| Прожить на колесах | Всегда есть выбор, как говорил Морфеус в легендарном блокбастере «Матрица». Возьмешь синюю пилюлю…Не стоит об этом говорить ради того, чтобы почувствовать себя человеком третьего тысячелетия. Вовсе не обязательно садиться в бесшумную летающую тарелку или в реактивный корабль в поисках подземного Зеона. Достаточно воспользоваться древним изобретением человечества на двух колесах. Да-да, речь идет о велосипеде. Вот только одной лишь техники в данном случае недостаточно, необходимы еще и подходящие условия… В полной мере ощутить преимущества этого транспорта третьего тысячелетия можно в одной из европейских велостолиц – Страсбурге. Там «двухколесных» уж точно не заставят глотать пыль из-под колес громадного трейлера и шарахаться в сторону на скоростных автомобильных трассах… Большинство наших соотечественников, как и корреспондент «Литера», прибывают в Страсбург через воздушные ворота неофициальной столицы Евросоюза. Здесь мало что напоминает о кипящей веложизни города. Но стоит только подойти поближе к железнодорожному вокзалу или просто ступить на обычную страсбургскую улицу… «Да, я езжу на велосипеде. Причем и зимой, и летом!» – признается «Литеру» девушка с совершенно нехарактерной для здешних мест внешностью. Хотя для объединенной мультикультурной Европы слова казахстанки Фирузы Байнажановой не являются чем-то удивительным. Она говорит, что велосипед – это отличное средство передвижения, не более того. Верим ей на слово еще и потому, что большинство велосипедов в Страсбурге по алматинским, например, меркам «так себе»: местами ржавые и не слишком современные. На просторах бывшего СНГ практически повсеместно велосипед до сих пор считается почти исключительно спортивным снарядом. Он должен быть ухожен, за ним очень часто присматривают, как за любимой машиной. Люди, которые осмеливаются использовать велосипед для прогулок или поездок на работу, вызывают неподдельное уважение: ведь любой двухколесный вояж становится гонкой на выживание… Велосипедистов, кажется, стремятся задавить все, кому не лень, и причина этому не только сложившийся менталитет «у кого машина больше, тот и круче», но и полное отсутствие условий для поездок на этом экологически чистом виде транспорта. Ни в России, ни в Казахстане, ни в Украине, к примеру, вы не увидите разветвленных велосипедных дорожек и разметок для велосипедистов в больших городах. Если где-то они и есть, то всерьез их никто не воспринимает. В столице Украины, на территории которой находится географический центр Европы, например, велосипедных дорожек всего-то тридцать километров, и большинство из них воспринимается автомобилистами как стоянки. Что уж говорить о дорожных знаках для велосипедистов и о специальных отделенных от автомобильной трассы дорожках. «Нет, здесь все не так, конечно. В бывшем Союзе я бы на велосипеде никогда не решилась бы проехать на работу свои три километра, а в Страсбурге это просто выгодно, полезно и безопасно», – делится своими впечатлениями Фируза. Правда, она также не скрывает, что ее заработка в 1500 евро в небольшом отеле на ресепшене явно не хватает для покупки машины. Скорее даже не столько покупки, сколько заправки «четырехколесного друга» бензином по 1,6 евро за литр. В местном страсбургском велоклубе, который амбициозно называется «Экстрим», с удивлением воспринимают вопрос о том, что побудило Европу и европейские столицы активно развивать велосипедное движение. «Амстердам, Берлин, Брюссель, Копенгаген, Париж, Лондон, Вена и, конечно же, Страсбург сегодня соревнуются за право называться велосипедной столицей Европы. К примеру, в Берлине насчитывается около двух тысяч велосипедов, сдаваемых напрокат. Лидирует в «велогонке» Париж: во французской столице действуют более тысячи двухсот (!) пунктов проката, а количество машин поражает воображение: в аренду можно взять один из порядка 20 тысяч велосипедов! Но мы-то центр Европы! Хо-хо!» – весело говорит парень, на- звавшийся Гийомом. Он искренне не понимает, как могут жить большие города без напряженного велотрафика. Даже такие, как Вена, где, по словам Гийома, не очень развита дорожная велосеть, предлагают ежедневно в аренду примерно тысячу современных велосипедов. Их можно взять напрокат на одной из 60 круглосуточных велосипедных станций в городе. В Лондоне работают ни много ни мало 315 арендных пунктов, сдающих внаем больше 5 тысяч велосипедов. Однако велосипедной столицей Европы по-прежнему является Амстердам. 38% всех поездок по городу осуществляется именно на велосипедах. Но одно дело – количество двухколесных машин, и совсем другое – качество передвижения на них. И дело даже не в том, что в европейских городах, а они, как правило, очень древние, в старой части города автомобильное движение запрещено, поэтому единственный способ передвижения – велосипед. Просто здесь такой стиль жизни. Страсбург – это столица Эльзаса и неофициальная столица всей Европы, поскольку именно в этом французском городке проходят заседания Европарламента, Совета Европы. Также здесь есть Дворец Европы и Страсбургский университет, который по значимости стоит сразу после Сорбонны. Наряду с Венецией и Прагой относительно небольшой Страсбург признан специалистами ЮНЕСКО частичкой мирового культурного наследия. Использование велосипедов в повседневной жизни чиновниками и евродепутатами является хорошим тоном и демонстрацией равных возможностей для всех. Поэтому ни казахстанская девушка Фируза, ни француз Гийом не будут чувствовать себя не в своей тарелке, обгоняя на велосипеде какого-нибудь депутата. Да и статистика – вещь упрямая – не даст возродиться таким низменным совковым чувствам. По некоторым подсчетам, в Страсбурге с населением почти в 300 тысяч человек насчитывается более 18000 велосипедов, и их количество постоянно растет. Как факт: корреспондент «Литера» пыталась найти хотя бы одну улицу без велодорожки и не смогла. Что удивляет и все-таки примиряет французов с суровой совковой действительностью, так это то, что по велодорожкам иногда ходят люди, а сами велосипедисты иногда гоняют и на красный свет, так что впору было бы их и штрафануть. «Не может быть!» – хитро улыбаясь, в один голос говорят Фируза и Гийом. Правда, объясняют, что если это и происходит, то не специально, а потому, что французы привыкли к свободе в действиях. Для тех, кто умеет и любит ездить на велосипеде, это рай, так как велосипедные дорожки здесь есть повсюду, так же, как и велопрокатные фирмы. Передвижение по городу на двух колесах значительно легче, чем пешком, зависимость от городского транспорта минимальная – разве что придется пропустить автобус на перекрестке... Хотя местные трамваи, двигающиеся совершенно бесшумно, стоят того, чтобы на них прокатиться. Жители города на выходные любят выезжать на природу, в горы. А за покупками ездят за границу. Благо что она тут недалеко – всего в десяти минутах езды находится немецкий город-спутник Кель. Считается, что цены в Германии ниже французских. Европейцам, привыкшим к уважительному отношению к велосипедистам, порой приходится тяжело на просторах бывшего СНГ. Недавно всю «прелесть» такого путешествия ощутил голландец Марсель Нейман, путешествующий на необычном «лежачем велосипеде». В сентябре 2011 года в Казахстане путешественник вылетел в кювет с автотрассы Уральск – Актобе между селами Алгабас и Жымпиты. В течение нескольких лет Марсель во время своего летнего отпуска преодолевал намеченный маршрут – из Голландии через Европу в Россию и затем в Казахстан. Позади были уже четыре отрезка пути по полторы тысячи километров каждый… Ситуацию с ДТП спровоцировал автомобиль, проезжавший мимо: он бесцеремонно «подрезал» голландца. Машина скрылась с места происшествия, как это обычно и бывает в наших реалиях, владельца иномарки безуспешно искали полицейские. Через полчаса после случившегося велосипедиста доставили в центральную районную больницу Жымпиты, позже пациента транспортировали в Уральск, где Марселю Нейману прооперировали разбитую ключицу. Вскоре после этого он вернулся на родину. «Во время всего путешествия все участники дорожного движения относились ко мне очень здорово – водители сигналили мне и всячески приветствовали… Кстати, дороги в Украине вовсе не так плохи, как мне рассказывали. В Болгарии, к примеру, намного хуже». Несмотря ни на что, Марсель Нейман планирует после выздоровления продолжить свое путешествие – казахстанский отрезок пути остался незавершенным. «Это хобби, это моя мечта… Я вижу, насколько велик мир, и мне нравится чувствовать это своими ногами», – говорит он.
Наталья ГОНЧАРОВА, фото автора, Киев – Страсбург | |
|