| Сумерки Европы | «Долговая история» в государствах Евросоюза (ЕС) уже набила оскомину за последние два-три года и не раз заставляла инвесторов тревожиться. Поводом для очередных тревог стали не аутсайдеры – Греция или Португалия, а лидер «евробизнеса» – Германия. Ее реальные возможности по спасению партнеров из долговой ямы переоценили. И вроде бы все ясно – была Греция, которая испытывала вначале финансовые затруднения, потом столкнулась с кризисом и чуть не дошла до дефолта. Были и ведущие страны еврозоны – Германия и Франция, которые взяли на себя обязательства по оказанию помощи Афинам. Однако сложившаяся ситуация, когда страны ЕС оказали Греции посильную помощь, по истечении определенного времени показала, что проблема осталась. Вместе с тем принятое решение о выделении дополнительных финансовых средств без утверждения радикальных программ действий стало нерезультативным и малоэффективным. В результате отмечаемый с 2008 года в отдельных европейских государствах финансовый кризис стал вовлекать в зону своей орбиты остальные страны Европы. Напомним, три года назад одним из первых государств, попавших под «кризисный каток», оказалась Исландия, которая задолго до Греции столкнулась с перспективой банкротства. Уже тогда власти этой страны заявили, что она может стать банкротом, так как не в состоянии расплатиться с внешними долгами. Исландии потребовались кредиты, которые выдал МВФ. В дальнейшем для спасения экономики правительство Исландии решило девальвировать национальную валюту в 3 раза. Этот случай фактически стал началом европейского финансового кризиса, который, стартовав в одной стране, стал постепенно распространяться на всю территорию Европы. Следующей страной стала Испания, где был отмечен спад на 27 процентов цен на автомобили и на 20 процентов на недвижимость. И это при том, что до 2008 года в стране отмечался строительный бум. Одной из первых стран, столкнувшихся с рецессией, стала Ирландия, далее в рецессию вошла Эстония и другие прибалтийские страны. На фоне европейских стран, ставших жертвами мирового финансового кризиса, в наиболее выгодном положении оказались Франция и Германия. Это стало возможным благодаря трем аспектам. Во-первых, обе страны, сконцентрировавшись на своих внутренних экономических проблемах, в оперативном порядке собственными силами стали их решать. Решение создавшихся проблем посредством своего внутреннего потенциала (финансового, экономического, промышленного, социального и др.) способствовало смягчению негативного воздействия мирового финансового кризиса на экономику страны. Во-вторых, как Франция, так и Германия в период кризиса не оказывали объемной финансовой помощи третьим странам. Это позволило аккумулировать финансовые средства в национальных банках и в кратчайшие сроки направить их на решение своих проблем. В-третьих, правительство обеих стран полностью контролировало расходование выделяемых финансов, что способствовало повышению финансовой дисциплины и рациональному использованию выделяемых субсидий. Как видим, в период кризиса 2008–2009 годов страны выходили из сложившейся ситуации благодаря МВФ и своим внутренним ресурсам. Как следствие, мировой финансовый кризис удалось пережить с минимальными потерями. Вместе с тем уже тогда ведущие международные финансисты предрекали повторение аналогичных финансовых событий в мире. Так, еще в 2008 году тогда еще глава МВФ Доминик Стросс-Кан сделал прогноз, в котором предрек Европе более тяжелое положение, чем оно было во время кризиса: «2008 год был весьма тяжелым для мировой экономики, но мы ни в коей мере не можем надеяться, что ситуация в 2009 году будет лучше. Это касается всего мира, как США, так и Европы. Повсюду МВФ предполагает отрицательные показатели роста». Вторым «звонком», который должны были услышать лидеры европейских стран, стал доклад «Положение и перспективы мировой экономики в 2011 году», подготовленный Комиссией ООН по торговле и развитию (UNCTAD). В документе указывается, что Евросоюзу в 2011 году грозит новая фаза кризиса в виде повторного вхождения в стадию спада. «Главную опасность представляет в первую очередь образовавшийся экономический разрыв между различными странами Евросоюза, – подчеркивается в докладе. – Так, если Германия регистрирует сейчас рост ВВП в 3,4 процента, то Греция, Ирландия, Португалия и Испания оказались на краю обрыва. Эти страны, находящиеся в бюджетном кризисе, рискуют войти в затяжную фазу спада». Но как показали последующие события, история ничему не учит. И это касается большинства европейских стран. Как видим, ситуация с мировым финансовым кризисом в очередной раз решила сыграть с Европой злую шутку. На этот раз первой «ласточкой» в стройных рядах жертв очередной волны кризиса стала Греция. Вместе с тем пикантность ситуации заключается в том, что в европейском кризисе 2010–2011 годов в отличие от предыдущего основную финансовую нагрузку на себя взвалили Франция и Германия, разделившие это бремя с МВФ. Тогда помощь двух стран в 110 млрд евро стала своеобразным финансовым Рубиконом для Греции, в результате чего Афины продолжают удерживаться на плаву, находиться в еврозоне и наравне с Португалией, Испанией и Ирландией проводить реформы. Но вот вопрос, а правильно ли страны рассчитали свои силы и возможности в решении проблем европейских соседей. Ведь могло произойти и так, что, помогая другим, Париж и Берлин не оставили себе достаточно сил для решения своих – национальных вопросов. В штаб-квартире Deutsche Bank утверждают, что операция по спасению греческой экономики, объем помощи которой уже превысил 260 млрд евро, может стать лишь отдельным эпизодом продолжающегося европейского кризиса. При этом положение у Греции продолжает оставаться критическим. Следом за Грецией с финансовыми сложностями уже столкнулись Португалия, Испания, Италия. При этом в ходе видеомоста Москва – Берлин, организованного РИА «Новости», аналитики признали, что если Грецию и Ирландию вытащить из острого кризиса еще можно, то на помощь другим странам денег в Резервном фонде ЕС уже не хватит. Некоторые эксперты считают, что и у Франции экономические сложности не за горами. В свою очередь и Германия, пытаясь вытянуть европейские страны, находится не в столь благоприятной ситуации, как того хотелось бы ее руководству. Общий объем долгов проблемных стран еврозоны – PIGS (Португалия, Ирландия, Греция, Испания), выкупленных банком, сократился за этот период на 70 процентов – до 3,7 млрд евро. Между тем госдолг итальянского правительства превышает 120 процентов ВВП, или почти 1,9 трлн евро. Относительно позиции Германии и Франции в решении финансовых проблем своих европейских соседей нужно учитывать, что, предлагая руку помощи Греции, Германия спасает себя и свою экономику. Кроме этого, своим решением Берлин демонстрирует всем фактическое преодоление кризиса еврозоны. При этом становится очевидно, что Германия приложит все усилия для спасения ЕС. Вместе с тем мало кто рассматривает другой вариант развития событий, когда несколько стран поочередно начнут объявлять о дефолте. А если за Грецией пойдет Ирландия, а за ней Испания и Италия, то можно ожидать от ЕС радикальных изменений, способных поставить под вопрос как само существование Союза, так и перспективы относительно молодого евро.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы | |
|