«Паны дерутся – у соседей чубы трещат». Примерно так можно охарактеризовать президентскую кампанию в Польше, которая завершится в сентябре этого года. Президентская кампания в Польше начинает постепенно «раскачиваться». 7 марта на съезде партии «Право и справедливость» (ПиС) выдвинули действующего главу государства Леха Качинского кандидатом на предстоящие в сентябре выборы. Как отметили делегаты в своей итоговой резолюции: «Миссия, начатая в 2005 году, должна быть продолжена для блага Польши, поэтому мы обращаемся к президенту с просьбой принять решение и выставить свою кандидатуру на выборах на второй срок». Хотя Качинский пока не принял решения о своем участии в предвыборной гонке, тем не менее его шансы стремительно растут.
Дело в том, что в конце января самоотвод взял 52-летний лидер партии «Гражданская платформа» (ГП) и одновременно действующий премьер-министр Дональд Туск. Решение сенсационное, поскольку в данный момент он является одним из популярных политиков в стране. Причем успех его таков, что, по данным соцопросов, он способен в первом туре голосования одолеть Леха Качинского. После того как Туск взял тайм-аут, одним из потенциальных выдвиженцев от «Гражданской платформы» на высший пост становится Радослав Сикорский. В данный момент он возглавляет внешнеполитическое ведомство страны, и если верить соцопросам, может составить реальную конкуренцию Качинскому. Еще до того, как в Польше официально стартовала президентская кампания, она уже активно велась в кулуарах власти. Президент регулярно критиковал деятельность Министерства иностранных дел за провал «восточной политики» и тем самым стремился поставить под сомнение компетенцию Сикорского. Кроме того, сторонники Качинского пытаются дискредитировать дипломата. Глава внешнеполитического ведомства в свое время был вынужден иммигрировать в Великобританию, в связи с чем намекают на его связь с британской разведкой. Правда, доказательств этому окружение президента не может предъявить. Как бы там ни было, очевидно, что президентская кампания начинает нести свои риски для зарубежных партнеров Варшавы. Особенно тех из них, которые находятся к востоку от страны. Дело в том, что польские консерваторы, к числу которых относится глава государства, традиционно мобилизуют свой электорат за счет антисоветских настроений. В связи с чем в польских изданиях уже «материализовалась» тема катынской трагедии с упреками в адрес Москвы, также у них вызывает беспокойство «комфортное» проживание в стране российских «чекистов». К слову, интерес журналистов к последней теме оказался настолько высок, что они случайно обнаружили сети китайской разведки. Однако Москва или Пекин в польской прессе все-таки уступают по популярности соседнему Минску. Белоруссия для сторонников польских консерваторов – это бальзам на душу. К примеру, весь февраль общественность страны следила за «гонениями» на Союз поляков Белоруссии и его руководителя Анжелика Бориса. По версии Варшавы, Минск тем самым стремился внести раскол в польскую диаспору. В ответ власти Польши внесли 10 белорусских чиновников, которые преуспели в «раскольничестве», в черный список. Отныне им запрещено пересекать польско-белорусскую границу. О капризах польских политиков известно не только по перманентным кризисам в отношениях между Варшавой, Москвой и Минском, но и по отношению к наблюдателям Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Напомним, что последние парламентские выборы в Польше в 2007 году запомнились тем, что власти страны отказались принимать на своей земле наблюдателей от ОБСЕ. Повод оказался «оригинальным». – ОБСЕ попросила Польшу позволить наблюдать за выборами, но мы отказались от предложения, так как Польша и есть демократия. Согласно общепринятым правилам, государство само решает, приглашать ли на выборы ОБСЕ. Поэтому в этом случае организация повела себя бестактно, – сказал бывший глава внешнеполитического ведомства Роберт Пашковски. Такие слова было странно услышать. Поскольку США, Франция и другие страны Западного полушария хоть и считаются старыми демократиями, но не видят для себя ничего предосудительного в участии наблюдателей от ОБСЕ на своих выборах. Более того, представитель ОБСЕ Урдур Гуннарсдоттир пояснил, что «наблюдательная комиссия не имеет ничего общего с демократической обстановкой в стране». Неожиданный отказ польского правительства от услуг ОБСЕ вызвал бурю недовольств среди политически подкованных граждан Польши. А многие западные аналитики стали опасаться, что Варшава могла подать дурной пример Москве. В конце концов здравый смысл взял верх над эмоциями. После долгих дебатов дипломаты все же пришли к консенсусу, и 11 наблюдателей от ОБСЕ все же сумели посетить выборы. Готовы ли польские власти в текущем году принять у себя на родине наблюдателей от ОСБЕ, пока не известно. Варшава на сей счет молчит. В связи с чем возникает вопрос: а как польские власти отнесутся теперь к ОБСЕ, которую на этот раз возглавляет наша республика. – Казахстан как председатель ОБСЕ будет стремиться эффективно координировать процесс наблюдения за выборами. Первый тест нас ожидает уже в январе следующего года, когда состоятся президентские выборы в Украине, на которые специальным координатором действующего председателя мы намерены назначить уважаемого президента ПА ОБСЕ Жоао Соареша, – сказал в ноябре прошлого года госсекретарь – министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев. Но, как известно, история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в форме фарса. События четырехлетней давности в Украине, приведшие к появлению в центре Киева Майдана, а в стране – к победе «оранжевой революции», не повторились. Точнее, украинский премьер-министр Юлия Тимошенко попыталась саботировать итоги голосования, но не смогла. Поскольку внешнеполитические партнеры Киева, в том числе США и страны Европы, назвали выборы демократичными, а значит, махать после драки кулаками не имело смысла. Польша, в отличие от Украины, «крепкий орешек». В связи с чем остается уповать на превратности истории.
Диас КУСАИНОВ, Алматы
| |