 процента в 2012-м. Планировалось, что к 2014 году дефицит греческого бюджета не должен превышать 3 процентов ВВП – максимального показателя по правилам ЕС. Однако многие договоренности так и остались таковыми, а бюджетный дефицит страны в 2010 году составил 10,5 процента ВВП. Кроме этого, долг Греции в 2010 году составил 142,4 процента ВВП. По прогнозам аналитиков, долг в 2011 году превысит 160 процентов и порядка 170 процентов в 2012 году при среднем уровне долга в еврозоне в 96 процентов. В результате страна переживает самый тяжелый экономический кризис с момента своего присоединения к зоне евро в 2001 году. Своей кульминации кризис достиг в 2011 году, когда не только Афинам, но и всем странам Еврозоны стало очевидно критическое состояние экономики, из которого Греция не в состоянии самостоятельно выбраться. А ведь еще несколько лет назад показатель дефицита госфинансов, в два-три раза превышающий лимит, установленный известным миру европейским Пактом стабильности и роста, был не мыслим для большинства членов ЕС. Вместе с тем современная ситуация складывается таким образом, что шаги, предпринимаемые европейскими государствами в направлении заимствований, являются скорее нормой, чем исключением. В настоящее время Греция является «слабым звеном» в еврозоне, а ее фискальные проблемы вызывают опасения возможного дефолта страны, оказывая сильное давление на единую европейскую валюту. Хотя чиновники Европейского союза, выступая ранее с разных трибун, неоднократно пытались успокоить своих европейских соседей, заявляя, что Греции дефолт не грозит, это не стало успокоительным средством для европейских рынков. На фоне разрастающегося кризиса в Греции оптимизм чиновников постепенно стал опускаться до уровня реального состояния дел. Так, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что финансовая ситуация в зоне евро предельно серьезная и без решительных совместных действий членов Союза последствия возможного краха Греции будут ощутимы не только в Европе, но и за ее пределами. Для того чтобы не допустить разрастания ситуации по всей еврозоне европейские страны на экстренном саммите рассмотрели варианты помощи Греции. В рамках встречи, которая длилась восемь часов, участникам удалось согласовать программу помощи Греции, предусматривающую кредит на 109 млрд долларов на три года под 3,5 процента годовых и активное участие частного сектора. Планируется, что порядка 50 млрд долларов выделит частный сектор. Частным инвесторам будет предложено добровольно реструктуризировать задолженность Греции и пойти на серию выкупов греческих бондов. Инвесторам будет предложен выбор из четырех групп бумаг. Три из них будут обеспечены залогом, иметь рейтинг ААА и срок погашения 30 лет, четвертая – на срок 15 лет – будет частично обеспеченной. Некоторые облигации будут продаваться с дисконтом до 20 процентов. Участие частного сектора в греческой экономике будет носить добровольный характер. Предложенный к рассмотрению на саммите вопрос о финансовом налоге, обязывающем частный сектор делать отчисления на принудительной основе, не нашел поддержки у участников встречи. Кроме этого, принимая во внимание критическое состояние других европейских стран (например, Португалии и Ирландии), европейские партнеры решили изменить действующий механизм поддержки. Так, поставлен вопрос о преобразовании Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) в своего рода государственный банк с участием стран Евросоюза, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда. Планируется, что созданному фонду будут даны дополнительные функции, в том числе право на выкуп правительственных облигаций у частных инвесторов. Другими словами, фонд сможет покупать облигации испытывающих трудности кредиторов на вторичном рынке, а также будет уполномочен оказывать помощь банкам напрямую, что особенно актуально после проведенных стресс-тестов, показавших, что 24 из 90 банков еврозоны испытывают трудности. Наконец, фонд откроет кредитные линии для государств, подобные существующим в МВФ, когда деньги выделяются странам, теряющим доверие инвесторов. Ясно, что, собираясь на экстренный саммит, главы государств еврозоны в первую очередь решали вопросы об ограждении своих стран от негативных последствий, связанных с Грецией. Вместе с тем желание укрепить финансовую стабильность еврозоны позволило участникам саммита в оперативном порядке прийти к единому мнению, за которым пристально наблюдали ведущие рейтинговые агентства мира, крупнейшие державы, банки и финансово-промышленные группы, чьи интересы непосредственно сосредоточены в европейских странах.
Андрей КОРОЛЕВ, Брюссель | |
|