12-07-2012
| | Быстрая дорога в дюнах | Озеро Иссык-Куль по-прежнему является одним из любимейших мест отдыха алматинцев да и всех казахстанцев.Но между тем в последнее время имидж курорта подвергается серьезным испытаниям. Сначала революция 2010 года, затем участившиеся нападения на казахстанских туристов порядком отвратили казахстанцев от некогда любимого места отдыха. Сейчас же программой USAID по местному развитию и властями Киргизии решено устранить осадок, оставшийся от инцидентов прошлых лет. Первым решением, осуществленным властями Кыргызстана в этом направлении, стал ввод в эксплуатацию международного аэропорта Иссык-Куль, располагающегося в поселке Тамчи. На первом рейсе на самолете ЯК-42 (ранее курсировали лишь АН-24) осуществили полет первые туристы, которые успели приобрести билеты по сниженным ценам через разного рода скидочные интернет-ресурсы. Другим, кому повезло меньше, придется выложить 250 долларов за рейс по маршруту Алматы – Тамчи – Алматы. Получасовой перелет через красивые горные хребты Заилийского Алатау и Кюнгей Алатоо должен привлечь как любителей новшеств, так и тех, кто ценит время больше, чем деньги. Тем более что сейчас для этого имеется и другая, вполне прозаичная причина – в настоящее время ведется реконструкция трассы в Боомском ущелье. Впрочем, есть еще куда менее приятная причина – любой, кто хоть раз проходил контроль на казахстанско-киргизской границе, не раз думал о том, что лучше переплатить, чем испытывать все прелести толкотни и многочасового простоя на границе. Пока аэропорт принимает лишь малые и среднемагистральные самолеты и работает лишь в светлое время суток, но руководство аэропорта «Манас», куда относится и аэропорт Тамчи, уверяет, что в ближайшее время аэропорт будет соответствовать всем международным стандартам. К слову сказать, еще 10–15 лет назад алматинцы тоже могли летать на Иссык-Куль через аэропорт Чолпон-Аты, правда, его судьба закончилась печально. В настоящее время он пришел в запустение и взлетная полоса используется как автодорога. – Аэропорт Чолпон-Аты не отвечал требованиям по безопасности и в 2003 году был закрыт, – рассказывает вице-президент ОАО «Международный аэропорт Манас» Малик Бусурманкулов. – Сейчас его планируется использовать под вертолетную площадку. Но если по техническим характеристикам аэропорт Тамчи превосходит Чолпон-Атинский, то по востребованности явно ему уступает, что не нравится журналистам из Киргизии. Ведь если аэропорт Чолпон-Аты обслуживал внутренние рейсы, то в Тамчи регулярно летают только самолеты из Алматы. Плюс чартерные рейсы. Впрочем, востребованность полетов, если подвести прошлогодние итоги, довольно высока. Но и имидж отдыха на Иссык-Куле подвергался серьезным испытаниям далеко не из-за транспорта. У всех свежа в памяти прошлогодняя история Ерлана Балмахаева, который погиб в результате драки. По признанию местных властей, та история стала им хорошим уроком. Так, теперь для патрулирования популярных мест отдыха откомандировываются не только служители закона, но и добровольные народные дружины. – Сами понимаете, что эти три летних месяца – основной источник дохода большинства населения Иссык-Кульской области, – подчеркивает мэр Чолпон-Аты Бактыгул Алиев. – И наша задача – сделать так, чтобы туристы чувствовали себя спокойно в городе. Но в свою очередь и мы хотим попросить их проявить понимание. Вспоминая о прошлогодней истории с Балмахаевым, Алиев напомнил, что конфликтная ситуация произошла тогда, когда Балмахаев с товарищами решил искупаться обнаженным. По словам же начальника Иссык-Кульского РОВД Бахыта Матмусаева, гаишники болезненно реагируют и на девушек, которые любят вылезать из автомобильных люков и красиво позировать топлес. Кстати о гаишниках. Они действительно самая болевая точка для всех казахстанских автолюбителей, любящих ездить на Иссык-Куль. Начальник Иссык-Кульского РОВД и мэр Чолпон-Аты дают несколько ЦУ, которые могут пригодиться нашим туристам при возникновении тех или иных ситуаций. Если сотрудник безопасности дорожного движения вымогает у водителя взятку, тот имеет право позвонить по телефону доверия, номер которого есть в Интернете и телефонных справочниках Киргизии, и сообщить о факте правонарушения. Также всем водителям стоит запомнить и то, что согласно правилам дорожного движения в стране, если водитель превышает скорость вождения в городе менее чем на 10 километров, никаких штрафных санкций к нему применяться не должно. Не секрет, что именно из-за неистовых блюстителей безопасности дорожного движения Киргизии имидж Иссык-Куля серьезно страдает. Впрочем, местные власти советуют не судить обо всех по некоторым непорядочным личностям. – Не надо думать, что все иссыккульцы бандиты! – считает Бахыт Матмусаев. Тем не менее, несмотря на различные ЧП, случающиеся на Иссык-Куле, среди казахстанцев это по-прежнему одно из самых любимых и востребованных направлений. Так, по данным ЮСАИД, всего за 2011 год Иссык-Куль посетило 415 700 туристов. Из них 50–60 процентов – казахстанцы, 20–25 процентов – россияне, от 10 до 20 процентов составляет внутренний туризм и лишь 5 процентов – туристы из других стран. Между тем, если северное побережье Иссык-Куля уже хорошо облюбованный туристами район, то южный берег по-прежнему слывет «диким» и, за исключением курорта Тамга, туристическая инфраструктура там по-прежнему отсутствует. Тем не менее в последнее время именно южный берег получает большую популярность среди любителей так называемого экологического туризма. Те, кто уже наелся «тусовочного» северного берега, все чаще хотят тихого и спокойного южного. Правда, предложений не так уж и много. К примеру, в туристическом справочном центре города Балыкчи представлена масса домов отдыха на северном побережье, на южном же не наберется и десятка. Впрочем, в скором времени ситуация должна измениться. – Азиатским банком развития нам выделено 16 миллионов долларов на обустройство южного берега озера Иссык-Куль, – рассказывает вице-губернатор Иссык-Кульской области Валерий Ситчихин. – Для этого необходимо принять ряд мер, которые рассматриваются в жогорку кенеш. В первую очередь, запрет вырубки леса в горах Терскей-Алатоо; второе – запрет вылова рыбы сетями, а также запрет на разведение форели, так как она уничтожает наш эндемик – иссык-кульского чебака. Вот уж действительно, некогда самая главная «пищевая» достопримечательность Иссык-Куля, знаменитые чебачки, которые раньше продавались чуть ли не на каждом шагу, теперь там на вес золота. Впрочем, сейчас Иссык-Куль обзаводится всеми необходимыми атрибутами полноценного курорта. Тут тебе и экскурсии по живописным и историческим местам, как, например, к древним наскальным рисункам – петроглифам, что близ Чолпон-Аты, в город Каракол (бывший Пржевальск), где много старой исторической архитектуры, а также знаменитый курорт Жеты-Огуз. Кроме того, есть и яхт-клуб в Чолпон-Ате, который предлагает морские прогулки по Иссык-Кулю. Одним словом, Иссык-Куль медленно, но верно идет к тому, чтобы стать полноценным курортом высокого уровня. И те шаги, которые понемногу, но делаются, должны стать путем к тому, чтобы и все казахстанцы, и жители других сопредельных стран стремились посетить Иссык-Куль не только из-за близости и финансовой доступности, но и благодаря высокому сервису, интересному досугу, широкому ассортименту услуг и безопасности.
Константин КОЗЛОВ, Алматы – Иссык-Куль – Алматы |
Вы должны зарегистрироваться для того, чтобы оставлять комментарии!
|
|
|