| ЧП районного масштаба | Округ Джефферсон штата Алабама, являющийся самым густонаселенным в США, объявил о своем банкротстве. Законодатели крупнейшего округа заявили о его финансовой несостоятельности. На повестке дня – самое крупное муниципальное банкротство в истории США. Однако сложившаяся ситуация уже не в диковинку федеральным властям, которые все чаще сталкиваются с дефолтом отечественных муниципальных образований.К тревожным сводкам новостей о росте безработицы в Европе и активной деятельности стран–членов ЕС по спасению еврозоны добавилась еще одна, которая стала неожиданностью для многих. Так, рассматривая Европейский союз как основной остров нестабильности, мировая общественность не заметила появления еще одного места, где экономические вопросы стали определяющими в поддержании социально-экономической стабильности. В данном случае речь идет о США, где Джефферсон (Jefferson County), являющийся одним из крупнейших округов штата Алабама, признал себя банкротом. Такое решение было обусловлено неспособностью жителей округа, население которого составляет 660 тыс. человек, заплатить по кредитам. Известно, что округ задолжал кредиторам, среди которых львиную долю составляют банки и финансовые корпорации с Уолл-стрит, беспрецедентную для США сумму – 4,1 млрд долларов. Комиссия по урегулированию задолженности и кредиторы Джефферсона так и не смогли выполнить предварительное соглашение о погашении долгов, достигнутое в сентябре 2011 года. При этом властям Джефферсона не хватило всего 140 млн долларов для погашения задолженности. Долг округа является одним из крупнейших муниципальных долгов в истории США. Серьезные финансовые проблемы у округа возникли еще в 2008 году, когда началось строительство системы очистных сооружений, из-за которого долг составил 3,14 млрд из 4,1 млрд долларов общего долга округа, фигурирующего в деле о банкротстве. Власти округа договорились с двумя кредиторами, в том числе с JPMorgan Chase, о реструктуризации долга в сентябре 2011 года. Согласно договоренностям, власти округа согласились вернуть кредиторам 2,05 млрд долларов, однако позже кредиторы потребовали вернуть 2,19 млрд, в результате сделка была сорвана. Ранее округ не смог расплатиться по нескольким выпускам облигаций, однако все же надеялся достичь компромисса с кредиторами по вопросу рефинансирования образовавшегося долга. По действующему американскому законодательству объявление муниципального образования банкротом обеспечивает ему защиту от требований кредиторов о погашении задолженности. Отметим, что это не первое муниципальное банкротство в США за текущий год. В октябре 2011 года о своем банкротстве объявила столица штата Пенсильвания город Гаррисберг (Harrisburg), чьи власти оказались не в состоянии выплатить долг в размере около 450 млн долларов, что в четыре раза превышает годовой бюджет самого города. В результате власти города были вынуждены признать дефолт и обратиться за поддержкой к федеральному правительству. Как и в случае с округом Джефферсон штата Алабама, кредиторы Гаррисберга в основном представлены корпорациями с Уолл-стрит. Дефолт стал возможен благодаря мусоросжигательному заводу, который в 2003 году был закрыт по настоянию федерального правительства, так как уровень выброса канцерогенных веществ превышал допустимые нормы, а в 2008 году был реконструирован и введен в эксплуатацию. Однако прибыль от него оказалась значительно ниже запланированной. В результате накопившийся долг стал головной болью муниципальных властей и причиной банкротства. Но и этот случай не стал единичным в череде дефолтов округов американских штатов. Так, еще у многих на слуху дефолт города Валлейо (Vallejo-City) штата Калифорния с населением 115 тыс. человек, о муниципальном банкротстве которого с долгом в 100 млн долларов было объявлено в кризисном 2008 году. По словам члена городского совета Стефани Гомес: «Мы тратили больше, чем зарабатывали, двадцать лет, пришло время платить по счетам». Добавим, что этому банкротству предшествовал дефолт другого калифорнийского округа Ориндж (Orange County), произошедший в 1994 году. Население Оринджа составляет 2,4 млн человек, а сам он является третьим по плотности населения из всех округов США. Однако Джефферсон штата Алабама побил рекорд округа Ориндж штата Калифорния, который заявил о банкротстве из-за долгов в 2 млрд долларов. Поэтому дефолт Джефферсона на сегодня является самым крупным банкротством административно-территориальной единицы в США за всю историю страны. В соответствии с законами США любая административная единица, объявившая себя банкротом, мгновенно освобождается от долгового бремени. Вместе с тем процедура муниципального банкротства является дорогостоящим процессом и не обязательно приводит к улучшению финансовой ситуации. К примеру, Валлейо после объявления о банкротстве тем не менее был вынужден пойти на серьезное сокращение штата муниципальных служащих – в первую очередь полицейских и пожарных. По сообщению BBC News, еще в 2010 году многие финансовые аналитики предрекали волну банкротств американских муниципалитетов в связи с кризисом, однако до сих пор немногие города решились на такой шаг. Однако стоит отметить, что не только административные единицы подвержены кризису. Во многих случаях и сами кредиторы становятся жертвами непродуманной финансовой деятельности. Так, за прошедший финансовый год число банкротств в Америке возросло на 14 процентов, составив за период с 1 октября 2009 по 1 октября 2010 года 1 596 355 случаев. При этом большая их часть носит имущественно-личный характер и не имеет отношения к бизнесу. Отметим, что число американцев, не сумевших рассчитаться с кредиторами, увеличилось на 14,4 процента и достигло 1 млн 538 тыс. человек. Не остались в стороне и коммерческие структуры, и крупные компании, среди которых число заявителей о своей финансовой несостоятельности за прошедший финансовый год составило 58 322. Согласно статистике Федеральной корпорации по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation; FDIC), в 2010 году в США потерпели крах 143 банка. Всего же за 2009–2010 годы в США разорилось около трех сотен банков. И данный процесс, похоже, носит регулярный характер. Так, в сентябре 2010 года, по сообщению Market Leader (США), в связи с невозможностью возврата взятых ими ссуд властями были объявлены банкротами шесть американских банков (три банка в штате Джорджия, а также по одному банку в штатах Нью-Джерси, Огайо и Висконсин), чье банкротство обошлось федеральному фонду FDIC в 347,6 млн долларов. А уже в октябре федеральные власти взяли на себя управление сразу четырьмя банками в штатах Мэриленд, Вашингтон и Калифорния. Их суммарные активы составили около 900 млн долларов. В результате роста числа банковских крахов выплаты из фонда страхования вкладов составили в 2009 году 36 млрд долларов, а за 10 месяцев 2010 года – 21 млрд долларов. Отметим, что FDIC страхует депозиты 7830 банков США на общую сумму 13,2 трлн долларов. Однако постоянно растущее число банкротств американских банков опустошило федеральный бюджет на несколько миллиардов долларов, а сам федеральный фонд страхования депозитов с 2009 года находится в так называемой «красной зоне», когда количество выплат вкладчикам разорившихся банков превышает поступление по страхованию от ныне действующих американских финансовых институтов. По прогнозам FDIC, серия банкротств американских банков на этом не остановится и общая сумма выплат с 2010 по 2014 год может составить около 60 млрд долларов. Как видим, тучные дни бывают не только в республиках СНГ, но и захватывают благополучные страны ЕС, не гнушаясь также внешне недосягаемых США. В этом плане Вашингтон, равно как и все его структурные подразделения, действующие в финансово-экономической сфере, не смогли избежать процессов, происходящих во всем мире. К тому же, наблюдая за процессом банкротств, который в последние годы приобретает в США эффект «снежного кома», можно уже говорить не о временном «осложнении ситуации», а о системном кризисе, который охватил всю страну. При этом руководство Белого дома в порыве наведения мирового порядка в соответствии со своими национальными интересами оставило «за бортом» не только муниципальные власти, но и своих граждан, вынужденных разбираться со своими проблемами один на один.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы | |
|