12 декабря в аэропорту Бангкока был задержан экипаж Ил-76: один гражданин Белоруссии и четверо казахстанцев. Они обвинялись в незаконном хранении и контрабанде оружия и взрывчатых веществ из КНДР.Спустя два месяца обвинения с них сняли, экипаж был отправлен домой. В Алматы Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Александр Шумков и командир экипажа Ильяс Исаков прибыли в ночь с 12 на 13 февраля. Журналистам пообщаться с ними не удалось: прямо у трапа некие люди в штатском пригласили летчиков в поданное авто и увезли в неизвестном направлении. В субботу утром экипаж должен был оправиться по домам. И если А. Шумков без особых проблем вылетел домой, то остальным пришлось понервничать – рейс на Шымкент несколько раз откладывался. Как сообщили в представительстве Air Astana, по причине плохих метеоусловий в Шымкенте. Хотя, по данным справочной службы аэропорта «Шымкент», и в субботу и в воскресенье аэропорт принимал самолеты из других городов. Несмотря на то что сообщалось о прибытии летчиков домой рейсом Air Astana Алматы – Шымкент, прошел слух, что, возможно, они прибудут утром в воскресенье поездом. В семь утра журналистская братия помчалась на вокзал встречать экипаж, но… никого не обнаружила. Однако выяснилось, что, по крайней мере, один летчик в поезде был: проводник сообщил, что И. Исаков сошел с поезда на пригородной станции. Уже перед самым прибытием самолета из Алматы, в 19.30 воскресенья, выяснилось, что все летчики приехали поездом утром и давно находятся дома. При этом, чтобы избежать встречи с «надоедливой» прессой, они сошли на пригородной станции. Вызывает недоумение поведение родственников летчиков. Если ранее они довольно активно общались с прессой, просили помощи, то в последние дни общение сошло на нет. Мало того, некоторые начали скрываться от журналистов. Так, по телефону И. Исакова отвечала женщина, которая заявила, что этот номер теперь ее, а она никакого отношения к семье летчика не имеет. Когда вечером в воскресенье группа журналистов прибыла домой к Исакову, женщина, заявившая, что она дальняя родственница, из-за двери потребовала оставить их в покое и грозилась вызвать полицию. Только сестра А. Зрыбнева спокойно объяснила, что ее брат очень устал и пока не настроен общаться с прессой. Если второй этап этой детективной истории – освобождение и возвращение пилотов Ил-76 – закончился благополучно, то сама перевозка 35 тонн оружия из Северной Кореи остается загадкой. По мнению журналистов газеты Bangkok Post, проводивших расследование на месте задержания самолета, демонстративная перевозка старого вооружения была задумана как многоходовая политическая комбинация. Сама траектория полета выглядела довольно странно: из Киева – в Баку (Азербайджан), затем остановка в ОАЭ, прежде чем приземлиться 10 декабря в аэропорту Донг-Мыанг. Как сообщил В. Абдуллаев журналистам Bangkok Post, возвращаясь, они должны были приземлиться в Коломбо, Шри-Ланке, ОАЭ и, наконец, в Киеве, куда должен быть доставлен груз. 24-тысячный обходной маршрут с конечным пунктом назначения то ли в Киеве, то ли, по заявлениям некоторых официальных лиц, в Иране, по мнению специалистов, не имеет смысла, так как оружие туда может быть легко доставлено из СНГ. Самолет находился под наблюдением спецслужб еще до его прилета в Северную Корею. Старший офицер полиции Бангкока на условиях анонимности сообщил журналистам, что 9 декабря из США поступило сообщение, что на следующий день подозрительный Ил-76 прибудет в аэропорт Донг-Мыанг для дозаправки. 10 декабря полиция под видом сотрудников аэропорта обыскала самолет, после чего он заправился и улетел в Пхеньян. 11 декабря Ил-76 вернулся в Бангкок с оружием. К самолету прибыли представители полиции, военно-воздушных сил, таможенной и иммиграционной служб. Экипаж из пяти человек был препровожден офицерами и размещен в трехзвездочном отеле Ebina House близ аэропорта. На следующий день экипаж был арестован и помещен в тюрьму Klong Prem, где вот уже второй год находится «оружейный барон» россиянин Виктор Бут в ожидании апелляции на решение об экстрадиции в США по обвинению в контрабанде оружия для колумбийских повстанцев. По сообщению Bangkok Post, Абдуллаев каким-то образом встречается с В. Бутом и о чем-то беседует с ним. Один из дипломатов в Бангкоке, близкий к военным кругам, высказал мнение, что вся операция была задумана так, что втягивала в свою орбиту «несколько крупных и могущественных стран». «Может быть, кто-то намеревался подставить Северную Корею, показав, что она нарушает резолюцию ООН, Иран – за то, что они делают бизнес с КНДР, а также активизировать ситуацию вокруг Виктора Бута», – сказал он. В четверг, 11 февраля, таиландская прокуратура огласила заключение по делу экипажа. В нем было сказано, что все обвинения с иностранцев сняты и уголовное дело заводиться не будет. Через несколько часов после этого в центральную бангкокскую тюрьму было передано постановление суда об освобождении летчиков из-под стражи. На следующий день они покинули Таиланд рейсовым самолетом Бангкок – Алматы компании Air Astana, и 14 февраля поездом Алматы – Шымкент три члена экипажа прибыли домой. Днем в понедельник среди журналистов Шымкента прошел слух, что с летчиками сейчас беседуют компетентные органы. Однако в департаменте КНБ, областной и транспортной прокуратуре слух не подтвердили. Заместитель транспортного прокурора Жанай Ормантаев заявил, что «насчет летчиков никаких указаний не было».
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент | |