| Точка над "i" | Смерть легендарного руководителя компании Apple Стива Джобса вылилась в массовое почтение его памяти.В США, Европе, Латинской Америке, Азии и даже на постсоветском пространстве появлялись «уголки и стены» скорби, куда люди приносили цветы, зажженные свечи и символ компании Apple – надкусанное яблоко. Но, главное, поклонники не забывали с собой принести iPhone и iPad, с экранов которых на всех смотрел Стив Джобс. Как говорят наблюдатели, последний раз мир так прощался с королем поп-музыки Майклом Джексоном. Хотя Джобс большую часть жизни провел за рабочим столом, а не на экране телевизора, тем не менее он стал кумиром для молодых людей. Это неудивительно. Будучи пионером в своей индустрии, Джобс вначале показал всем, как выглядит персональный компьютер, а потом – каким должен быть окружающий мир. Сегодня многие признают, что он изменил реальность, а некоторые утверждают, что благодаря ему Земля стала вращаться быстрее.
После того как по информационным лентам пробежало сообщение о смерти основателя компании Apple Стива Джобса, в разных уголках мира, в том числе и виртуальном пространстве, прошли импровизированные акции памяти. Нечто подобное можно было наблюдать в 2009 году, когда трагически скончался король поп-музыки Майкл Джексон. Хотя люди на разных континентах знали о тяжелой болезни экс-руководителя компании Apple Стива Джобса, тем не менее сообщение стало настоящим шоком. Спустя часы глобальная площадка «Твиттер» начала разрываться. Главной темой, генерировавшей терабайты информации и тревожащей умы миллионов людей стала смерть Джобса. Поклонники в разных странах выражали признательность ему за многочисленные iPhone, iPad и еще за массу цифровых устройств, изменивших их обычный уклад жизни. В Европе и США быстро возникли мемориальные уголки, на которых люди зажигали свечи, приносили цветы и оставляли надкушенное яблоко (официальный логотип Apple. – Ред.). Однако главным их отличием все-таки стали смартфоны и «планшетники» с приставкой «i» в назывании. На них своим угрюмым взглядом смотрел Стив Джобс. В состояние траура быстро погрузились страны Азии, чьи экономики последние 10–20 лет бурно развивалась благодаря компании Apple. Даже арабский мир, где до сих пор предпочитают гужевой транспорт стальным коням, тоже испытал психологический стресс. Америку здесь по-прежнему ненавидят, а вот мистер Джобс пользуется авторитетом. При этом никто не обращает внимания на то, что гуру «информационно-цифрового периода» является гражданином США. Таковы реалии глобализации. «Блогеры скорбят по поводу потери величайшего человека, а также выражают благодарность за то, что его уникальные устройства изменили их жизнь», – сообщил в эфире арабский телеканал «Аль-Джазира» с намеком на бурные события в Северной Африке, которые начались с социальных сетей, а закончились сменой власти в странах региона. Пасмурные настроения охватили и постсоветское пространство. Как заметил в «Твиттере» министр информатизации и связи Татарстана Николай Никифоров: «Стив Джобс сделал так, что для миллионов людей Земля стала вращаться чуть быстрее, а люди стали чуть ближе друг к другу». Глава профильного министерства Казахстана Аскар Жумагалиев также оставил на своей виртуальной страничке сообщение – «RIP Steve Jobs», которое вышло в тренды социальных сетей. В чем феномен Стива Джобса? Буквально все комментаторы едины во мнении – он изменил мир. Его смерть многие сравнивают с трагической гибелью Джона Леннона, который был кумиром поколения хиппи. В наш век публику стали покорять не только музыканты, но и бизнесмены, и финансисты. Странное явление, если учитывать, что деньги никогда не были романтичной сферой деятельности. Тем не менее это удалось сделать Стиву Джобсу, Биллу Гейтсу, Ричарду Брэнсону и еще десятку бизнес-лидеров глобального масштаба. Они превратили деньги в инструмент, посредством которого меняли мир, расширяли традиционное мировоззрение и разбивали стереотипы. Ведь, как заметил сам Стив Джобс: «Моя работа – не облегчать жизнь людям. Моя работа – делать их лучше». Благодаря таким людям, как Стив Джобс, в бизнесе стало приживаться понятие «качественные инвестиции». Их суть состоит не столько в получении прибыли, сколько в социальной нагрузке. Деньги, вложенные в конкретный проект, приносят стабильный доход, но главное – они меняют уклад жизни многих людей на разных континентах, их представления. Увы, для этого потребовалась глубокая эволюция капитализма. Он должен был достичь такой стадии, когда деньги перестают быть самоцелью, выступают средством достижения других задач. Как это выглядело на практике, всем наглядно показал экс-глава компании Apple. Стив Джобс не был «акулой капитализма», скорее, он был философом от капитализма. После окончания школы в 1972 году он поступил в колледж Портланда (Орегон), но как и Стивен Спилберг и Билл Гейтс, не закончил обучение. Как сказал в одном из интервью бывший руководитель Apple: «Через шесть месяцев я не видел смысла моего обучения. Я не знал, что я хочу делать в своей жизни, и не понимал, как колледж поможет мне это осознать». Вместо классического образования Джобс занялся поиском смысла жизни и нашел его в далекой Индии, в буддизме. Вернувшись в США с побритой головой и в оранжевом одеянии, Джобс вместе с партнером Стивеном Возняком открывает в Калифорнии компанию Apple Computers. Первым их детищем стал компьютер Apple I, а в 1977 году на прилавках появился Apple II – легенда индустрии. В 1980 году компания Apple проводит IPO, реализовав около 7 процентов своих акций. В первый день торгов их курс вырос на 34 процента, а рыночная стоимость компании составила 1,8 млрд долларов. Большой спрос на акции показал потенциал рынка информационных технологий, который сочетал в себе большие перспективы и не менее большие риски. За время своего существования Apple всегда предлагала потребителям принципиально новый продукт. В 1984 году она представила первый в мире компьютер с графическим интерфейсом операционной системы Macintosh, а в 1998-м выпустила моноблочный компьютер iMac, который стал узнаваемой продукцией на рынке. Джобс быстро оценил потенциал цифрового звука, и в 2001 году люди услышали звучание МР3-плейера – iPod. В 2007 году Apple анонсировала смартфон iPhone, ставший иконой современного человека. В 2011 году компания начала продажи интернет-планшета iPad. О том, что мир изменился не без участия Джобса, говорит тот факт, что его поклонники в разных уголках мира договорились в социальных сетях отметить 14 октября как день Стива Джобса. Ожидается, что в этот день на прилавках магазинов появится новый IPhone – 4s. Его презентация состоялась в США за несколько часов до смерти легендарного бизнесмена. Это было первое изделие Apple, анонс которого прошел без участия Джобса. «Мы восхищаемся его работой и очень ценим то, что Стив Джобс принес в мир. Давайте воздадим ему память и назначим 14 октября днем Стива Джобса. Пусть в этот день поклонники Apple по всему миру будут надевать синие джинсы, черную водолазку под горло и кроссовки, в которых Стив Джобс любил появляться на публике», – написали поклонники на мемориальной доске в Глобальной сети. Правда, сам Стив Джобс не придавал большого значения одежде, из-за чего регулярно попадал в рейтинг безвкусно одевающихся людей. Он больше предпочитал «Думать иначе!». Данный слоган, как известно, стал визитной карточкой компании Apple. В принципе, не суть важно, о чем идет речь, о личной жизни, о бизнесе или о большой политике, важно избегать шаблонов – «Думать иначе!». Такая жизненная позиция, наверное, самый лучший способ выразить благодарность экс-главе компании Apple. «Наше время ограничено, не надо тратить его, чтобы прожить чужую жизнь. Не угодите в ловушку устоявшихся взглядов – это значит жить, используя мысли других людей. Не позволяйте, чтобы чужие мнения, какими бы громкими они ни были, заглушали ваш внутренний голос. И самое важное, имейте храбрость следовать вашему сердцу и интуиции. Они уже знают, кем вы хотите стать. Все остальное второстепенно», – отметил в одном из интервью Стив Джобс.
Марат МАМАЕВ, Алматы
| |
|