В прошлом году Китай обошел Германию и стал самым крупным мировым экспортером, а в этом году намеревается лишить Японию почетного «серебра» глобальной экономики.Но, в то время как Пекин набирает международный вес, нехватка всемирно известных брендов стала значительным препятствием на пути к становлению его как сверхдержавы. Отсутствие крупных торговых имен означает, что Китай выполняет всю «грязную» работу на своих заводах, в то время как дизайнеры и инженеры за рубежом пожинают прибыль. Например, большую часть телефонов iPhone от Apple производят в Китае. Но, в то время как один телефон стоит около 750 долларов, Китаю при самом лучшем раскладе достается 25 долларов. А, например, с кроссовок «Найк» Китай получает примерно 4 цента с доллара. Естественно, что Китай, который стремится закрепить за собой роль мирового лидера, такой расклад не устраивает. «Мы потеряли горы прибыли из-за того, что у иностранцев есть бренды, а у нас нет», – жалуется генеральный секретарь Китайской ассоциации международного развития и планирования Фэн Чуньёнг. – Наша одежда из Италии, Франции, Германии, поэтому и прибыль уходит из Китая. Нам нужно создавать бренды, и как можно быстрее». Это проблема усугубляется еще и тем, что Поднебесной пока не удалось сделать значительных успехов в инновационных отраслях. Она продолжает «компоновать» технологии и дизайн, взятые у других компаний. Это значит, что государство загнало себя в ловушку, отдавая немыслимые суммы в патентных роялти и лицензионных платежах иностранцам. Осознавая всю серьезность ситуации, китайское правительство, как уже повелось, поступило очень щедро и запустило мультимиллиардную программу с целью создать бренды, поощрить инновации и защитить свой рынок от иностранного доминирования. Поднебесная разработала так называемую стратегию выхода. Таким образом, Пекин предоставляет налоговые льготы и субсидии тем компаниям, которые стремятся выкупить зарубежный бизнес, природные ресурсы или расширить свое влияние за рубежом. Кроме того, компартия запустила еще один проект по поднятию местного бизнеса. Некоторые иностранные компании были поставлены перед выбором: либо «поделиться» своими коммерческими тайнами и патентами с местными бизнесменами, либо «собрать чемоданы» и попрощаться с китайским рынком. Такой подход ставит многих бизнесменов в затруднительное положение. Ведь Китай с его многомиллиардным населением представляет огромный рынок сбыта для зарубежных производителей. Создается впечатление, что Китай решил заняться вплотную не только проблемами бизнеса, но и собственным ребрендингом, так сказать, сменить имидж. В конце 2009 года, когда все активно обсуждали скандалы вокруг отравленных пищевых продуктов и «убойного» молока, Поднебесная решила сделать неожиданный ход. Китайское Министерство торговли заключило контракт с рекламным гигантом DDB. Проект влетел компартии в копеечку – 300 тысяч долларов. Рекламный ролик демонстрирует серию высокотехнологичных продуктов от брендовых кроссовок до iPod,ов. А в это время звучит закадровый голос, который говорит о том, что надпись «Сделано в Китае» на самом деле означает «Сделано всем миром». Таким образом, китайские производители попытались напомнить о своих высоких стандартах качества и о том, что это государство играет далеко не последнюю скрипку в международном бизнесе. На этом программа компартии по развитию бизнеса не заканчивается. С 2007 года китайское правительство активно проводит семинары по ведению «зарубежной политики» для деловых кругов страны. Бизнесменам подробно разъясняют, как противостоять властным американцам и британцам и почему китайский босс должен думать дважды, прежде чем попытаться раскритиковать своих своенравных иностранных рабочих. Но, как утверждают сами руководители китайских компаний, им не хватает международного опыта. – Таким начальникам, как я, нужно провести полжизни за пределами Китая, чтобы узнать, как делается бизнес во всем мире, – говорит Хуа Донги, который возглавляет крупную китайскую горнодобывающую компанию в Австралии. Он также занимался развитием инфраструктур в Алжире и Судане. Из-за пробелов в знаниях об иностранном бизнесе Хуа в апреле пришлось публично извиниться перед своими австралийскими рабочими, после того как он посетовал на их жадность китайским СМИ. Бизнесмен поведал, что у австралийцев не хватало «лояльности и чувства ответственности, присущего многим китайским предприятиям». Естественно, на Западе, где культура ведения бизнеса значительно отличается от принципов, которыми руководствуются деловые круги Китая, столь смелые заявления со стороны китайского босса вызвали множество возмущений. Но все же бизнес-этика отходит на второй план, поскольку главным приоритетом Поднебесной является справиться с засильем иностранных патентов и интеллектуальной собственности, которые не дают развиваться местным компаниям. Согласно оценкам экспертов, Китай выплатил около 100 млрд долларов в роялти, чтобы использовать мобильные технологии, разработанные на Западе. Так, в конце 90-х годов государство решило развивать свои собственные. Но даже после того, как компартия и бизнесмены вложили в развитие уникальных технологий более 30 млрд долларов, у местных производителей насчитывалось всего около 20 млн пользователей из более чем 500 млн потенциальных потребителей. Отчаявшиеся производители мобильных телефонов поставили правительству ультиматум, дав слово, что они не будут использовать отечественные технологии, не получая при этом субсидии. Таким образом, многообещающие разработки закончились провалом, а Китаю пришлось поделиться ценными технологиями с Румынией и Южной Кореей лишь для того, чтобы хоть как-то вывести свои технологии за пределы страны. Кроме того, перед Китаем стоит сложная задача по созданию глобализированных компаний. Как показывают различные исследования, китайские бизнесмены проводят намного больше времени с чиновниками, которые уже стали гарантами прибыли, чем с потребителями, которые, в свою очередь, являются ключом к международному успеху. Несмотря на многочисленные «но», в последние месяцы западные СМИ буквально заполонили медиапространство историями о том, как китайские фирмы «скупают мир» – нефть, газ, автомобили – и даже инвестируют США. Для сравнения, в 2000 году Китай потратил 28 млрд долларов на зарубежные инвестиции, в то время как рассчитывает перевалить за 200 миллиардов в текущем году. Однако, как утверждают эксперты, столь грандиозные планы КНР не означают, что китайские компании ожидает глобальный успех. Так, например, 34 китайских компании, которые были отмечены в международном списке самых успешных производителей Fortune 500, в основном работают только в Поднебесной. Например, три самых крупных мировых банка – китайские. Однако они не входят даже в 50 лидеров по степени географического охвата. – Переносясь на 10 лет вперед, трудно однозначно сказать, насколько китайские компании будут жизнеспособны, если они так и останутся только в Китае, – говорит председатель центра исследований Deloitte в КНР Кеннет Девоскин. Но все-таки, несмотря на мрачную картину, Поднебесная подает надежды. Многие эксперты приводят в пример известный компьютерный бренд Lenovo, который в свое время выкупила Поднебесная. Пожалуй, это приобретение стало одним из самых удачных в коллекции Китая. Вопреки многочисленным сложностям, компании все-таки удалось положительно зарекомендовать себя на мировом рынке. Поэтому компартия очень часто приводит Lenovo в пример тем производителям, которые стремятся создать известные международные бренды. Это относится и к компании Geely, которая не так давно приобрела австрийский Volvo у Ford. Таким образом, Пекин осознал, что одного мощного промышленного сектора для осуществления своей мечты стране не хватает. Для того чтобы стать ведущей международной экономической державой, Китаю необходимо перестать быть лишь мировым заводом номер один и стать главным инноватором. Поднебесная ежегодно теряет огромные деньги из-за того, что производимая в стране продукция является собственностью иностранцев. А при нынешних амбициях Пекина такой расклад просто недопустим.
Алиса БЕСПАЛОВА, Алматы | |