| Московская премьера | Текущая рабочая неделя для России началась, как и положено, с представления нового правительства. Как и ожидалось, пост премьер-министра достался Дмитрию Медведеву, который уже огласил основной состав нового российского правительства, а вчера повел первое заседание кабинета министров. Встреча в верхах обозначила чувствительные зоны для России, а распределение министерских постов позволило говорить о дополнительных политических функциях кабмина. Первое заседание оказалось коротким. Оно продлилось всего 20 минут, в течение которых Медведев успел обозначить новый курс и огласил основные направления работы своих подчиненных. Как выяснилось, министрам предстоит решать вопросы демографии, сдерживать расходы бюджета, повысить зарплату отдельным категориям работников социальной сферы, стимулировать деловую активность, реформировать госаппарат, провести приватизацию национальных компаний и реализовать механизмы «открытого правительства». Но, как подчеркнул Медведев, этими задачами работа правительства не ограничится. «Но эти вопросы, которые я обозначил, по ним действительно будет считываться новый курс правительства. Я хотел бы, чтобы все присутствующие уделяли этому приоритетное внимание», – отметил премьер-министр. В общем и целом семь обозначенных направлений носят чувствительный характер для России. Особенно острый характер носит демография, которая в перспективе будет оказывать давление на экономику. Поэтому если сегодня не принять решительных мер, то в будущем ситуация только усугубится. Как отметила в апреле уже бывший министр экономразвития Эльвира Набиуллина: «По нашим оценкам, к 2030 году трудоспособное население России сократится на 12 процентов». Даже такие цифры носят щадящий характер по сравнению с прогнозом ООН, предрекающим сокращение населения России к 2050 году до 70 млн человек. Поэтому очевидно, что уже сегодня необходимо принимать радикальные решения в социальной сфере, чтобы завтра не столкнуться с кризисом. Выход из ситуации пока видится в стимулировании среди населения рождаемости. Но если этого не удастся добиться, то не исключено, что России придется реформировать рынок труда за счет повышения производительности труда, а также использования новых технологий в производстве, которые снизят потребность экономики в больших трудовых ресурсах. Стоит отметить, что аналогичный процесс наблюдался в свое время в Японии, где власти столкнулись с нехваткой рабочей силы. В данной сфере трудно ждать быстрых решений, поэтому правительство Дмитрия Медведева может только «залить» фундамент под стратегию преодоления демографического кризиса в стране. Проблема повышения зарплаты носит актуальный характер для экономики страны. Она должна решать проблемы социальной справедливости, с другой стороны – не душить бизнес, не сдерживать рост ВВП. Поэтому становится понятно, что это филигранная работа, которая требует учета разных аспектов. Тем более что экономика России сегодня не так быстро растет, как это было в эпоху «сырьевого бума». Более того, страна плетется в хвосте быстрорастущих рынков планеты, входящих в группу стран БРИК. И сегодня для России не менее важно сократить разрыв с быстроразвивающимися экономиками мира. А достичь задачи максимум можно посредством стимулирования труда и капитала в стране. Медведев, до того как стать президентом, курировал социальную сферу. И здесь он чувствует себя как рыба в воде. Вместе с тем социальный блок кабмина провоцирует рост расходов бюджета, что является для России чувствительной сферой. Финансовая система сохранит стабильность при условии, что цена на нефть на мировых рынках не опустится ниже 100 долларов за баррель. Для Казахстана критический характер носит цена ниже 80 долларов. Будучи еще президентом, Медведев спровоцировал правительственный кризис, отправив в отставку бывшего министра финансов Алексея Кудрина. Его в деловых кругах России рассматривали в качестве «ночного дозора» госказны. Поэтому сегодня остается констатировать: другого «сторожа» в финансовом блоке правительства пока не видно. И это является минусом для нового правительства. Злободневная проблема, за которую взялось новое правительство – это реформы в госсекторе экономики России. Для всех очевидно, что потенциал национальных компаний большой, но он не реализуется в полном объеме. Проблема «зарыта» как в компаниях, так и в той неконкурентной среде, в которой они работают. К слову, аналогичную задачу решает и реформа госаппарата. Эксперты не устают повторять о том, что в посткризисный период востребовано эффективное государство. Но, увы, дальше разговоров дела не идут. Для России, как и для нас, остается актуальной задача сохранения и улучшения человеческого капитала. И здесь все зависит от системы образования, где сольную партию предстоит исполнить новому министру образования Дмитрию Ливанову. Пока отношение к нему неоднозначное. Но известно, что он оправдывает название своего бывшего вуза – Московского института стали и сплавов. По оценке экспертов, Ливанов решает проблемы жестко и радикально. И не исключено, что только такой подход позволит встряхнуть систему образования в России и в целом подготовки кадров для экономики XXI века. В конце концов в условиях глобализации главный фронт развернется за знания, и здесь, как на жестокой войне, не принято брать пленных и принимать половинчатые меры. Состав нового правительства также указывает на то, что в России сохранится тандем Путин – Медведев. На это указывают кадровые ротации между правительством и администрацией президента. Оба политика используют общий «управленческий резерв». Люди, которые не вошли в новый состав кабмина, оказались в окружении главы государства Владимира Путина, а еще раньше наблюдался отток чиновников из «президентской палаты» в «правительственный двор». Кроме того, саму идею «открытого правительства» эксперты России рассматривают в качестве способа навести политические мосты между протестным электоратом, который резко активизировался после выборов в Госдуму в конце прошлого года, и президентом Путиным. «Нам нужно обеспечить регулярные обсуждения проектов решений правительства в рамках экспертного совета, который мы в ближайшее время сформируем, а также общественных советов, которые должны быть у каждого министра, который сидит за этим столом», – отметил Медведев. Подобная точка зрения не лишена смысла, если брать во внимание вице-премьера Владислава Суркова. Бывший идеолог Кремля не вписывается в контуры правительства, так как этот орган решает сугубо технические вопросы, а не занимается политической сферой. На себя внимание обращает и вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец. Прежде она работала в компании «Норильский никель», которую контролирует Михаил Прохоров, один из кандидатов и оппонентов президентской гонки 2012 года. Очевидно, что состав нового правительства стремится если не консолидировать, то сбалансировать деловую и политическую часть элиты страны. Подобный шаг обещает укрепить политическую стабильность. Но остается открытым вопрос: будут ли правильно поняты в обществе посланные из Кремля сигналы? Скорее всего, здесь большую роль сыграет не распределение министерских кресел, а конкретные решения и действия нового правительства. В том числе по обозначенным Медведевым актуальным направлениям развития страны.
Марат МАМАЕВ, Алматы | |
|