Президент переходного периода Роза Отунбаева ответила на вопросы кыргызской редакции радио «Азаттык» о внутренней и внешней политике Временного правительства перед референдумом и парламентскими выборами, об отношениях с политическими оппонентами, информационной и идеологической политике.Впереди – два больших испытания
– Госпожа президент, до референдума осталось меньше трех недель. Какова первостепенная задача Временного правительства для безупречного проведения плебисцита?
– Мы создали штаб по содействию работе центризбиркома. Руководителем штаба стал Омурбек Текебаев, заместитель председателя ВП по проведению конституционной реформы. Мы собрали всех губернаторов областей, рассмотрели проблему комплексно и поручили им различные задания. Например, обеспечить информационное сопровождение референдума – агитационные материалы, баннеры, биллборды. Необходимо уточнить избирательные списки. У нас, по данным прошлого года, 3 миллиона 155 тысяч избирателей. Но с учетом большой миграции нужно выявить, кто реально есть в Кыргызстане. К тому же лето – сезон отпусков, многие будут на отдыхе. Мы должны сделать так, чтобы никто не сомневался в исходе референдума. Приедет много международных наблюдателей, только по линии ОБСЕ будет свыше 300 человек. В составе ЦИК шесть членов – это представители неправительственных организаций.
– Вы приняли решение стать президентом переходного периода. Объясните причины такого шага. Некоторые правозащитники утверждают, что вас вынудили к этому, но при этом вы лишили себя возможности снова выдвинуть свою кандидатуру через полтора года.
– Сейчас в Кыргызстане очень сложная ситуация, мы пережили значительные события. Много политических игр и борьбы амбиций. И в такой обстановке нас ожидало три всенародных выбора – референдум, президентская и парламентская кампании. Это привело к большому оживлению деятельности политических партий, а у нас их больше 100. И все время создаются новые партии. Общество взбудоражено, его требования и ожидания очень большие. На этом фоне прорываются обострения, вспомните хотя бы то, что происходило в мае на юге.
Да и на севере обстановка непростая, координационные советы каждой области вызывают у нас некоторое беспокойство – там продолжается борьба за власть на местах. В этих условиях Временное правительство решило ограничиться парламентскими выборами, а президентские передвинуть на полтора года. Такое решение продиктовано необходимостью сохранения какой-то стабильности в работе исполнительных органов власти.
После референдума 27 июня многие члены правительства оставят свои должности для участия в выборах, ими будут заняты и прочие политические деятели. Кто-то же должен все это время заниматься вопросами государственной жизни, решать каждодневные проблемы. Еще 17 марта Объединенное народное движение провело курултай, на котором был обозначен ряд требований. Значит, кто-то должен остаться во власти, чтобы выполнять эти требования. И мы во Временном правительстве решили, что остаюсь я. Народ нас понял, правильно воспринял наши доводы. За исключением отдельных политиков.
– А как вы относитесь к тому, что после 2011 года, до конца которого будут действовать полномочия президента переходного периода, вы не сможете повторно выдвигать свою кандидатуру на пост президента?
– Интересы страны и народа, по-моему, сейчас стоят выше собственных. Нас много критикуют, но делают это те, кто стоял у власти во времена и Акаева, и Бакиева. Причем в основном стараются бакиевские экс-чиновники. И мы осознаем, что нам нужно вывести страну из кризиса. Вот почему мы вместо двух выборов ограничиваем себя одними – парламентскими. И пусть через полтора года за пост президента борются все, кто этого пожелает.
– На референдум выносятся два вопроса: принятие Конституции и голосование за вашу кандидатуру как президента переходного периода. Почему в бюллетенях эти вопросы не разделены, а идут как один?
– Для того чтобы новая Конституция начала действовать, нужен переходный этап, разрабатываются временные положения, которые регулируют вопросы ввода в практику нового Основного Закона. И среди них есть статья о президенте переходного периода, задача которого – обеспечить переход к новым конституционным порядкам. Кроме того, я беру на себя функцию по проведению прозрачных, честных и объективных выборов. Это две главные задачи для меня.
Мы демонтируем все ветви власти и построим их заново
– Временное правительство много критикуют. Как вы в качестве президента будете строить отношения со своими оппонентами?
– Мы уже налаживаем контакт со всеми политическими силами, для чего создали консультативный совет при Временном правительстве и провели уже два заседания. В этот совет вошли представители десятка политических партий, неправительственных организаций, общественных объединений, известные политические деятели. Например, бывшие премьеры Амангельди Муралиев и Феликс Кулов, экс-спикер Адахан Мадумаров, лидер партии коммунистов Исхак Масалиев и многие другие.
Мы обратились к ним с такими словами: после 7 апреля не должно быть победителей и побежденных. Временное правительство попросило у народа полгода, чтобы обеспечить переход от времени правления Бакиева к новому времени, и мы делаем для этого все, что в наших силах. Помогите нам, не ограничивайтесь только критикой в наш адрес. Мы все – граждане Кыргызстана, и в такое тяжелое для страны время должны объединить свои усилия. Мы не хотим делить людей на акаевских и бакиевских, нам нужна интеграция политических сил, и мы должны разговаривать друг с другом. Если мы наладим такой диалог, тогда не будет противостояния.
– Во Временном правительстве уже начались споры о том, должны ли они оставлять должности для участия в парламентских выборах. Разъясните вашу позицию по этому вопросу.
– Мы уже приступили к созданию некоторых правил. По той дороге, на которой сейчас находимся мы, еще никто не шел. Мы демонтировали все ветви власти и отстраиваем их снова. Временное правительство после 7 апреля взяло на себя роль исполнительной, законодательной и президентской власти. Поэтому каждый член ВП работает и как член правительства, и как депутат. И как члены правительства они прекратят выполнять исполнительные функции, как только зарегистрируются в качестве кандидатов в парламентских выборах. Но в то же время в течение одного месяца, когда будут проходить выборы, они будут оставаться в группе из 14 человек, которая принимает декреты Временного правительства, в качестве законодателей. Ситуация может складываться по-разному – и в хорошую сторону, и в плохую. Мы представляем собой политический совет, как я сказала, у нас есть обязательства 17 марта, принятые на себя во время народного курултая. И обещания, данные нами после 7 апреля, мы тоже должны выполнить. А правительство после их ухода станет техническим.
– После событий в Джалал-Абаде возник приграничный спор с Узбекистаном в Баткенской области. На Иссык-Куле проходят многочисленные митинги, в Нарыне тоже проходят по кадровым вопросам. Не обострится ли ситуация во время референдума? Какие меры предпринимаются, чтобы такого не случилось?
– Причина митингов в том, что в течение многих лет копились проблемы. У них своя история и предпосылки. Но ситуация в Баткене с узбекским анклавом Сох разрешилась благополучно, хотя в последние годы ее не решали.
В каждой области и районе есть координационные советы. В них входят представители народа, те, кто 7 апреля бесстрашно вышел против старой власти. В большинстве случаев они выбрали акимов районов, повлияли на назначение губернаторов областей. Но иногда эти советы перегибают палку, как в Нарыне, например. Но и этому есть объяснение. Многие чиновники работали и при Акаеве, потом оказались под крылышком Бакиева и сейчас сидят на своих местах. Люди составили список таких из 60 фамилий и требуют их ухода.
В Кыргызстане должна пройти люстрация – процесс очищения. Кто непосредственно замешан в резонансных делах, должен быть отставлен в сторону. И в течение 10 лет не привлекаться к государственной службе – как в странах Балтии. Мы никак не можем применить это у себя. Но, с другой стороны, у нас очень маленькое общество, и разделять людей нельзя. Среди них много профессионалов, мы не можем все решать, как в 1917 году. Невозможно привести кого-то с улицы, посадить в кресло и сказать: работай. Поэтому мы должны защищать свои кадры, ценить их. Например, мы сменили много ректоров. А в вузах их не принимают. Чтобы человек дорос до ректора, нужно 20–25 лет, чтобы он обрел необходимый опыт. Мы должны бережно относиться к специалистам.
Информационная война: кто выигрывает, кто проигрывает?
– Что вы скажете про идеологическую политику? Есть мнение, что Временное правительство опаздывает с реакцией на разные идеологические атаки.
– Да, мы, наверное, недостаточно активны. В этом направлении нам нужно больше работать.
– Какие у вас предложения и мысли по этому поводу?
– В правительстве есть специальная служба. Мы должны работать совместно с газетами и телевидением. Это бесспорно. Во многих случаях мы запаздываем из-за загруженности работой. Например, было очень много шума про «телефонгейт». Мы, как смогли, провели разъяснительную работу. Недавно мне принесли газету «Асман», сказали: тут написали про вас, что вы купили дом в Англии. И я должна дать официальный ответ на эту информацию. Потому что сейчас все, что касается меня, люди пропускают сквозь сито. Я хочу сказать, что мы на самом деле отстаем по этой проблеме, не даем своевременных ответов. Моя дочь действительно живет в Лондоне, она замужем там, у них есть свое жилье. А то, что Отунбаева купила дом в Лондоне, это неправда.
– Какие у Временного правительства отношения с внешним миром? Ведь многие традиционные связи изменились?
– Я не могу сказать, что многое изменилось. Сами посмотрите, все международные организации работают с нами очень тесно. Например, несмотря на нерешенные пока проблемы с легитимностью, донорские организации выделяют многомиллионную помощь. Азиатский банк развития и Исламский банк, скажем, направили свыше 100 миллионов долларов на восстановление 93-километрового участка автодороги Торугарт – Бишкек – от города Нарына до перевала Долон. Это очень хорошо.
В Кыргызстане 8 июля состоится большая конференция донорских институтов. Международные финансовые организации помогут нам покрыть дефицит бюджета. Если говорить о двусторонних отношениях, очень большую поддержку оказывает нам Россия. Вот недавно она предоставила гуманитарную помощь – 20 тысяч тонн ГСМ. Оттуда мы получили и две с половиной тысячи тонн элитных семян. Был самолет с нужными нам медикаментами. Все это дала Россия. Так же тесно мы работаем с Казахстаном и Узбекистаном. Например, решение проблемы анклава Сох – это свидетельство того, что с Узбекистаном наши отношения нормализуются.
– Среди всех постсоветских и соседних республик Кыргызстан будет отличаться тем, что станет парламентской республикой, если референдум состоится. С учетом этого какой станет внешняя политика страны?
– Теперь внешнюю политику будет определять не президент, а правительство. Самые важные проблемы будут рассматриваться парламентом. Но это не значит, что во внешней политике что-то сильно изменится. Нашу основную политику мы уже выстроили за предыдущие годы. Главный наш приоритет в дипломатии – это наши соседние государства. Затем стратегические интересы с крупными державами. Причем наравне с соседними странами для нас важна Россия. Среди больших государств – Китай, Америка, страны Западной Европы, в последние годы активизируются отношения и с арабскими странами. Много помощи нам оказывают и страны Юго-Восточной Азии. С этими государствами мы сотрудничаем уже 20 лет, и традиционный круг уже сложился. Поэтому изменений во внешней политике не будет. Разве что в сторону расширения наших контактов. Если нам позволят финансовые возможности, нужно строить отношения с Латинской Америкой, со странами африканского Магриба. Но приоритеты уже известны.
– Что вы скажете о состоянии сотрудничества с США по Центру транзитных перевозок? Как будет решаться вопрос поставок туда авиакеросина?
– Мы сейчас решаем эту проблему. Мы всесторонне изучили обстановку, провели много переговоров с американцами. Фирмы-поставщики снабжают ЦТП топливом в больших объемах. Сейчас правительство установит государственный контроль в компании «Аалам сервис», которая и станет поставлять авиакеросин, чтобы там больше не было коррупционных схем. Посмотрим, как будут идти дальнейшие переговоры, но мы выстроили свою линию поведения. И мы верим, что в результате деньги, шедшие в карманы бывшей семьи, будут идти в бюджет.
– США согласны с такой позицией?
– Они все правильно понимают. В конгрессе были большие слушания по этой теме. Там тоже заинтересованы, чтобы коррупционные схемы больше не поддерживались, добиваются прозрачности в деятельности этого объекта. Американские эксперты разъяснили в конгрессе, почему их правительство до последнего времени закрывало глаза на эти схемы, и выступили против такого положения. Поэтому сейчас у нас полное взаимопонимание.
– Спасибо вам за беседу, мы желаем вам успехов.
Бурулкан Сарыгулова, радио «Азаттык», Кыргызстан (перевод с кыргызского)
|