| Гибель среди айсбергов | Незаметно минуло сто лет с того момента, как в холодных водах Атлантического океана утонул «Титаник».Роскошный лайнер, как отмечали его создатели, был непотопляемым. Но по иронии судьбы он ушел на дно во время первого рейса. За это время выдвигалось множество версий, почему это произошло, но очевидно одно – человеческий фактор, беспечность и самоуверенность сыграли свою роковую роль. Главные события начались незадолго до 100-летия гибели одного из самых крупных по меркам своего времени океанских лайнеров. Еще в марте в Белфасте (Англия), на верфях которого построили корабль, открыли одноименный музей «Титаник», где были собраны уникальные предметы, поднятые со дна Атлантического океана, а также огромная коллекция 3D-проекций. А на этой неделе, 10 апреля, память жертв катастрофы почтили в городе Саутгемптон, откуда в свой первый и последний рейс отправился «Титаник». В этот же день из Саутгемптона в исторический тур с пассажирами на борту вышел лайнер «Балморал», который в ночь с 14 на 15 апреля окажется на месте, где сто лет назад развернулась «трагедия века». «Для большинства пассажиров крайне важен сам момент, когда они в тот же час, в ту же секунду, ровно через сто лет окажутся на том самом месте, где произошло столкновение «Титаника» с айсбергом», – сообщили организаторы круиза. Интерес к «Титанику» связан с легендами и мифами о кораблекрушении. Не последнюю роль в этом сыграл Голливуд, который за истекшие сто лет выпустил в прокат несколько кинолент – от немых черно-белых фильмов, до 3D-версии трагедии от Джеймса Кэмерона, которая вышла в прокат в канун круглой даты. Особую интригу трагедии придавало то, что «Титаник» имел водонепроницаемые перегородки, позволявшие сохранять плавучесть даже в случае пробоины. «Даже если Господь Бог захочет потопить корабль, у него это не получится», – шутили члены команды. Но судьба распорядилась иначе, «Титаник» ушел на дно во время первого рейса. Сегодня существует много объяснений произошедшей трагедии. Но все они сводятся к стечению неблагоприятных факторов и непрофессионализму команды, которая неверно оценила ситуацию в «ледовой зоне». По мнению большинства специалистов, «Титаник» погубил человеческий фактор – беспечность и самоуверенность.
Эпоха гигантомании
Феномен «Титаника» заключается не в причинах его гибели, хотя и это обстоятельство повлияло на внимание к нему. Трагедия стала знаковой для ХХ века ввиду социального значения. Прежде всего, жертвами «Титаника» стало сразу 1504 человека, что составляло 68,1 процента от общей численности людей, находившихся на его борту. Это первый случай, когда в результате одного кораблекрушения гибло столько людей. «Титаник» был самым крупным судн ом на момент постройки, и это не случайно. Сегодня, в эпоху глобализации, в мире путешествует порядка 214 млн человек. Этот процесс стартовал чуть более 100 лет назад. В период с 1910 по 1914 год Европу, которая на тот период выступала демографическим донором, покинули 12 млн человек. Три четверти из них отправились искать счастья в Соединенных Штатах, остальные – в Австралию и Новую Зеландию. На миграционную волну быстро откликнулись судоходные компании, совершавшие рейсы через Атлантику. Например, «Уайт Стар Лайн», по чьему заказу построили «Титаник» на верфях Белфаста. Большой пассажиропоток предъявлял новые требования к кораблям, прежде всего к водоизмещению и посадочным местам. Так, «Титаник» за один рейс мог перевозить за океан до 2558 человек. А во время трагического пересечения Атлантики на его борту находилось 2208 пассажиров. В таком случае грубая ошибка в море чревата большими человеческими жертвами. Очевидно, что «Титаник» стал предвестником новой эпохи, которая в наши дни размывает государственные границы и способствует культурному взаимопроникновению народов. Однако разница между XXI веком и началом ХХ столетия все-таки существовала. По словам исследователя лондонского Кингс-колледжа Ричарда Хоуэллса, сто лет назад существовало предписание доставлять мигрантов в изолированных каютах. «Американский закон об иммиграции предписывал, что иммигранты должны были находиться отдельно от других пассажиров, чтобы перед прибытием в Манхеттен «Титаник» мог остановиться на острове Эллис, где все иммигранты должны были пройти медицинский осмотр и выполнить другие формальности», – говорит Хоуэллс. В наши дни не принято разделять мигрантов и тем более изолировать и запирать их в каютах. По мнению исследователя, эта дискриминационная норма сыграла роковую роль в одной из крупнейших катастроф прошлого столетия. Но заметим, что американское законодательство не предписывало команде держать людей взаперти во время кораблекрушения.
Олигополис
...«Титаник» представлял собой самый роскошный лайнер своего времени. «Титаник», конечно, похож на «Олимпик» (однотипное судно. – Ред.), только на нем куда более все тщательно было предусмотрено. Возьмите, к примеру, обеденный салон. На «Олимпике» нет ковра, а какой был на «Титанике»! В нем утопали по колено. А мебель, она была такая массивная, такая тяжелая, что не сдвинуть с места», – описывал внутреннее убранство судовой пекарь Чарлз Бэрджесс. Океанский лайнер строился для богатых пассажиров, и если оценить состояние респектабельных пассажиров, то оно достигало порядка 250 млн долларов. Но там, где есть блеск, найдется место для нищеты. В этом смысле «Титаник» стал показателем ужасного социального расслоения в обществе. Каюты корабля делились на три класса: для богатых, для нарождающегося среднего класса и бедных мигрантов. Больше всего жертв оказалось среди пассажиров третьего класса и команды. Причину удалось установить в 80-х годах ХХ века, когда глубоководные аппараты исследовали корпус «Титаника». Тогда выяснилась самая ужасная тайна, которую с собой на дно унес лайнер. Двери кают 3-го класса, которые вели на верхнюю палубу, были заперты на замок. Поэтому у бедных людей, плывших за американской мечтой, не было шанса на спасение. Как такое могло случиться, спросит современник. Все дело в обществе начала ХХ века, где уровень неравенства носил неконтролируемый характер. Более того, огромная пропасть между богатыми и бедными считалась вполне нормальным и допустимым явлением, несмотря на то что расслоение было критическим. Об этом говорит тот факт, что начало ХХ века ознаменовалось не только кораблекрушением «Титаника», но и революциями в ряде стран. Последний аспект в научных кругах привел к зарождению элитаризма. Один из пионеров этого направления – испанский философ Ортега-и-Гассет так и назвал свою работу: «Восстание масс». Элитаристы, или отцы-основатели современной элитологии, Гаэтано Моска, Вильфредо Парето и Роберт Михельс обосновывали политическое и экономическое неравенство, оправдывали существование правящего класса в обществе. «История – это кладбище аристократий», – писал Парето, но на дно Атлантики ушел в основном плебс «Титаника» – 3-й класс. Конечно, с аргументами элитаристов трудно спорить. Но вместе с тем, придавая анафеме революции и пытаясь защитить права аристократии, они не осознали, что массовые брожения в обществе как раз стали продуктом сильного социального расслоения людей, прежде всего по материальному признаку. А главное, следствием отсутствия в обществе массового среднего класса, который способен развести по углам «социального ринга» бедных и богатых. Кстати, это обстоятельство прекрасно иллюстрирует «Титаник». На его борту в момент катастрофы находилось 329 пассажиров 1-го класса, 710 лиц из 3-го класса. А второй класс, который можно приравнять к современному среднему классу, в своих рядах насчитывал 272 пассажира, т.е. меньше в 1,2 раза, чем богатых путешественников. Еще больше разница между вторым и третьим классом, она составляет 2,1 раза. При этом число погибших оказалось обратно пропорционально социальному классу. Так, среди пассажиров первого класса жертвами стали 39,5 процента, среди второго – 56,2, но наиболее ощутимые потери наблюдались в третьем классе. Здесь процент погибших доходит до 75,5 процента. Хотя рассказы очевидцев указывают на джентльменское поведение в момент катастрофы (случаи, когда места в лодках уступались женщинам. – Ред.), тем не менее это касается представителей первого и второго класса «Титаника». Тех, кто был на верхней палубе. В то время как о пассажирах третьего класса нам нечего сказать, поскольку они были заперты в трюме корабля. Общество начала прошлого века не видело в критическом социальном расслоении аномалии, а сам этот процесс носил стихийный характер. Только спустя десятилетия правительства стали брать процесс неравенства под свой контроль, с тем, чтобы избежать революционных брожений и социальных катаклизмов. Если бы «Титаник» затонул в наши дни, то вся команда предстала бы перед судом за преступление против человечности. Но, с другой стороны, так ли сильно изменился наш мир с того момента, как на океанском лайнере не удосужились открыть путь к спасению для граждан «третьего сорта»? Далеко за примером не надо идти, в 2008 году глобальная экономика столкнулась с айсбергом «финансового кризиса». И кого же на этот раз спасали?
Жизнь берет свое
У разыгравшейся сто лет назад в Атлантическом океане трагедии есть еще одна удивительная и жизнеутверждающая история. «Титаник» оказался поделен не только по социальному признаку, но и по гендерному. На его борту царили викторианские настроения британского общества прошлого века. Семейные пары располагались в каютах, находившихся посередине корабля, а холостых разместили по разным сторонам «Титаника». Одиноких мужчин поселили в носовой части корабля, а женщин – в кормовой, которая последней ушла на дно. «Особая сумятица началась в третьем классе, – писал Уолтер Лорд, автор известной документально-исторической книги «Последняя ночь», – где строгие ревнители нравов из пароходной компании «Уайт Стар Лайн» отделили одиноких мужчин от незамужних женщин, поселив их в противоположных концах «Титаника», и теперь многие холостяки спешили к корме на женскую половину». Хотя на огромном корабле практиковалась «гендерная сегрегация», тем не менее жизнь брала свое. Во время плавания, несмотря на все старания владельцев «Титаника», пассажиры знакомились и общались, влюблялись и радовались. А когда судно пошло на дно, они спасали друг друга, мужчины с носовой части «Титаника» спешили в кормовую часть. Сегодня любопытно узнать, что даже в такие трагические моменты, когда смерть дышит людям в лицо, находится место человеческим чувствам. Жизнь продолжала бороться за то, что ей по праву принадлежало. Известно, что в ходе кораблекрушения выжило только 20 процентов взрослых мужчин – 323 человека и 75 процентов взрослых женщин (331 человек). Говоря о самой знаковой трагедии ХХ века, очевидно одно, «Титаник» был весь создан из «перегородок», как в прямом, так и в переносном смысле. Но это не помогло ни самому кораблю, ни его пассажирам.
Марат МАМАЕВ, Алматы | |
|