На прошлой неделе власти США при- знали факты финансирования клана Бакиева через поставку топлива для Центра транзитных перевозок (бывшая авиабаза «Манас-Ганси». – Ред.).Единственное нарушение, которое можно вменить американской стороне, это злоупотребление конкуренцией. Но привлекает внимание сама финансовая схема, показавшая, насколько необходима прозрачность для страны, которая продекларировала целью построение демократического общества. Транспортная прокуратура Кыргызстана начала проверку поставок топлива для Центра международных перевозок (бывшая авиабаза США Ганси на территории аэропорта Манас. – Ред.). Сотрудники ведомства также сообщили, что в данный момент возбудили уголовное дело по статье 303 – коррупция. Поводом для такого решения стали слушания в конгрессе США, где выясняли причастность военного ведомства страны к коррупционным махинациям в Кыргызстане. Ранее американский конгрессмен Джон Тирни направил запрос в Пентагон, госдепартамент и ФБР с требованием «предоставить документы и информацию, касающиеся контрактов на поставки топлива для авиабаз «Манас» в Киргизии и «Баграм» в Афганистане». Заброшенная сеть дала богатый улов. Представители военного ведомства США сообщили, что они заключили контракт с двумя компаниями Red Star Enterprises и Mina Corp. на безальтернативной основе на поставку авиатоплива для Центра транзитных перевозок на сумму более 1,4 млрд долларов. В заявлении управления минобороны США по материально-техническому обеспечению также сказано, что в 2009 году это ведомство заключило контракт с компанией Mina Corp. на сумму 729 млн долларов с периодом действия один год и возможностью продления не более двух сроков. Второй контракт управление подписало с компанией Red Star Enterprises на сумму 720 миллионов долларов. Представители генпрокуратуры Кыргызстана также сообщили дополнительные подробности. По их словам, в ноябре 2004 года Жогорку кенеш (парламент. – Ред.) принял закон, который устанавливал нулевую ставку акцизного налога на авиатопливо «в целях получения выгоды для заинтересованных лиц». В 2005 году новый закон был подписан президентом Курманбеком Бакиевым. За 5 лет, по словам блюстителей законности, на основании данного документа в Кыргызстан было завезено почти 2 млн тонн топлива. По данным сотрудников генпрокуратуры, компании, поставлявшие топливо на авиабазу США, принадлежали сыну президента Максиму Бакиеву. Бакиев-младший – не единственная персона, которая может пополнить скамейку обвиняемых в суде. Закон был принят парламентариями в конце 2004 года, а подписан президентом Курманбеком Бакиевым в 2005 году. За этот отрезок времени в республике произошла «тюльпановая революция» и, как следствие, сменился глава государства. Из чего напрашивается логичный вывод, что сомнительная схема поставки топлива на авиабазу «Манас» работала в Кыргызстане еще до революционных событий 2005 года. Сам Бакиев только унаследовал ее. Вместе с Максимом Бакиевым на скамье подсудимых обещает оказаться бывший зять первого президента республики Аскара Акаева – Адиль Тойганбаев. Уголовное дело в отношении него прокуратура соседней республики возбудила сразу после революции в Кыргызстане. В ноябре 2005 года блюстители законности Кыргызстана совместно с сотрудниками Федерального бюро расследования (ФБР) США инициировали проверки поставки топлива для авиабазы «Манас». По их словам, в конце 2001 года, сразу после начала военной операции в Афганистане и открытия в соседней республике авиабазы США, Пентагон заключил сделку с компаниями Manas International Services Ltd. и Aalam Services Ltd на поставку топлива. Обе они, как утверждали в генпрокуратуре, имели прямое отношение к родственникам Аскара Акаева. Однако, как отметил адвокат экс-президента Кыргызстана, его клиент не имеет отношения к поставкам топлива. Вполне возможно, что он прав. Аскара Акаева трудно назвать «экономически активным» членом семьи, поэтому все подозрения падали на его сына и зятя. Впоследствии начатое в 2005 году расследование по поставкам топлива на авиабазу США в Кыргызстане затормозилось, а позже перешло в разряд «долгостроя». Такое положение дел подтвердили сотрудники генпрокуратуры Казахстана. По их словам, в июне 2007 года к ним обратились их коллеги из соседнего Кыргызстана с запросом выдать Тойганбаева Адила Еркиновича для привлечения к уголовной ответственности за преступления, совершенные им на территории Кыргызстана. Правда, тогда они получили отказ. – Но мы сообщили коллегам, что готовы рассмотреть их ходатайство об осуществлении уголовного преследования Тойганбаева на территории Казахстана. Однако ходатайства не поступило. У нас в стране Адил Тойганбаев к уголовной ответственности не привлекается, – отметил заместитель генерального прокурора Казахстана Ергали Мерзадинов. Причину молчания семейный адвокат Акаевых Галина Скрипкина пояснила тем, что у «следствия нет никаких доказательств инкриминируемых членам семьи Акаевых и его ближайшему окружению деяний». Однако причина такого поведения может оказаться более банальной. «Железный иммунитет» обеспечил сам механизм поставки топлива на авиабазу США, который бывший президент Кыргызстана Курманбек Бакиев унаследовал от своих предшественников. Судебное разбирательство вокруг этой истории логично должно было привести к созданию прозрачной работы «американского форпоста» в Центральной Азии. Однако в таком повороте событий не были заинтересованы уже новые власти соседнего государства. Ведь в этом случае им пришлось бы отказаться от дополнительных доходов, что не отвечало их интересам. Несмотря на скандал вокруг авиабазы США в Кыргызстане, ее деятельность не будет приостановлена. Как отметила американская сторона, Белый дом или Пентагон не несут ответственности за распределение доходов внутри Кыргызстана. Это внутреннее дело соседней республики. С другой стороны, представители временного правительства республики заверили власти США в том, что они не собираются закрывать работу Центра транзитных перевозок. – Киргизия продлит срок действия соглашения с США по транзитному центру в Манасе еще на год, – заявил ранее заместитель председателя временного правительства Омурбек Текебаев. В принципе, закрывать американскую авиабазу нет смысла. Если верить данным контрактов, то она способна приносить солидные дивиденды в бюджет республики. Но, как любят говорить финансисты, жизнеспособность любого проекта можно оценить по механизму распределения денег. Речь идет не об авиабазе, а о Кыргызстане. В соседней стране вот уже вторая революция сопровождается громкими заявлениями о построении справедливого общества с крепким демократическим фундаментом. Но такой проект нуждается в своей прозрачной схеме финансирования. Может быть, в этот раз властям и общес твенности Кыргызстана удастся создать простой и проверяемый механизм поставки топлива на американскую базу. В противном случае им придется наступать на одни и те же грабли.
Марат МАМАЕВ, Алматы | |