Прошло два месяца с того момента, как наша республика приступила к выполнению обязанности председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Миссия почетная, но и ответственная.Стагнация в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе, непреодоленная волна напряженности между Россией и Западом, продолжающиеся споры о демократических идеалах и статусе Косово, а также текущий экономический кризис. Вот далеко не полный список проблем, с которым ОБСЕ вошла в 2010 год – год председательства Казахстана в организации. Насколько удачно наша дипломатия справляется с решением этих и других проблем? Об этом и других аспектах председательства «Литеру» рассказывает Постоянный представитель Республики Казахстан при ОБСЕ посол Кайрат Абдрахманов.
В январе 2010 года Казахстан приступил к обязанностям председателя ОБСЕ. Прошло два месяца, и можно уже подводить предварительные итоги. Беседуем с Постоянным представителем Республики Казахстан при ОБСЕ послом Кайратом Абдрахмановым. – Г-н посол, время летит быстро, и вот мы уже в марте 2010 года. Не могли бы вы вкратце подвести итоги первых двух месяцев председательства в ОБСЕ? – Уверен, многие читатели знакомы с обращением главы нашего государства к участникам Постоянного совета ОБСЕ от 14 января, где президент очертил приоритеты казахстанского председательства. Программа нашего председательства включает работу по противодействию новым угрозам и вызовам, поиск решения затяжных конфликтов, восстановление Афганистана, сотрудничество в сфере транспорта, развитие толерантности и другие важные направления. Еще накануне председательства мы инициировали идею саммита ОБСЕ. Встреча в верхах призвана задать мощный импульс адаптации ОБСЕ к современным вызовам и угрозам, повысить доверие и уважение к самой организации. Старт председательства явился весьма насыщенным на мероприятия. Как известно, глава государства постоянно консультируется со своими коллегами по актуальным вопросам повестки дня ОБСЕ. Действующий председатель – глава внешнеполитического ведомства Канат Саудабаев уже провел серию очень важных переговоров, достигнуты многие принципиальные договоренности, включая по подготовке к саммиту, взаимодействию с другими международными организациями, а также по кадровым вопросам ОБСЕ. Наша работа в штаб-квартире ОБСЕ в Вене ведется строго в соответствии с графиком мероприятий, который расписан буквально по часам. Одно из уникальных отличий казахстанского председательства заключается в том, что мы охватили консультациями все государства-участники. Это серьезно помогает в продвижении наших приоритетов. В организации с консенсусным принципом принятия решений голос каждого участника важен и требует учета. Конечно же, в эпицентре нашей деятельности в Вене – координация подготовки и работы еженедельных заседаний Постоянного совета ОБСЕ, а также вспомогательных органов организации. Параллельно с текущей работой председательства мы приступили к осуществлению мероприятий по продвижению диалога по европейской безопасности (т.н. «процесса Корфу»). Эти два месяца были также важны с точки зрения налаживания координации работы с Секретариатом ОБСЕ, институтами и полевыми миссиями организации, а также группой специальных и личных представителей Действующего председателя. Должен сказать, что упорная подготовка к председательству не прошла даром, и с 1 января казахстанское председательство и структуры ОБСЕ заработали как единое целое. Кроме того, еще в октябре прошлого года мы начали председательствовать в Консультативном комитете нашей организации по управлению и финансам. Весомым успехом Казахстана на данном посту явилось согласование и своевременное принятие сводного бюджета ОБСЕ на 2010 год. Это успех, потому что с 2006 года бюджет не принимался вовремя. – Вы упомянули о так называемом «процессе Корфу». Расскажите, пожалуйста, что он из себя представляет. – Активные дискуссии о будущем европейской безопасности были начаты в ходе совещания министров иностранных дел ОБСЕ в ноябре 2008 года в Хельсинки. В июне 2009 года они приобрели форму неформального процесса, получившего название «процесс Корфу» – по месту проведения неофициальной встречи глав МИД, созванной по инициативе Греции. По сути – это логическая реакция сообщества ОБСЕ на весьма сложные и порой драматические события, которые происходят на пространстве организации в последние годы. Результатом первого года дискуссий стало принятие на Афинском СМИД ОБСЕ двух документов – Декларации и Решения по «процессу Корфу», что свидетельствует о готовности стран-участниц продолжить неформальный диалог. Как вы знаете, Декларация содержит ссылку на инициативу Казахстана о проведении саммита ОБСЕ в 2010 году. Заступив на пост Действующего председателя, Казахстан запустил новый этап «процесса Корфу». В период с января по июнь 2010 года предполагается проведение порядка восьми многосторонних встреч, которые нацелены на всеобъемлющий диалог по всем аспектам общеевропейской безопасности, тематически охватывающих все три измерения. В неформальный диалог планируется вовлечь все институты ОБСЕ, страны – партнеры организации, академические круги, НПО, представителей региональных организаций в сфере безопасности. В продолжение «процесса Корфу» Казахстан намерен пригласить министров иностранных дел ОБСЕ на неформальную встречу в Алматы летом этого года. Итоги нынешнего раунда процесса должны внести свой вклад в наполнение саммита ОБСЕ в 2010 году. – Как мы видим, объем работы в ОБСЕ колоссальный, однако волна критики в адрес организации не спадает. Скептики указывают на ее несостоятельность, особенно в кризисных ситуациях. На ваш взгляд, насколько релевантна роль ОБСЕ в современных условиях? – Скепсис в отношении ОБСЕ имел место задолго до ее появления. Генри Киссинджер в одной из своих книг вспоминает, как американская пресса обвиняла Совещание в семантическом словоблудии, когда делегации более двух лет согласовывали текст Хельсинкского заключительного акта 1975 года. А в итоге созданная тогда структура на протяжении уже тридцати пяти лет является единственной платформой, где страны обсуждают насущные проблемы безопасности в Евро-Атлантике. Штиля и идиллии в организации никогда не было. Она как раз и создана для преодоления кризисных ситуаций. Но вряд ли кто осмелится гипотетически предположить, что отношения в Европе были бы лучше без такого форума. Наша общая задача – сохранить и укрепить роль ОБСЕ как авторитетной структуры для равноправного диалога и взаимоприемлемых решений. И уж если говорить о ее релевантности, то я бы отметил, что, несмотря на порой жесткую критику ОБСЕ, ее участники не намерены менять существующий формат консультаций и принятия решений, а уж тем более выходить из организации из-за ее «нерелевантности». Востребованность ОБСЕ, ее добавленная стоимость, если хотите, лежит в широте географического охвата участников, всестороннем подходе к вопросам стабильности и безопасности, консенсусном принципе принятия решений и, уверен, в сильной политической воле глав государств и правительств. – Что мы подразумеваем под необходимостью реформирования ОБСЕ? – Важнейшей задачей казахстанского председательства является всемерное укрепление организации, содействие повышению ее эффективности и способности адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы. Как отметил в своей январской статье об ОБСЕ глава государства Н. А. Назарбаев, «мы не сторонники каких-то революций в организации, но и действовать инерционно не намерены». Поэтому, когда мы говорим о реформах, мы не подразумеваем пересмотр ее основополагающих принципов или наработанных в течение десятилетий механизмов. Мы за обновление организации и ее адаптацию к изменившимся геополитическим реалиям. Наша цель – создать благоприятные условия для ее эволюционного развития, совершенствования ее потенциала, укрепления ее мандата, развития всех трех измерений безопасности. Мы заявляем о необходимости баланса между тремя «корзинами» – военно-политической, экономико-экологической и гуманитарной – без принижения значимости какой-либо из них. Однако налицо глубокий кризис в первой «корзине», когда не работает Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), инструменты по предотвращению конфликтов слабы, несмотря на все усилия. Последние одиннадцать лет не проводились саммиты глав государств и правительств ОБСЕ, с 2004 года совещания министров иностранных дел проходят без принятия итоговых деклараций, из-за противоречий часто задерживается принятие бюджета организации. Во многом, исходя из необходимости нового взгляда на будущее ОБСЕ, мы намерены всячески поощрять диалог по европейской безопасности. Кроме того, мы уверены, что государства-участники должны со всей серьезностью отнестись к инициативе России о заключении договора о европейской безопасности. Сама история ОБСЕ показывает необходимость значительных трансформаций форума примерно каждые десять лет, в соответствии с требованиями региональной ситуации – Хельсинкский акт 1975 года, парижская Хартия 1990 года, стамбульская Хартия европейской безопасности 1999 года. Все государства-участники признают необходимость совершенствования правовой базы организации. В первую очередь группой государств поднимается вопрос принятия устава ОБСЕ, конвенции о ее правовом статусе, привилегиях и иммунитетах. По сути, сейчас ОБСЕ с юридической точки зрения функционирует не как полноценная международная организация с правовым статусом, а больше как совещательный форум. Наша общая задача – вернуть дух доверия и понимания взаимных интересов на площадке ОБСЕ, в которой, между прочим, участвуют четыре ядерные державы. Усиления, а не ослабления ОБСЕ настоятельно требует ситуация на континенте в начале 21-го века. Нам нужно урегулировать затянувшиеся локальные конфликты, цивилизованно сотрудничать в сфере прав человека, продвижения демократии, защищать права меньшинств, решать экологические проблемы, способствовать экономическим связям, бороться с наркотрафиком, торговлей людьми, утилизировать старые неразорвавшиеся боеприпасы, помогать Афганистану… Но плодотворно сотрудничать без налаживания доверия невозможно. Все это в комплексе побудило Казахстан выступить с инициативой встречи ОБСЕ на высшем уровне. – Хотелось бы затронуть тему демократии и прав человека, которая стоит как-то особняком, явно преобладая над другими измерениями ОБСЕ... – Человеческое измерение – одно из трех составляющих концепции всеобъемлющей безопасности и, безусловно, важное направление деятельности ОБСЕ. Также нужно признать, что у человеческого измерения очень хороший пиар. Когда нет горячих конфликтов, эта тематика получает широкое освещение. Но война на Кавказе в августе 2008 года и наша общая неспособность ее предотвратить четко продемонстрировали, что вопросами «жесткой» безопасности (т.е. военно-политическим измерением) надо заниматься, причем скрупулезно, последовательно, в духе сотрудничества. Не умаляя важности сотрудничества в человеческом измерении, мы придаем диалогу по проблемам военно-политической безопасности большое значение как важнейшему инструменту раннего предупреждения и регулирования кризисов. – На Западе часто говорят, что демократия – это как бы часть безопасности, залог успеха государства. Там, где есть демократия, будет и стабильность, и развитие… – Демократия – это безусловное благо для любого народа. И как говорил Уинстон Черчиль, «ничего лучшего человечество пока не придумало». Сегодня академические круги на том же Западе все больше признают, что демократию нельзя установить в одночасье и в любой точке мира. Имеется определенная, можно сказать, закономерная последовательность в развитии – сначала стабильность, затем благополучие, потом демократия. Причем надо понимать, что политическая стабильность и благополучие в историческом масштабе понятия переменчивые – приходят и уходят. А демократия больше относится к общественному менталитету, который невозможно преобразовать сразу. Но крепко укоренившуюся в народном сознании демократическую культуру также невозможно выкорчевать. Продолжая тему человеческого измерения, хочу подчеркнуть, что руководство нашей страны неоднократно заявляло, что Казахстан будет всячески способствовать полной реализации мандата ОБСЕ и ее институтов в сфере демократии и прав человека. Этой позиции мы неукоснительно придерживаемся. Более того, западные страны нам рекомендуют, не колеблясь, продвигать в повестке дня нашего председательства казахстанский опыт обеспечения прав национальных и религиозных меньшинств. Одним из основных мероприятий ОБСЕ в этом году станет конференция высокого уровня по толерантности и недискриминации в июне в Астане. Казахстан прежде всего самому себе доказал состоятельность своей модели развития, основанной на демократии, рыночной и социально ориентированной экономике, вековых ценностях нашего народа. Глобальный кризис мы встретили с многомиллиардными резервами, преодолеваем трудности и продолжаем либеральные реформы. Значит, наша модель государственного устройства работает, и работает неплохо. – Казахстан имеет тесные, можно сказать, союзнические связи с Россией, у которой сегодня далеко не безоблачные отношения с Западом. Удается ли председательству придерживаться принципа беспристрастности в работе с государствами-участниками? – Вы правы, такие вопросы имеют место быть. Но председатель не принимает решения за всех участников организации. Он призван обеспечивать цивилизованные дискуссии, нацеленные на достижение консенсуса, и действовать на основе консенсусных решений. И в Москве, и в западных столицах это знают. Так же как и понимают необходимость сотрудничества нового качества. Как я уже говорил, мы ведем постоянные консультации со всеми партнерами по ОБСЕ. Идет интенсивная и планомерная координация действий. Ведь успех организации в интересах не только и не столько председателя, он нужен всем. Наше союзничество с Россией – объективная политическая реальность. И именно наши тесные, без преувеличения, отличные связи с Москвой должны помочь нам в восстановлении так необходимого доверия в Евро-Атлантике. Не сегодня, так завтра процесс «перезагрузки» американо-российских отношений вступит в практическую фазу, чего настоятельно требует современный международный контекст. Говоря откровенно, это значительно облегчило бы работу ОБСЕ и в целом открыло бы путь к решению многих проблем в регионе. Ну а если ОБСЕ останется ареной для словесных перепалок между крупнейшими ядерными державами, а не конструктивного диалога, то не исключено, что остальные участники просто утратят интерес к организации. Надеюсь, до этого не дойдет. – Может ли Казахстан, будучи председателем ОБСЕ, выступить посредником в урегулировании грузино-российского конфликта? Не приведет ли такого рода посредничество к ухудшению наших отношений с Россией? – Уверен, если бы у нас было гениальное решение этого конфликта, мы бы не стали дожидаться председательства и помирили бы стороны сразу. И это было бы в духе политики президента Н. А. Назарбаева, который никогда не оставлял возможности наладить доверие между лидерами СНГ. Говоря откровенно, прискорбно видеть наших дорогих партнеров и друзей в острой конфронтации друг с другом. Августовский конфликт 2008 года еще больше осложнил перспективы политико-правового решения грузино-осетинского и грузино-абхазского этнотерриториального кризиса. Проблема требует взвешенного и разностороннего подхода, так как этот конфликт фактически превратился в новую разделительную линию, отделяющую Запад от России. Нам же это продемонстрировало, на- сколько шаток мир вокруг нас. Помимо конфликта в Грузии, есть еще проблема Нагорного Карабаха, есть Приднестровье, есть Косово. Не думаю, что, будучи у руководства в ОБСЕ, в попытках разрешить эти конфликты мы что-то потеряем или, тем более, ухудшим отношения с Россией. Как раз таки мы используем высокий пост председателя, чтобы продвинуться в разрешении конфликтов. Ведь стабильность вокруг нас – это наша стабильность. Если говорить о проблемах постсоветского пространства, имеющих хронический характер, я думаю, что знание культуры, истории и традиций близких нам народов, а также тесные связи с ними будут служить подспорьем казахстанскому председательству в ОБСЕ.
Гульбаршын САБАЕВА, Алматы | |